Откуда появился Васька в деревне, Лиза точно не знала. Сначала слышала разговор мамы и бабушки, что Васька сын бандита, того прибили, а мать родная кинула его к бабке, потому что не нужен. Потом слышала, как бабы в магазине говорили, что Васька в один день без родителей остался, поэтому его и привезли жить к бабке.
В общем, точных сведений не было ни у кого, ну, может быть всего у пары человек, но они не распространялись на эту тему.
Спросить у самой бабки не представлялось возможным, потому что бабкой Васьки была та самая Мироновна, мимо дома которой все на цыпочках ходили. А все потому, что Мироновна это была не просто бабкой, а Бабкой с большой буквы. Все в деревне знали, что если кто-то заболел сильно, то бежать нужно со всех ног к Мироновне. Врачи не помогут, а она поможет. Ну, и если дорогу Мироновне перешел, то все, или переезжай, или молись.
Лиза, когда подросла немного, все допытывалась у бабки своей:
-Бабуль, а расскажи, кто перешел дорогу-то, что с ними было?
Бабка на секунду задумывалась, потом сердито говорила:
-Ой, иди уже делом каким займись, вон, смородина вся осыпается, а ты тут ерунду спрашиваешь!
В конце концов, Лиза поняла: или Мироновне никто дорогу не переходил, а у деревенских просто от страха глаза велики, или… Или все это не больше, чем фантазии.
Но, все равно, не узнать ничего, и жить спокойно, было совершенно не правилах Лизы. Мать, забирая ее в конце августа из деревни, всегда вздыхала:
-Господи, снова тебя отучать от всех этих деревенских замашек…
Лизе было немного обидно. Ей казалось, что в деревне-то как раз, все правдивые, добрые, и вообще правильные. Вот взять, к примеру, их классную руководительницу Аллу Евгеньевну. Лиза с самого первого класса считала, что их учительница святая. Она смотрела на нее, открыв рот, и честно, думала, что учителя настолько волшебные люди, что даже в туалет не ходят.
А однажды они с папой были в детском парке. Там же была и Алла Евгеньевна. Видимо со своим сыном. Лиза не сразу узнала в орущей на ребенка женщине своего кумира. Мальчик перепачкал мороженым платье, в которое учительница была одета. И теперь она такими словами на него кричала, что Лизе даже плохо стало. А еще сопровождала эти свои слова тычками.
Когда Алла Евгеньевна пришла на урок и завела речь о том, что нужно быть честным и справедливым к тем, кто слабее тебя, тема такая была, то Лиза просто встала и вышла из класса. В школу вызвали родителей, в кабинет к директору пригласили и саму Лизу. Там-то она и объяснила свою позицию. Алла Евгеньевна побелела, когда Лиза без запинки выдавала слова, которыми она ребенка называла. Мама чуть в обморок не упала, а папа... Папа старательно прятал усмешку.
Алла Евгеньевна осталась у них преподавать. С Лизой пришлось говорить папе, и объяснять, что учителя тоже люди, и у них могут быть проблемы с настроением. Конечно, Лиза сделала вид, что все поняла, но с трудом дождалась конца учебного года. В следующем году они все переходили в старшие классы, и поэтому общение с Аллой Евгеньевной, сводилось к нулю.
Первым, кого она увидела, выйдя на улицу после сытной бабушкиной встречи, был Васька. Он заметно вытянулся, даже, как будто возмужал. Лиза прикинула, сколько же ему лет… Бабушка говорила, что он на три года ее старше. Получается, что ему 13 или 14… Ну, где-то так. Конечно, он уже взрослый, но и Лиза вообще-то, тоже в старшие классы пошла.
Она вышла с независимым видом и направилась к речке. Уже два лета ей было можно ходить на речку одной. Как ни странно, но Васька был уже там.
-Как водичка?
Он с интересом посмотрел на нее:
-А ты что, купаться собралась?
-Собралась, а что, нельзя?
Васька смутился.
-Почему нельзя, можно. Просто, я думал, что такие городские в простых речках не купаются, боятся растаять.
Лиза хмыкнула и прыгнула в воду. То ли вода оказалась холоднее, чем она думала, то ли она забыла за зиму, как это-плавать, но девочка почувствовала, что дыхание перехватило и ее охватывает паника…
-Не бойся, я поддержу. Ну…
Она открыла глаза, и перестала беспорядочно хлопать руками по воде.
-Вот, успокойся, ты чего? Тут же мелко…
И Лиза поплыла. Тело вспоминало, как это нужно делать, но большую уверенность придавал темноволосый мальчик, который плыл рядом.
Потом они лежали на траве и хохотали.
-А я смотрю, у тебя глаза стеклянными стали, ну, думаю, все. Сейчас тонуть начнешь!
Лиза смеялась в ответ:
-А я же и собиралась. Никак не могла вспомнить, что нужно делать.
Возвращались они с речки вдвоем, и уже довольно поздно, потому что у калитки Лизу ждала мать.
-Кто это с тобой был?
-Это Вася…
-Вася? Не знаю такого. А он чей?
-Мама, ну раз ты не знаешь, тебе это зачем? Главное, что я его знаю.
Мать нахмурилась, а как вошла в дом, сразу задала бабушке вопрос:
-Мам, что за кавалер у нашей Лизки? Василием зовут.
Бабка уронила тарелку:
-Лизка, я тебе еще когда говорила, чтоб не смела с Васькой водиться!
Лиза уселась на диван и с интересом посмотрела на бабушку:
-Потому что у него бабка колдунья?
Отец Лизы, который внедрял в производство современные технологии, как-то болезненно скривился, пытаясь сдержать смех, а бабка уперла руки в бока.
-А ты что думаешь, это все шуточки? Он, не так давно, у дачников мальчик при смерти был, считай! Они сюда приехали, чтоб ему легче было, воздух и все такое... Все доктора руками разводили, а тут Мироновна за него взялась. Ой, говорят, и костерила родителей его, на чем свет стоит. И через месяц он уже бегал со сбитыми коленками с деревенскими мальчишками. Что скажешь, не чудо?
Лиза кивнула, уплетая блины
-Чудо, конечно, бабуль. Только тогда вообще непонятно, почему ты недовольна. Выходит, что Мироновна очень хороший и добрый человек!
Анастасия Семеновна растерянно посмотрела на дочь, потом на зятя, но, решила не сдаваться.
-Ладно, не хотела я тебя пугать, но раз ты не хочешь старших слушать. Вот Васькины родители… Папка-то его мать в могилу свел. Говорили, что колотил, как сидорову козу. А Мироновна на похороны в город съездила, одно только слово наедине зятю шепнула, и все… Сгинул зять! Никакая милиция найти не смогла. А ведь он не простым человеком был, бандитом!
Бабушка подняла вверх указательный палец. А Лиза, воспользовавшись тем, что в доме наступила тишина, спросила:
-Бабуль, а вот ты откуда знаешь, что она там что-то шепнула, если это было наедине. И бандитам у нас что, удостоверения выдают? Приходит человек, достает удостоверение и говорит-я бандит?
Отец Лизы не выдержал. Сколько мог, столько держался. А тут не выдержал. Согнулся пополам от смеха, а Анастасия Семеновна на него укоризненно посмотрела.
-Ну, что ты ржешь? Потом поздно думать будет! Вот помните мое слово. Или вы ей запрещаете общаться с этим Васькой, или снимаю с себя всякую ответственность!
Лиза понимала, что она девочка послушная, и если родители сейчас что-то скажут, то придется послушаться, а это испорченный отдых, поэтому поспешила сказать:
-Мои родители знают, что я разумный человек, и просто так, без причины, запрещать мне общаться с людьми не будут.
Отец быстро вышел на улицу, боялся, что теща его чем-нибудь огреет, если он еще раз рассмеётся. Мать вздохнула:
-Мама, мы, конечно, тоже переживаем, но запрещать ей общаться с Василием глупо. Они же здесь в деревне все, как братья и сестры, и как это будет выглядеть? Я очень надеюсь, что наша девочка достаточно взрослая, чтобы разобраться самой, хороший этот Василий, или нет.
Лиза отправила в рот еще один блин, быстро чмокнула маму и бабушку и выскочила на улицу. Отец сидел на крыльце.
-Ну, что, егоза, всех умыла?
-Папа, но это же несправедливо.
-Да понимаю я. Но, очень тебя попрошу, будь внимательна, и, пожалуйста, не зли бабушку. Ты же знаешь, что у нас с мамой большой проект, а бабуля может в любой момент приказать-приезжайте.
-Хорошо, пап… Я буду очень внимательна.
Утром родители уехали, а Лиза, быстро перекусив, отправилась на улицу. Нужно было встретиться со всеми, к кем она здесь виделась только летом. В общем, дел не переделать.
С Василием они виделись каждый день, а к середине лета почти и не расставались. Только спать домой и ходили. Он научил ее находить места, где бралась самая крупная рыба, научил идти туда, где была самая большая и крупная ягода в лесу. А еще они много купались, а потом, лежа на берегу, мечтали.
-Вот я, когда стану совсем взрослым, буду богатым бизнесменом.
Лиза рассмеялась:
-Вася, ну нет такой профессии-бизнесмен. Ты же должен выбрать какое-то направление, ну, торговлю, или производство.. В общем, чем будешь заниматься, и тогда ты там можешь стать бизнесменом.
Вася тоже улыбался:
-Нет, я точно буду бизнесменом, а уж каким, потом решу. А ты кем хочешь стать.
Лиза посерьезнела.
-Я очень хочу стать детским доктором. Знаешь, таким, самым лучшим. Самым… Чтобы меня пригласили работать в самую лучшую больницу, где операции стоят бешеных денег. А я бы согласилась, но, чтобы мне разрешили проводить и бесплатные для тех, кто не может заплатить.
Василий удивленно посмотрел на нее:
-У тебя намного серьезнее мечты, чем у меня.
-Знаешь, у нас в школе не так давно умер мальчик. Родители не успели набрать нужную сумму на операцию. Я его почти не знала, пару раз всего видела, но это так страшно.
Василий улыбнулся:
-Знаешь, а я буду таким бизнесменом, который будет помогать детям и оплачивать им операции.
Лиза рассмеялась:
-Вот и отлично, буду знать, к кому обращаться.
Вечером за ужином бабушка ворчала:
-Приедут родители твои, со свету меня сживут. Исхудала вся, только глазищи и остались.
-Бабулечка, зато я вверх очень быстро расту.
Анастасия Семеновна вздохнула.
-Думаешь, что за это меня похвалят?, Это же теперь всю одежду нужно новую покупать. Вот не знаю, то ли не кормить тебя, чтобы вверх больше не тянулась, то ли, наоборот, кормить, чтоб хоть немного мяса наросло…
Лиза рассмеялась:
-А нельзя оставить все, как есть?
Бабушка махнула рукой.
-Беги уж. Васька вон, пятый круг вокруг дома на велике накручивает.
Лиза с удивлением посмотрела на улицу. Странно, они же уже расстались, до завтра, почему он снова здесь?
Она быстро накинула куртку и вышла на улицу. Васька лихо затормозил.
-Лиз, я предупредить тебя…
-Что случилось?
-Папка мой объявился. Отсидел свое… Ну, и увидеться со мной хочет, сюда едет. А я его видеть не хочу. Я в сторожку лесную на пару дней уйду. А ты не скучай.
-Я с тобой!
Вася строго на нее посмотрел:
-Не говори глупости. Сиди дома, я, как узнаю, что он уехал, сразу вернусь.
-А как ты узнаешь?
-Ты не переживай, я узнаю. Ну, все, пока!
Вася только скрылся за поворотом, как на небе что-то грохнуло, и на землю хлынули потоки воды. Лиза стояла под дождем и понимала, что теперь ей тут совсем не интересно.
На следующий день все уже знали, что приехал отец Васи, и что бабка на порог его не пустила. Бабушка все крестилась и причитывала:
-Истинный уголовник!
А Лиза с тоской думала-поскорее бы этот уголовник уехал, а то без Васи совсем скучно.
Прошло три дня. Отец Василия вроде бы уехал, а вот сам Василий не появлялся. Тогда Лиза решилась и пошла к Мироновне.
Старуха встретила ее неласково.
-Что надо?
Лизе было очень страшно, но она взяла себя в руки:
-Скажите, пожалуйста, а когда Вася вернется?
Старая женщина смотрела на нее долго, потом произнесла:
-Как вернется, так и вернется. Рано, видимо, ему еще.
-Как вы так можете говорить? А вдруг он заболел? Лежит там, в лесу один, и помочь ему некому.
Старуха даже палкой по земле стукнула:
-Вернется, я сказала, а ты не вздумай ничего делать…
Но Лиза уже знала, что она пойдет в ту самую сторожку, Василий ей показывал ее один раз.
Она развернулась, чтобы уйти, но старуха ловко поймала ее за руку.
-Стай… Не вздумай к Ваське в лес! Сгубишь ты его! И меня заодно!
Но Лиза вырвала руку и припустила к дому бегом.
Бабушке она написала записку, чтоб та не переживала, она будет с Васей. Собрала кое-какой еды, и двинулась к лесу.
Лиза не знала, что так получится. Она заблудилась буквально через два часа. Потом ей казалось, что все, она нашла тропинку, но на небе стало темнеть, и тропинка снова потерялась. Стало так страшно, что Лиза заплакала. И, когда надежды уже не было, она увидела сторожку.
-Вася! Вася!
Он был внутри. Лежал на каком-то топчане и его била лихорадка. Лиза осмотрелась. Нашла огарок свечи, растопила сложенную прямо на земле чугунку или печку, девочка не разбиралась. Выскочила наружу, сразу увидела малинник, наломала и листьев и ягод… Всю ночь она просидела возле Васи. Поила его чаем, прикладывала на лоб смоченную тряпку. Как только небо посветлело, Вася открыл глаза:
-Лизка, ты откуда?
Лиза, у которой стучало в висках, вяло ответила:
-Оттуда…
И тихо сползла на пол. То ли устала сильно, то ли тоже заболела….
Их нашли к вечеру. Теперь уже Василий пытался поить ее отваром малины, прикладывал холодную тряпку…
Первым на полянку выскочил отец Лизы, он сразу учуял дымок, кинулся к избушке:
-Отошел от нее! Быстро!
Тут же появились другие люди, Василия оттащили в сторону, не дав ему и слова сказать. Лизу, на самодельных носилках понесли в деревню.
Она очнулась через день… Рядом сидела мама, бабушка.
-Ну, слава богу, с возвращением…
-Мама, бабушка, что случилось?
-Что-что… Чуть не сгинула. Если бы не Мироновна… Она травки принесла, и слава богу, помогло тебе. Какая-то лихорадка болотная, не иначе.
-А Вася? Где Вася? Он тоже болел…
Мать и бабка переглянулись и промолчали.
-Мама?
Женщина вздохнула.
-Понимаешь, дочка… Так получилось… Мы испугались очень. И искали же тебя и люди из органов, и из опеки приезжали, и из соседних деревень…
-И?
-В общем… Васю в приют забирают. Забирают его у бабки, потому что она не может его воспитывать.
Лиза села.
-Как? Из-за меня? Мама, нужно что-то делать! Слышишь? Вася не сделал ничего плохого.
Она вскочила и пошатываясь пошла на улицу. Мать следом:
-Лиза, вернись! Мы понимаем… Но тогда у нас представляешь, что в голове было? Мы теперь ничего не можем поменять…
Во дворе сидел отец. Он только коротко глянул на Лизу, подставил ей руку, и они пошли к дому Мироновны…
Лиза издалека увидела, что возле дома разворачивается драма. Стояла машина. Несколько людей в форме, сама Мироновна. Старушка плакала… Нет, она рыдала, с каким-то страшным подвыванием, а Василия держали в машине, не давая ему выйти.
-Вася!
Он увидел ее, улыбнулся:
-Не плачь, Лизка… Мы с тобой обязательно увидимся…
Дверь захлопнулась, и машина тронулась. Мироновна упала на землю, и уже с земли прохрипела, глядя на Лизу:
-Будь ты проклята! Ты и вся твоя семья!...
Автор Ирина Мер
Продолжение следует...