Несмотря на то, что, на мой взгляд, за последние годы искусство рисованных историй в России добилось выдающихся успехов, всегда хочется большего. Например, стабильно зарабатывать с комиксов деньги. В связи с этим среди художников-комиксистов ведутся постоянные дискуссии на вечные русские темы "кто виноват?" и "что делать?".
В одну из таких дискуссий и я вставил свои пять копеек.
Начну с близкой аналогии. Я считаю кинофильм цельным произведением искусства, которое можно оценивать только в совокупности его качеств. Т.е., если фильм ХОРОШИЙ, то в нём хорошо всё: сценарий, режиссура, операторская работа, игра актеров, художественное и музыкальное решения и т.п. Нельзя сказать: сценарий плохой, но вот операторская работа... или: актёры плохо играют, но зато музыка... - всё это будет означать, что фильм ПЛОХОЙ. (Это ПРАВИЛО, понятно, что есть исключения).
Теперь про отечественные комиксы. Буду жесток, в том числе по отношению к себе. Комикс - это органичный сплав (рисованного статичного) изображения и (драматического) сюжета. Я не знаю ни одного российского комикса достаточного объема ("графический роман", гениальных коротких комиксов у нас полно), который меня бы удовлетворил полностью, и с точки зрения графики, и сюжетом. Не родила пока русская земля такого героя. Я плохо знаю сценаристов, может быть, среди них есть таланты, которые никак не могут найти подходящего художника, чтобы расцвести пышным цветом. Но я знаю художников, которые могли бы нарисовать потрясающий комикс, если бы нашли себе подходящего сценариста. Ищем дальше.
Я сам склоняюсь к тому, что всему виной нехватка сценаристов. Сужу об этом, опять же, по кино. В кино сейчас нет достойных сценаристов, снимают один шлак. Где взять сценаристов, вопрос отдельный.
Итого. Главная наша проблема - нет хороших комиксов. Всё остальное: распространение, маркетинг, целевая аудитория и т.п. - вторично. Другое дело, что, появись такой ХОРОШИЙ комикс - мы о нём рискуем никогда не узнать, поскольку у него не будет маркетинга и распространения... Думаю, что нам могла бы помочь французская схема издания комиксов, о которой рассказывал Лоран Гальмо на Коммиссии-2003, я недавно вытащил с Комиксолёта пару архивных материалов на эту тему.
Сам я верю в то, что, как говаривал Джон Ф. Кеннеди, "прилив поднимает все корабли" - т.е. если рынок будет развиваться и расширяться, то выиграют все: и читатели, и издатели, и художники.
***
Все опубликованные на "Дзене" выпуски "Пафосной субботней авторской колонки" можно прочитать в соответствующей подборке.