В 1570-м году армия Султана Селима II атаковала остров Кипр, который с начала века был под контролем венецианцев.
В связи с этим событием сохранился документ о налоге под названием пенджик - работорговцы должны были заплатить в османскую казну налог за 6 228 плененных женщин. Как только торговцы уплатили эти деньги, османские власти больше не проявляли ни малейшего интереса к рабам, которые теперь становились неоспоримой собственностью торговцев. И хотя видные семьи венецианцев вели переговоры о выкупе своих родственников, большинство женщин из подвластного населения, если они не были передавались султану в качестве его доли добычи, оказывались на невольничьих рынках.
В этом списке были:
🔹 1101 маленькая девочка (дохтарак/дюхтерек)
🔹 1041 девочка-подросток (дохтар/дюхтер)
🔹 1928 незамужних девиц (мари)
🔹 997 замужних (аврат)
🔹 1221 пожилая дама (аджуза/аджузе)
Историки пока не могут объяснить различие между дюхтерек, дюхтер и мари, ведь замуж девочки могли выходить и в весьма юном возрасте. А замужних (аврат) от пожилых (аджузе) отличал, скорее всего, не возраст, а здоровье и способность к физическому труду.
Самые заинтересованные могут вспомнить легенду о том, что Султанша Хюррем построила свою мечеть на месте Аврат Пазары, который обычно переводят как Рынок женщин. Теперь же мы знаем значение слова "аврат" и понимаем, о ком идёт речь.
Означало ли это, что на этом месте торговали возрастными рабынями? Скорее всего, нет. Это место правильнее назвать "рынком ДЛЯ женщин", где семейные дамы делали покупки. И, конечно, никто эту торговую площадку не разрушал, она продолжила свою работу, а комплекс благотворительных институтов, ориентированных на помощь женщинам, очень удачно вписался в этот район, который получил название Хасеки.
И все же, почему в кипрском списке рабынь так много пожилых и, скорее всего, непривлекательных женщин? С какой целью их могли продавать?
Есть две причины: выше упомянутый расчет на выкуп от родственников. О второй тоже нетрудно догадаться.
В то время в Стамбуле был высок спрос (и цена) на такой товар: немощных старух и калек тут же отправляли попрошайничать на городские улицы.
Остается неясным, как власти Стамбула справлялись с присутствием женщин-попрошаек на рынках и оживленных площадях перед мечетями или церквями. Таких документов практически не сохранилось. Возможно, такие дамы просто избегали пристального внимания властей. Однако существовали исключения: в документе из Регистров важных дел (Mühimme Defterleri), датированном 1574 годом, утверждалось, что некоторые попрошайки были молодыми женщинами, которые вовсе не нуждались в милостыне, а просто искали для себя приключений. Однако большинство рабынь просто были просто жертвами владельцев, которые заставляли их просить подаяние.
О моей прогулке в районе Хасеки статья ниже по ссылке: