Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Отель Ламбер: как жить на острове в центре Парижа

Несколько дней октября 2022 г. в парижском Sotheby's проходили распродажи самой авторитетной и богатой за последние годы частной коллекции произведений декоративного искусства XVI-XVIII веков, в основном французского, но не только. Итог аукционов – более 76 млн евро. На торги были выставлены мебель, картины, серебро, фарфор, ковры и гобелены, эмали, скульптуры, бронзы, ювелирные украшения, табакерки, веера. Все предметы – музейного уровня, не только представляют эстетическую, но и историческую ценность, как например, вот этот комод мастера Бернара I Ван Ризенбурга второй половины XVII в. (панцирь черепахи, маркетри из латуни, шпон черного дерева, позолоченная бронза, столешница из красного мрамора).

An important Louis XIV marquetry commode, circa 1710-1720, attributed to BVRB I. Sotheby's
An important Louis XIV marquetry commode, circa 1710-1720, attributed to BVRB I. Sotheby's

Этот комод и все другие предметы из коллекции украшали парижскую резиденцию представителя королевской семьи Катара Хамада бин Абдуллы Аль Тани, отель Ламбер, самый красивый, известный и закрытый особняк на острове Сен-Луи. Сам принц - обладатель безупречного вкуса, богатой эрудиции и прекрасного «глаза», как говорят про него французы. Благодаря этому «глазу» его коллекция и вызывает исключительно восторженные отзывы: грандиозная, великолепная, уникальная. И он же провел тщательную и бережную реставрацию помещений.

Pierre Dubard. Отель Ламбер. Вот вы видите левее центра 2 этажа полукругом выступающие, это галерея Геракла наверху, а под ней была библиотека.
Pierre Dubard. Отель Ламбер. Вот вы видите левее центра 2 этажа полукругом выступающие, это галерея Геракла наверху, а под ней была библиотека.

Поскольку отель является историческим памятником, то руководил реставрацией Ален-Шарль Перро — главный архитектор Исторических зданий и президент Академии изящных искусств. Он рассказывает, как снимали все полы, панели, позолоту, росписи и картины, реставрировали в мастерских, устанавливали в отеле все современные системы, необходимые для комфортной жизни. Но вообще, проект этот вызывал бурные споры, потому как изначально предполагалась, кроме кондиционеров, например, что понятно, установка лифта и создание гаража под садом. Это привело к долгим судебным процессам, пока не нашли компромисс. Но в 2013 г. случился пожар, рухнула крыша и одно из помещений XVII века было утрачено безвозвратно.

Вид на ул. Сен-Луи и сад отеля Ламбер (справа). Историческая библиотека г. Парижа
Вид на ул. Сен-Луи и сад отеля Ламбер (справа). Историческая библиотека г. Парижа

Особняк, который принц купил в 2007 г. построен в 40-х гг. XVII века по проекту будущего архитектора Версаля Луи ле Во. Для себя ле Во построил дом по соседству и им же спроектированы многие дома на острове, поэтому еще Сен-Луи выглядит как единый гармоничный ансамбль. Заказчиком был финансист Жан-Батист Ламбер, которому не довелось пожить в своем новом доме, он умер и обустройством отеля занимался его брат Николя. Участок под застройку был сложный и ле Во отступил от традиционной схемы «между двором и садом», сместил центральную ось, отделил все хозяйственные службы и разместил их в цокольном этаже, поднял уровень сада и запланировал 2 этажа овальных галерей с большими окнами и видами на реку. Вот их еще можно разглядеть за стеной, окружающей особняк. В следующем столетии дом самого ле Во присоединили к отелю Ламбер.

План 1-ого этажа,
План 1-ого этажа,

Николя Ламбер привлек лучших художников и отель приобрел Кабинет любви, Кабинет муз, Банный кабинет (как это правильно перевести на русский - не знаю, Cabinet des Bains, небольшой кабинет водной тематики, расписанный Эсташем Ле Сюром аллегорические фигуры, кораллы, ракушки, вот он и погиб в пожаре) и знаменитую галерею Геракла, которую расписывал Шарль ле Брен. А сад создавал Андре ле Нотр, т.е все мастера, что трудились над этим отелем позже работали в Версале,

Галерея Геракла
Галерея Геракла

Бернар Пикар. Интерьер Кабинета Любви. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Бернар Пикар. Интерьер Кабинета Любви. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Бернар Пикар. Картины Шарля Ле Брена и Эсташа Ле Сюра из отеля Lambert. Кабинет муз: Вид изнутри. 1740 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Бернар Пикар. Картины Шарля Ле Брена и Эсташа Ле Сюра из отеля Lambert. Кабинет муз: Вид изнутри. 1740 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Семья Ламбер владела этим домом до 1732 г., потом там держала блестящий салон Луиза Дюпен, бабушка Жорж Санд, жена сборщика налогов, собиравшая у себя весь просвещенный Париж. А еще позднее отель принадлежал маркизу дю Шатле, чья жена - удивительная женщина, обожавшая платья, туфли, физику и математику и во всем этом прекрасно разбиравшаяся: она осуществила перевод работы Ньютона на французский, пишут, что он до сих пор актуален. Ее даже приняли в академики Болонской академии наук, видимо, более прогрессивной чем французская, в которой о женщинах не могло быть и речи. Маркизу связывал долгий роман с Вольтером, который, предположительно, прожил какое-то время в том самом Банном кабинете.

Морис Кантен де ля Тур. Мадам дю Шатле за письменным столом.
Морис Кантен де ля Тур. Мадам дю Шатле за письменным столом.

Затем была Революция и Империя, особняк потерял часть своих сокровищ, и его занимало "Военное бельевое общество", так понимаю, что это снабжение армии текстилем разного назначения. Общество сделало отель своим складом, установило в галерее Геракла матрацные станки, в соседних помещениях - шерсточесальные машины. Часть помещений общество еще сдавало в аренду, в 1838 году госпожа Лагранж открыла там школу-пансион для девочек. Все это, конечно, способствовало обветшанию отеля.

Фасад отеля Ламбер.
Фасад отеля Ламбер.

Только в середине XIX- го века он вернул себе прежний блеск при новых владельцах, князьях Чарторыйских, которые сделали его центром польской эмиграции. В отеле бывали Делакруа, Бальзак, Лист, Шопен, Берлиоз и Жорж Санд, внучка бывшей владелицы отеля. Князь же был вдохновителем создания Польского историко-литературного общества, чья штаб-квартира и сегодня располагается на Орлеанской набережной Сен-Луи.

Полонез Шопена. Бал в отеле Ламбер. Гуашь Теофила Квятковского . Познанский  музей.
Полонез Шопена. Бал в отеле Ламбер. Гуашь Теофила Квятковского . Познанский музей.

Обеды и балы, которые давали князья Чарторыйские гремели на весь Париж: для бала в феврале 1844 г. двор был покрыт настилом на высоту второго этажа и служил основным бальным залом, куда можно было выходить прямо из галереи. В 1845 г. княгиня устроила на втором этаже приют для дочерей польских эмигрантов, который просуществовал до 1899 года.

Неизвестный автор. Бал, устроенный в отеле Lambert 25 января 1845 года княгиней Чарторыйской ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Бал, устроенный в отеле Lambert 25 января 1845 года княгиней Чарторыйской ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Чарторыйские были единственными владельцами, которые прожили в особняке более столетия, но в конце концов были вынуждены разделить его на съемные квартиры, чтобы платить за содержание. И в следующий раз речь пойдет о владельцах и квартирантах XX века, и подробнее о том, как устроить бал так, чтобы его вспоминали еще лет 50, как минимум.

Про сам остров здесь

И в телеграме другие истории, например современные интерьеры отеля