Найти тему
Будо Глобал

История Международной конфедерации боевых искусств (4 из 6)

Эпизод 2

Первый, масштабный, символ своего времени — всё это может и должно быть сказано о первом Международном фестивале боевых искусств «Свободная Россия», который МКБИ «АЙМАК» провёл в 1993 году. Даже в названии чувствуется время. Совсем недавно распался Союз Советских Социалистических Республик и, хотя республики были уже и не советские, и не социалистические, но всё ещё чувствовали себя союзными. На соревнованиях, где американская команда насчитывала более 250 спортсменов, а всего приняло участие около тысячи человек, бывший СССР выступал единым фронтом.

Атакует Александр Агапов
Атакует Александр Агапов

С чемпионским достоинством держалась команда Узбекистана во главе с Нурхоном Нафасовым и Арсланом Иловым. Блестящее впечатление о себе оставили представители грузинской, литовской, азербайджанской и эстонских команд. Основательно и добротно выглядела сборная сибиряков под мощной дланью Сергея Малютина. Много действительно интересного можно было увидеть на первом Фестивале. А что говорить о чувстве товарищества между «советскими» спортсменами! Вроде бы и разделили нашу страну жадные дяди в одном дремучем лесу в 1991 году, а мы всё равно продолжали оставаться вместе.

А мастер Тони Эйбл? Затеянные им показательные выступления с железным прутом могли иметь для него самые тяжёлые последствия. Американский мастер демонстрировал свои уникальные способности простым, но весьма зрелищным образом — ему в горло упирали трёхметровый железный прут, ассистенты в количестве трёх–четырёх человек давили этим прутом на горло и железяка (да–да!) сгибалась. К восхищению публики у мастера на горле оставалось лишь небольшое красное пятнышко. Вот это концентрация! Впечатляло!

Перед своим выступлением на фестивале неосторожный Тони попросил Сергея Малютина взять нескольких спортсменов и помочь ему. Бедолага… он не знал, с кем связался! Малютин, горя искренним желанием как следует выполнить просьбу заокеанского мастера, отвёл прут от горла представителя США и с мощью пяти сибирских ребят попытался ударом вернуть его обратно демонстратору. Всё кончилось хорошо — мастер Эйбл успел увернулся. Это было очень удачно, потому что приехал он дружить, и его роль в организации ныне крайне велика.

Весьма интересно проявил себя и грандмастер Е Бонг Чой — он разрубил мечом яблоко на шее одного отважного российского парня. Всё обошлось благополучно.

-2
-3

Нельзя не сказать, что трио организаторов первого фестиваля со стороны США — грандмас­тер Е Бонг Чой, мастер Джордж Кэнслер и Джордж Пласко (президент компании “Arts Development International” — основного американского промоутера соревнований) сумели сделать очень многое. Российские зрители увидели видеоприветствие от Сильвестра Сталлоне, записанное им специально для участников и гостей фестиваля. а потом он ещё и поблагодарил организаторов своими фотографиями.

Арслан Илов (Узбекистан) и Джордж Кэнслер (США)
Арслан Илов (Узбекистан) и Джордж Кэнслер (США)

В Санкт-Петербург приехало «целых» три грандмастера (Е Бонг Чой, Ким Су и Мануэль Танинго) со своими «подшефными», притом все трое выступили с показательными выступлениями, а один из них и вовсе решил показать себя в командных соревнованиях. Но об этом позже…

Грандмастер Ким Су (США)
Грандмастер Ким Су (США)

Хотя председателем оргкомитета фестиваля был мэр Санкт-Петербурга А.А. Собчак, к сожалению, никакой помощи от города, кроме с трудом подписанного приветствия и больших проблем с гостиницами (что стоило Константину Лебедеву прединфарктного состояния), организаторы не получили, и основная часть возникших проблем решалась самостоятельно в «пожарном» порядке. Тем не менее, турнир удался, а российская сторона ещё и получила громадный организационный опыт, да и присмотрелась более пристально и без лишнего пиетета к иноземным мастерам. Ну мастера, ну грандмастера, и что?

Многие наши ребята тоже сумели очень здорово себя проявить. Чего стоит просьба американской стороны сразу после показательной программы дать золотую медаль восьмилетнему ученику Романа Ни. Правда, американцы попросили его наградить как бы вне программы, так как стало очевидным, что иначе на золотую медаль кому-нибудь ещё рассчитывать нельзя. И не удивительно — после его блистательного выступления их опасения были, безусловно, оправданы. Хотя со спортивной стороны просьба выглядела несколько странно.

На церемонии открытия фестиваля. Слева направо: Павел Кошелев, Николай Смирнов, Николай Савук, Сергей Судаков, Джордж Пласко, Игорь Политавкин,  Ким Су, Артур Акопян, Александр Нечаев, Вячеслав Барковский, Владимир Илларионов.
На церемонии открытия фестиваля. Слева направо: Павел Кошелев, Николай Смирнов, Николай Савук, Сергей Судаков, Джордж Пласко, Игорь Политавкин, Ким Су, Артур Акопян, Александр Нечаев, Вячеслав Барковский, Владимир Илларионов.

Судейство соревнований, проведённое под руководством Сергея Судакова, Николая Смирнова и Николая Савука, позволило решить всё спорные вопросы мирным путём — а их возникало не мало не только с американскими спортсменами, но и с канадскими, а особенно следует выделить пуэрториканцев. Они оказались очень сложными и требовательными парнями. А представители Венесуэлы (например, Хуан Карлос Навиа), наоборот — показали себя очень славными и демократичными мужиками.

Великолепную работу по информационному освещению фестиваля провёл известнейший ленинградский и питерский (именно так) тележурналист Эрнест Серебренников. Его телерепортажи с трёх дней первого МФБИ до сих пор составляют «золотую серию» МКБИ «АЙМАК».

Нужно упомянуть и рано ушедших, составлявших славу первой волны «каратисткого движения» в нашей стране — Вячеслава Цоя и Вадима Ковязина. Их работа в качестве, не хочется говорить информаторов, скорее ведущих, тоже в какой-то мере позволила провести соревнования успешно.

Команда гостей
Команда гостей

Нельзя вспомнить без грусти Вячеслава Барковского, большого мастера и потрясающего творческого человека, ушедшего рано и внезапно. Его участие в первом фестивале трудно переоценить. Известный питерский спортсмен-каратист, замечательный тренер, зоркий судья, позже получивший известность ещё как писатель и режиссер (кто не помнит «Русский транзит»?!), Вячеслав Барковский оказался тем человеком, который показал себя железным рефери в самом, без преувеличения, интересном разделе соревнований — командном первенстве:
В нём победители иностранцы выcтупали против победителей питерцев.

Блестящие выступления таких ребят, как Виталий Тюрганов, Дмитрий Дричко, Александр Агапов, Валерий Ходченко, Герман Емельянов (тренер Н. Смирнов) и Михаил Богданов (тренер Д. Момот) остались не только в памяти зрителей, но и в репортажах Эрнеста Серебренникова.

Сергей Малютин, Ким Су, Тони Эйбл, Николай Смирнов, Владимир Илларионов, Владимир Дексбах
Сергей Малютин, Ким Су, Тони Эйбл, Николай Смирнов, Владимир Илларионов, Владимир Дексбах

Но самым ярким событием, пожалуй, стал поединок Валерия Ходченко с грандмастером Мануэлем Танинго, в котором Валерий успешно провёл именитому иностранному гостю классический «хвост дракона». На совести чересчур гостеприимного и вежливого рефери Барковского исход этого боя (Валерий всё-таки проиграл), но общую победу уважаемый рефери отдал Санкт-Петербургу. Оценить великодушие и справедливость Вячеслава Евгеньевича поможет тот факт, что тренером Валерия был Николай Смирнов, а тренером Смирнова был Барковский. Непонятно? Ну, это как дедушка не отдал бы победу внуку в равном бою. Представляете себе моральную высоту «дедушки»? Кстати говоря, мудрый Барковский уже в далёком 1993 году дал справедливую установку, которой судейский корпус фестивалей (а впоследствии и Олимпиад боевых искусств) старается неукоснительно придерживаться: в равном поединке победа должна присуждаться гостю.

Продолжение следует...

Игорь Коршунов, Василий Башкин, Константин Лебедев
Санкт–Петербург, Россия