Если в детстве нас могли поругать за лишний час безостановочной игры в приставку, то этот парень, судя по всему, был предан играм сутки напролёт.
«Я вырос на играх Atari и Nintendo. Я всегда был связан с минимальным, 8-битным изображением формы, пространства и движения», — говорит давно выросший игроман, ныне знаменитый художник-экспериментатор из Нью-Йорка Адам Листер (Adam Lister).
Современное искусство отчаянно бьётся в поиске новых путей развития. Инсталляции с беспёрыми цыплятами, торчащие из стен женские ноги и белое полотно с тремя красными пятнами — всё это изживает себя и остаётся в далёком прошлом. Сегодняшние мастера вдохновляются классическими образами и ищут новые средства для их выражения. Листер, например, перевёл на язык забытой, но любимой эпохи первых видеоигр сюжеты классических картин. Тысячи восторженных либералов и сотни негодующих консерваторов обратили своё внимание на столь необычное творчество, что сделало произведения Адама ещё более известными.
Его всегда вдохновляли кубизм и геометрическая абстракция, а его работы – это интерпретация популярных образов и икон современной массовой культуры в стиле видеоигр 80-х годов XX века, а также кубизма и абстрактной акварельной живописи. Да Винчи, Жорж Сёра и Винсент ван Гог, изображённые в формате Super Mario, – смелый и креативный ход оригинального Листера.
Жёсткость геометрии и акварельная мягкость смешались воедино на полотнах художника и стали отличительной чертой великолепной серии «8-битная акварель» (8-Bit Watercolors), которая исследует взаимодействие между изобразительным искусством «пыльного прошлого» и современными способами визуализации.
«Эти изображения, как головоломки, разобранные на кусочки, соединив которые можно увидеть цельный предмет. Эти работы были вдохновлены моей любовью к геометрической абстракции, истории визуального искусства и цифровой графике прошлых лет», — говорит художник.
«Ломать — не строить», — твердят нам отовсюду. Однако это вряд ли придётся по вкусу Адаму Листеру. Процесс создания его произведений начинается именно с разрушения: он напрочь стирает узнаваемое изображение, затем анализирует его ключевые элементы и упрощает картинку. Художник создаёт карандашный эскиз основных элементов композиции, разделяя части картины на крупные блоки. После чего продолжается работа над предварительным наброском. В создании эскиза используются исключительно строгие вертикальные и горизонтальные линии, а фигуры трансформируются: круг становится квадратом, диагональ превращается в лестницу. Первоначальный сюжет обретает новое воплощение в визуальной эстетике 8-битной графики. И вот «Тайная вечеря» выглядит как ещё один уровень из The Legend of Zelda. Финальным и решающим штрихом в идее мастера становится использование акварельных красок.
«Мне кажется, что прозрачность и деликатность акварели на плотной бумаге с ярко выраженной текстурой хорошо работает на контрасте с жёсткой геометрией рисунка», — так отзывается об особенностях своих работ Адам Листер.
Метод «чем проще, тем лучше» как нельзя кстати олицетворяет тот замысел, который пытается донести художник через свои произведения. Важно понимать аудиторию. Поэтому Листер ставит себя на место зрителя, когда картина закончена. Упрощая рисунок, он всего лишь стирает отвлекающие лишние детали, чтобы дать возможность достроить картину в воображении самостоятельно и сформировать собственный целостный образ.
«Мне всегда был близок минималистичный модульный стиль, характерный для примитивной графики видеоигр. Для меня это символ побега от реальности и возврата к более простой жизни», — говорит о смысле своего творчества Адам Листер.
Придёт ли кому-то в голову пойти по стопам самобытного художника, остаётся вопросом времени. Возможно, 8-битное искусство потеряет себя тогда, когда умрёт последняя память о видеоиграх «эпохи динозавров». Возможно, в скором времени мы увидим целую плеяду молодых художников, которые пойдут по стопам мастера из Нью-Йорка. Но на всякий случай иногда разрешайте маленькому чаду увлекаться компьютерными играми. Вдруг именно ваш ребёнок – новый Адам Листер?