Найти в Дзене

Военный мятеж. Почему так вышло

24 июня 2023 года – этот день вошел в Историю как попытка военного мятежа и государственного переворота в нашей стране.

В то субботнее утро я как всегда села за компьютер, чтобы узнать о последних событиях в зоне СВО, и сразу же наткнулась на видео с зашедшими в Ростов на Дону подразделениями ЧВК «Вагнер». В этом видеоролике руководитель частной военной компании, Евгений Пригожин, учинил разборку с двумя высшими должностными лицами Министерства Обороны, а также заявил, что его бойцы - спасители Отечества, и он анонсирует «марш справедливости» на Москву. «НЕУЖЕЛИ ОПЯТЬ, - пронеслось у меня в голове,- ведь с момента последнего переворота прошло всего лишь тридцать лет». Недоброе предчувствие и тревога защемили моё сердце - нахлынули воспоминания о смутных и лихих 90-х годах. Я включила телевизор, опасаясь, что, как и в августе 91-го, увижу балет «Лебединое озеро». Но по центральным каналам программа не поменялась – транслировались субботние мыльные телесериалы, и только информационная бегущая строка сообщала о скором обращении Президента к гражданам страны. Вскоре показали выступление Путина. Он назвал действия ЧВК «Вагнер» военным мятежом и пообещал привлечь к ответственности всех его организаторов.

После всего произошедшего не трудно было представить, как в США и Западной Европе политики, парламентарии и правительства затаили дыхание в предвкушении очередной победы над Россией: «Ведь мечты сбываются, и русские вновь собираются мочить друг друга». Запастившись попкорном, они приникли к экранам и мониторам, чтобы посмаковать новые кровавые сцены из нашей страны. Ну а про небратьев из Украины и говорить не приходится: после неожиданно свалившейся на голову перемоги у них «от радости в зобу дыханье спёрло». И даже, опережая события, их клоун-президент на русском обратился к нашим военным со своей навязчивой и абсолютно нереальной идеей – вывести войска за границы 1991 года.

Напряжение продолжалось до самого вечера. И только в 20.00 стало известно, что «кина не будет» - ситуация разрулена благодаря стараниям белорусского президента Лукашенко. Вагнеровцы возвращаются в свои полевые лагеря, а Путин прекращает уголовное дело в отношении Пригожина.

Всё как будто благополучно «устаканилось», но остались горький осадок и масса вопросов. И, на мой взгляд, самым главным из них является один: «Почему наши вчерашние кумиры и герои СВО повернули оружие против своих? Что могло побудить их поступить так предательски? Не верится, что, прошедшие страшные испытания и не раз видевшие смерть своих товарищей, боевые офицеры смогли поступить таким образом».

Всем известно, что единоначалие и ответственность – это два «кита», на которых в любой армии мира построено руководство, управление и взаимоотношения между военнослужащими. Командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к своим подчиненным, и несёт персональную ответственность за деятельность своего воинского подразделения и каждого входящего в его состав офицера или бойца. Ответственность несут и сами бойцы поскольку им вверено оружие для защиты интересов своего государства. Но в ЧВК «Вагнер», по всей видимости, на эти вещи смотрят иначе. В одном из интервью, данным Пригожиным после 24 июня, он на всякий случай размазал ответственность за произошедшее на всех своих соратников. Евгений Пригожин заявил, что решение о совершении марша на Москву было принято не лично им, а общим собранием командиров подразделений военной компании. Да и 29-го июня держать ответ перед Президентом в Кремль он пришел не один - его сопровождали тридцать пять командиров ЧВК «Вагнер».

Много лет назад мой муж, вспоминая события путча 91 года, рассказал мне о совещании офицеров воинской части, в которой он в то время служил. Совещание проводил генерал-майор Зубарев В.В. – требовательный и порой даже слишком жесткий командир. Но, тем не менее он пользовался безграничным и заслуженным авторитетом у всех без исключения военнослужащих части. Информация о событиях, происходящих в Москве, была очень скудной, поэтому нервное напряжение среди офицеров с каждым часом нарастало. На совещании ситуация не прояснилась. Начальник штаба зачитал, поступившие от вышестоящего командования приказы, которые, как всегда, были написаны под копирку - с одними и теми, давно набившими оскомину, требованиями: повысить боеготовность и усилить бдительность. Неожиданно Зубарев прервал начальника штаба и спросил у одного из младших офицеров: «Капитан Зиатов, если я вам отдам приказ открыть огонь по митингующим, что вы будете делать?» Офицер встал, немного смутился, но всё же ответил: «Приказ есть приказ - буду его выполнять». «А если среди них будет ваш отец или брат», - последовал ещё один вопрос командира части. Капитан окончательно растерялся и замолчал. «Садитесь», - произнес генерал. В классе, где проходило совещание, наступила гробовая тишина – все ждали разъяснений командира. Но он нахмурился и молчал, тщательно обдумывая своё решение. Вдруг он объявил о конце совещания, и сразу же вышел из класса. Воинская часть, в которой служил мой муж, в дни августовского путча не покинула пункт своей постоянной дислокации.

Думаю, что для руководств ЧВК «Вагнер» и МО, доведшим положение дел до вооруженного мятежа, эта история может послужить примером рассудительности и огромной личной ответственности командира за принимаемые им решения, и самое главное - их последствия.

В/часть ...... Генерал-майор Зубарев В.В.
В/часть ...... Генерал-майор Зубарев В.В.

В заключении, я хотела бы привести два афоризма, которые полностью уместны с событиями, произошедшими 24 июня. Они принадлежат Уинстону Черчиллю - премьер-министру Великобритании, который занимал эту должность в 1940-45 и 1951-55 годах.

  • «Кто в молодости не был революционером – у того нет сердца, а кто в зрелости не стал консерватором – мозгов».
  • - «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть».

На этом прощаюсь.

Берегите себя.

Ваша Раиса Захаровна.