Найти в Дзене

Настольная игра: Море, соль, бумага | Sea Salt & Paper. Очередной компактный шедевр от Бруно Каталы

Оглавление

🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Фабрика игр
🎎 Количество игроков: 2-4
⏱ Среднее время партии: 30-45 минут
📆 Возраст: 8+

"Коробочка."
"Коробочка."

Бруно Катала - очень интересный автор. Он принимал участие как в создании крупных известных игр, таких как Пять племен, Киклады, Тени над Камелотом, так и в менее крупных проектах. Самыми известными из его маленьких игр для меня были 7 чудес. Дуэль и Игра престолов: Десница короля, которую я уже не первый год вожу с собой в путешествия.

Особенно впечатляет то, как мастерски Катала создает компактные игры. Удивляет его способность делать их по-настоящему увлекательными, используя минимум компонентов и обходясь без игрового поля. Эти качества в полной мере проявились в его новой игре — Море, соль, бумага, которую русскоязычные игроки ласково прозвали Моресолька.

Интересный факт: За оформление настольной игры отвечают мастера оригами, а все изображения на карточках являются фотографиями настоящих композиций из бумаги.

Наполнение

Наполнение коробки более чем аскетично. За исключением четырех небольших подсказок, игра состоит из колоды в 58 карт.

"Наполнение коробочки."
"Наполнение коробочки."

Сетап игры

♟️ Подготовка к игре исключительно простая, поскольку она состоит всего из одной колоды карт. Для этого ее необходимо хорошенько перемешать и в закрытую выложить в центре стола. Две верхние карты кладутся слева и справа от колоды лицом вверх. Они обозначают стопки сброса. После, случайно определяется первый игрок, а так же всем раздаются карточки подсказок.

"Пример стартовой раскладки на 4 игроков."
"Пример стартовой раскладки на 4 игроков."

Игровой процесс

Играется Море, соль, бумага в несколько раундов, по истечению каждого из которых игроки будут зарабатывать победные очки. Победит в игре участник, набравший нужное количество победных очков, которое зависит от того, сколько человек играет в игру.
Ходы в каждом раунде протекают очень динамично, так как за каждым участником закреплены достаточно простые действия. Их за один ход каждый игрок может выполнить до трех:

Первое действие является обязательным.

🟢 Добавление карты в руку. Состоит из получения игроком карты. Для этого нужно либо взять верхнюю карту из любой стопки сброса. Либо взять две карты из колоды, одну из которых нужно оставить себе, а другую положить в любой из сбросов рубашкой верх.

Далее следуют два опциональных действия в порядке их выполнения.

🟢 Розыгрыш пар карт. Большинство карт в игре можно собрать в пару. Разыгрывая такую пару, у игрока есть возможность применить особый эффект. Чтобы он сработал, необходимо собрать подходящие для пары карты и выложить их перед собой. Кроме того, любая собранная пара дает одно победное очко, независимо от того, успел ли игрок разыграть ее с руки или нет. Сколько пар карт разыграть, участник выбирает сам. За один ход их может быть несколько.

🟢 Завершение раунда. Если общая сумма победных очков игрока на картах в его руке и на столе больше или равна семи, то он может объявить о завершении раунда. Причем у этого действия может быть два исхода:

Более безопасный вариант. Окончание раунда. Все игроки просто раскрывают свою руку и подсчитывают очки, доступные на всех своих картах.

Более рискованный вариант. Дать другим игрокам последний шанс. При уверенности в том, что победных очков на картах у игрока больше, чем у оппонентов, он объявляет о "последнем шансе". Все остальные участники, кроме игрока, инициировавшего "последний шанс" делают еще по одному ходу, после чего раунд завершается.
Если предположение оказалось верным, и игрок, объявивший завершение раунда, набрал больше всего победных очков, то он получит очки за свои карты, а так же дополнительно по одному победному очку за каждую карту того цвета, которого присутствует больше всего среди всех его карт. Другие игроки получают бонус только за цвет карт.
Если хотя бы у одного из оппонентов окажется больше очков, то происходит противоположная ситуация. Игрок, завершивший раунд, получит бонус только за цвет, а все остальные игроки получат их по обычным правилам.

Так же игра может завершиться, если во время хода любого игрока карты в колоде закончатся. ПО при этом игроки не получают.

Особым правилом считается, если за один раунд игрок смог собрать четыре карты русалок. Этот игрок сразу же побеждает в игре, не зависимо, на каком месте по победным очкам на момент этого события он находится.

Немного более подробно о картах

Фактически все карты в игре можно разделить на 4 типа:

Парные карты

Позволяют применять особые свойства при их розыгрыше, а так же дают дополнительное ПО за собранную пару. Таких типов карт в игре несколько разновидностей.

Карты рыб. Когда эта пара разыгрывается, игрок в праве взять себе на руку верхнюю карту из колоды.

"Карты рыб."
"Карты рыб."

Карты корабликов. Такая пара дает возможность сразу же сделать еще один ход.

"Карты корабликов."
"Карты корабликов."

Карты крабов. Игрок может просмотреть любую из стопок сброса и вытянуть одну из карт, лежащую в ней, не меняя положения остальных. Такая карта берется в закрытую.

"Карты крабов."
"Карты крабов."

Карты акул и пловцов. Эта пара позволяет выкрасть одну случайную карту у любого из оппонентов и добавить ее себе в руку.

"Карты акул и пловцов."
"Карты акул и пловцов."

Карты сетов

Карты сетов. Эти карты дают тем больше очков, чем больше карт с одинаковым типом изображения удастся собрать игроку.

Моряки. Самая малочисленная группа карт этого типа. Состоит всего из 2 карт и дает очки, только если они обе принадлежат одному игроку. С одной стороны, этот сет собрать тем тяжелее, чем больше игроков участвует в игре, но и количество очков он дает достаточно неплохое.

"Карты моряков."
"Карты моряков."

Пингвины. Чуть более крупный сет, дающий столько же очков, сколько и сет с моряками. Однако, иметь одну карту пингвина на руке, не так бессмысленно.

"Карты пингвинов."
"Карты пингвинов."

Осьминоги. Как по мне, так это самый вкусный сет. Карт все еще не так много, а очков он дает больше всего. Именно поэтому может стать целью у некоторых игроков.

"Карты осьминогов."
"Карты осьминогов."

Ракушки. Самый большой сет, поэтому собрать его одному будет достаточно сложно. Но даже треть или половина сета могут помочь в победе.

"Карты ракушек."
"Карты ракушек."

Карты-множители

Эти карты дают дополнительные очки за самые малочисленные группы карт двух предыдущих типов. Чем группа карт малочисленнее, тем больше бонус от ее карты-множителя.

"Карты-множители."
"Карты-множители."

Карты русалок

Это особые карты. Кроме упомянутого выше свойства, которое позволяет хоть и редко, но победить в игре, русалки дают возможность получить бонус за цвет, как если бы игрок объявил "последний шанс". В конце раунда одна русалка приносит своему владельцу по 1 ПО за каждую карту самого многочисленного цвета среди его карт. Если русалок две, то необходимо выбирать второй по численности цвет. С тремя русалками произойдет то же самое.

"Карты русалок."
"Карты русалок."

Итог

Как по мне, очень сложно сделать так, чтобы игра, помещающаяся в небольшую коробку, была интересной. В виду ограниченного количества компонентов и их объема нужно находить особенный баланс между тем, чтобы игра не становилась скучной, имела определенную динамику и была достаточно азартной. Авторам игры это более чем удалось. Море, соль, бумага получилась комплексной и интересной. Это очень удивительно, ведь одной из основных механик является сбор сетов, а таким играм в большинстве случаев характерны размеренность и некоторая медитативность.
Первые раунды могут показаться несколько нудноватыми, но если получше подучить эффекты от комбинаций парных карт, игра раскроется абсолютно с другой стороны и покажет всю свою глубину, которая присутствует в игре в двойном объеме. Ведь главным ее лейтмотивом является море. А необычное визуальное оформление поможет погрузиться в эту глубину еще сильнее.
Учитывая, что для победы нужно провести несколько раундов,
Моресолька не успевает сильно приесться. Этому способствуют механики "push your luck" и "take that", которые очень удачно дополняют друг друга и придают азарта игрокам. Эти же механики отвечают и за реиграбельность. Исключительно сами игроки определяют, разыгрывать им пары карт, применяя их свойства, но при этом показывая, сколько победных очков у них уже имеется, или же постараться максимально наполнить свою руку, увеличивая шансы на победу, рискуя, что карта, дающая преимущество в раунде, будет сворована другим игроком.
За этот месяц маленькая коробочка успела вызвать целую бурю эмоций, позволяя носить ее с собой чуть ли не каждый день и раскидывать партеечку-другую при каждом удобном случае.
Дополнительно хочется выделить и подход к оформлению игры. Поскольку фон карт стоит не на последнем месте и позволяет набирать дополнительные победные очки, на каждой карте присутствуют особые символы, являющиеся частью особого языка ColorADD. Этот набор символов позволяет наслаждаться игрой людям с нарушенным восприятием цвета. До этого я лично встречался с этим алфавитом только в одной игре -
UNO. Точнее, в ее специальной версии, которую стали выпускать после 2017 года. Такому подходу можно только порадоваться.

"Карточка-подсказка."
"Карточка-подсказка."
🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше обзоров можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.

📃 Обзор Пикси, игры от авторов Море, соль, бумага: