… Февральским вечером 1792 года граф стоял у ворот дворца Тюильри. Королева в письмах отговаривала его от опасной затеи, но он настаивал, и она сдалась. Сейчас дворец служит тюрьмой королевской чете; вдобавок шведа Ферзена знают как нежного друга Марии-Антуанетты. Но ему важно ее увидеть, пусть с риском для жизни. У него готов план нового побега.
«Пройдя к королеве через охрану национальной гвардии, я оказался в ее покоях. Вокруг все спали. Остался здесь». Это все, что поведал нам Ханс Аксель фон Ферзен о последней встрече с дамой сердца. За рамками скупых строк дневника – шок от перемен: королева исхудала, постарела; тусклые глаза, седые волосы. А ей всего 37. Наутро граф видит Людовика XVI, предлагает тому бежать в Нормандию, где вот-вот высадится с войском Густав III, король Швеции. Но король Франции бегать больше не желает.
Ферзен, сам себе не веря, обещает Марии-Антуанетте скоро вернуться.
«Ах, старый знакомый!»
За полгода до того граф устроил побег королевской семьи из Парижа: дофина обрядили девочкой, короля – мещанином (зеленый сюртук, круглая шапка); Марию-Антуанетту укрыли широкие поля черной шляпы; извозчик-Ферзен сидел на козлах. Маскарад удался на славу. За городом граф покинул беглецов, чтобы сбить со следа солдат. Увы, в городке Варенн Людовика XVI узнали, приветствовали и - сдали депутатам Нацсобрания.
Ферзен рвал и метал, король пал духом; только Мария-Антуанетта не теряла надежды. Она верила в того, кого 15 лет назад полюбила всем сердцем.
23-летний красавец швед явился в Париж за удачей и приключениями. Королева увидела его на маскараде в Опере; запомнила. Спустя год Ферзена представили ко двору, Антуанетта улыбнулась: «Ах, старый знакомый!». Он запросто приходит в ее покои поиграть в карты, поболтать. Однажды сражает дам Версаля шведской парадной формой: белая туника, голубой камзол, замшевые штаны с оборками, золотой пояс, шпага с позолоченным эфесом. Мария-Антуанетта не отводит от шведа взгляд. «Все самое блестящее и роскошное впитывало сердце этой кокетки… граф Ферзен, швед, полностью захватил сердце королевы… Высокий, стройный, прекрасно сложен, с глубоким и мягким взглядом», - пишет граф де Сен-Прист со знанием дела: его жена скоро станет любовницей Ферзена.
Что до Марии-Антуанетты… В Париже всяк уверен, что королева закрутила роман: ее часто видят с Ферзеном, когда тот во Франции, он уже командир королевского полка – кто там за него похлопотал? «Даже я замечаю, что интерес, который она испытывает к этому шведу, не просто доброе участие и королевская милость», - тревожится маркиз де Бомбель. Сам Ханс Аксель делится с сестрой: «Я не могу принадлежать… той, которая любит меня, вот почему не хочу принадлежать никому». В его письмах Антуанетте она шифруется под именем Жозефина. И писем были сотни; жаль, утеряны. Болтали, что королевские дети вовсе не дети Луи XVI. Но никаких прямых доказательств измены Антуанетты так и не нашли. Даже его апартаменты прямо над ее покоями и предполагаемая комнатка для свиданий – улики недостаточные.
Катастрофа
В середине 80-х годов 18 века граф с тревогой замечает глухую ненависть парижан к «австриячке». Он пишет королю Швеции Густаву III: «Королеву приняли очень холодно. Ее окружала гробовая тишина, ни одного возгласа». Мы-то знаем, как опасно, когда «народ безмолвствует».
В страшные для Бурбонов дни революции 1789-го Ферзен рядом с Антуанеттой. Ситуация все хуже: транжирку-королеву обвиняют в финансовом кризисе (хотя к тому времени она научилась экономить), голоде, шпионаже в пользу Франции; к ней липнет кличка «мадам Дефицит». А она в ужасе, не понимает – за что с ней так? «Французский народ, которого она как следует не знала до самого 1789 года, представлялся ей чудовищем, способным на убийство», - пишет автор книги об Антуанетте Эвелин Левер.
Почти все ее друзья-придворные испарились; лишь Ферзен рядом. Дальше – неудачный побег, последняя встреча, казнь короля. В октябре 1793-го на эшафот взошла сама Мария-Антуанетта. До последнего дня верный швед лихорадочно строил планы ее спасения, готов был подкупать всех подряд.
«То, что случилось в Консьержери, убило меня. Я ничего не чувствую… потерял все: чувства, интерес, жизнь, все это было связано у меня лишь с ней и все было потеряно». Разве так напишет просто преданный друг?
Граф Ферзен переживет Марию-Антуанетту на 17 лет; Франции после ее казни больше не увидит. Не женится.
В 1810 году умрет наследник шведского престола, пойдут слухи, что принца отравили при участии Ферзена. Он в качестве риксмаршала возглавит похоронную процессию и будет растерзан разъяренной толпой.
Автор – Марина Туманова
Душевное спасибо читателям за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки
На обложке: кадр из фильма С. Копполы "Мария-Антуанетта"
Еще по теме: