С незапамятных времен у Варяжского моря по нижнему течению Западной Двины, по Неману и в области Нижней Вислы жили литовские племена: корсь, летьгола (латга- лы), зимогола, жмудь (жемайты), литва, голядь, ятвяги, пруссы. По своему языческому быту они были родственны восточным славянам. Болота и леса, покрывавшие землю этих племен, долгие годы препятствовали их общению с соседними народами. Литовские племена позднее, чем восточные славяне, перешли к классовому обществу. Феодальные отношения на литовских землях начали складываться в XI—XII вв. К началу XIII в. многие литовские племена, ослабленные межплеменной рознью и частыми вооруженными столкновениями, отчасти были либо завоеваны, либо истреблены соседними народами. Только два племени — литва и жемайты, жившие по Неману и его притокам, сохранили свою независимость и в первой половине XIII в. создали Литовское государство.
Основателем Литовского княжества стал «хитрый и коварный» князь Миндовг (1230—1263). К объединению под его властью литву и жемайтов подтолкнула возросшая необходимость борьбы с ширившейся агрессией немецких крестоносцев в Прибалтике. В сильной государственной власти прежде всего были заинтересованы литовские феодалы, стремившиеся с ее помощью упрочить свое господство над литовскими крестьянами и расширить свои владения за счет западных земель Руси. Используя тяжелую обстановку на Руси во время ордынского нашествия, литовские князья с 30-х годов XIII в. стали захватывать земли Западной Руси (Гродно, Берестье, Пинск и др.). Вместе с тем Миндовг нанес два поражения отрядам ордынцев при их попытке проникнуть в пределы Литвы. В 1262 г. он разбил у озера Дурбе крестоносцев Тевтонского ордена. Но в следующем году Миндовг погиб в результате заговоpa враждебных ему князей, которых поддержали крестоносцы.
После этого последовала 30-летняя междоусобная борьба литовских князей за власть. Она временно затормозила объединение литовских земель и ослабила отпор Литвы немецким крестоносцам — им удалось овладеть Полоцком.
Объединительную политику Миндовга продолжил князь Витень (1293—1315). Захватив власть в Литве, он возобновил борьбу с Тевтонским орденом и сначала занял Динабург (Двинск), а в 1307 г.— Полоцк. В Полоцке литовцы перебили всех немцев и разрушили построенные ими католические церкви. Хорошим полководцем в борьбе с немецкими захватчиками показал себя Давид — гродненский староста. Литовско-русские войска под его предводительством разбили в 1314 г. крестоносцев, пытавшихся захватить Новгородок — тогдашнюю столицу Литвы.
При брате Витень Гедимине (1316—1341) начинается расцвет Литвы. Во время княжения Гедимина литовские феодалы распространили свою власть на земли между Западной Двиной, Днепром и Припятью, т. е. практически на всю территорию Белоруссии. Присоединение русских земель к Великому княжеству Литовскому (с этого времени оно стало так называться) происходило путем родственных связей и браков с русскими княжнами, путем завоевания, а также добровольного признания власти литовских князей, не являвшихся вассалами Орды, что освобождало русских людей от ордынского ига. Князья Гедиминовичи женились на русских княжнах и принимали православие. Сам Гедимин остался язычником, но не выступал против русских обычаев и православной веры. Дочь его Августа была замужем за московским князем Симеоном Гордым. Заботами Гедимина был построен город Вильно, куда он переехал со своим двором.
Семь сыновей Гедимина, получив от отца уделы, после его смерти начали междоусобную войну за власть. Ольгерд (Альгирдас) и Кейстут (Кейстутис), победив остальных братьев, поделили литовские земли пополам: первый получил их восточную часть с большинством русских земель, второй — западную. Великим князем стал более сильный в политике Ольгерд (1345—1377). Он был старшим сыном Гедимина от второй жены, русской княжны Ольги. Сам Ольгерд был дважды женат на русских княжнах — витебской и тверской, принял православную веру — в крещении взял имя Александр, а мужьями двух его дочерей были суздальский и серпуховской князья.
Братья Ольгерд и Кейстут, совершенно разные по своим характерам, в управлении Великим княжеством Литовским как бы дополняли друг друга. Кейстут, типичный литовец, имел рыцарский характер, отличался храбростью и воинскими дарованиями. Он был ревностным язычником и женился на жрице Бирути. Возглавив борьбу с крестоносцами, он многие годы был самым популярным государственным деятелем в княжестве и стал впоследствии героем народных преданий. В отличие от брата Ольгерд был представителем русской культуры и покровительствовал христианству. Будучи выдающимся политическим деятелем, он занимался восточными делами, продолжал «собирать» русские земли. Изредка Ольгерд и Кейстут помогали друг другу. Интересная деталь — немецкие летописи говорят о Кейстуте и почти умалчивают об Ольгерде, русские же летописи обстоятельно сообщают об Ольгерде и мало что говорят о Кейстуте.
Во время княжения Ольгерда к Литовскому государству были присоединены Брянская, Северская, Киевская, Черниговская и Подольская русские земли. Долгая борьба шла с Польшей из-за Волыни, которую Ольгерд тоже закрепил за Литвой. Ольгерд вступал в военные столкновения с московскими князьями, поддерживал тверских князей в их борьбе с Москвой и старался укрепить свое влияние в Пскове и Великом Новгороде. Объектом его захватнических притязаний были Смоленск, Дорогобуж, Брянск, Можайск. В 1368 и 1370 гг. он возглавлял походы к Москве, но овладеть столицей Московского княжества ему не удалось. Следует отметить, что все его попытки вести наступление на Северо-Восточную Русь встречали отпор Москвы.
Ольгерд, как и его отец, стремился к утверждению в Литве удельной системы, но при этом считал, что управлять Литовским государством должны только потомки Гедимина. После смерти Ольгерда великокняжеский престол занял его сын Ягайло (1377—1392). Он вступил в управление Великим княжеством Литовским совместно со своим дядей Кейстутом. В 1381 г. дядя сверг с престола своего племянника-соправителя, но в 1382 г. был задушен по его приказанию.
Литву и Русь сближали многосторонние и давние связи. Литовцев даже не считали на Руси чужестранцами. Русские эмигрировали в Литву, литовцы — в русские города. Тверские, смоленские, рязанские и нижегородские князья, Новгород и Псков не раз искали защиты и помощи в Литве против усиливавшейся Москвы. Феодальная знать Великого княжества Литовского, за исключением князей, состояла в основном из русских. В литовское законодательство вошло русское право — одним из источников Судебника великого князя Казимира была «Русская Правда». Русский язык в его западном варианте («русская мова») стал языком образованной части литовского общества. Литовцы все чаще добровольно принимали православную веру и все больше попадали под влияние русской культуры.
Но в процесс дальнейшего сближения Западной и Восточной Руси активно вмешалась Польша, предопределив тем самым будущую историю Восточной Европы. Польша с трудом сдерживала натиск Тевтонского ордена и поэтому стремилась объединиться с Великим княжеством Литовским для совместной борьбы против Ордена. Эта цель отвечала интересам и литовских феодалов. Католическая церковь рассчитывала распространить христианство в католическим варианте на всю Литву и усилить свое влияние в Западной Руси.
В 1385 г. на съезде польских и литовских представителей в замке Крево (в 80 км от Вильнюса) было принято соглашение о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским. Польско-литовская уния предусматривала брак великого князя литовского Ягайла с юной наследницей польского престола королевой Ядвигой * и провозглашение Ягайла королем обоих государств, к компетенции которого относились дела по иностранным сношениям и по защите от нападения любого внешнего врага. Внутреннее управление обоих государств оставалось раздельным: каждое из государств было правомочно иметь своих должностных лиц, свои особые войска и свою особую казну. Католичество объявлялось государственной религией Великого княжества Литовского.
Вскоре Ягайло принял католичество с именем Владислава и на люблинском сейме был избран польским королем Владиславом II, оставаясь одновременно великим князем литовским. Затем он отправился в Краков и женился на Ядвиге.
Пока литовские князья и польские шляхтичи вели переговоры и произносили речи на торжествах, все шло хорошо. Но как только Ягайло с польским духовенством прибыл в Литву, чтобы обратить ее в католичество, сразу же возникли осложнения. Жители русских областей и литовцы, уже принявшие православие, категорически отказались от католицизма, несмотря на угрозы. Негодование * Ядвига (1370—1399) — дочь венгерского и польского короля Людовика; заняла польский преетол в 1382 г., после смерти отца. литовцев-язычников вызывали миссионеры, которые погасили священный огонь в виленском замке, истребили священных змей и вырубили заповедные рощи, чтобы продемонстрировать этим бессилие языческих богов. Остальное население осуждало попытки Ягайла ввести в Литве польские порядки и обычаи. Скоро недовольство Ягайлом стало всеобщим.
Сын Кейстута Витовт (1392—1430) был православным и женат на дочери тверского князя. Он не подчинился Кревской унии и возглавил борьбу за независимость Литвы. Чтобы заручиться поддержкой Московского княжества, Витовт выдал замуж за московского великого князя Василия I свою дочь Софью. Ягайло вынужден был уступить: в 1392 г. Витовт стал наместником Ягайла в Великом княжестве Литовском с титулом великого князя. Добившись независимости, Витовт продолжил борьбу за присоединение к Литве русских земель, начатую в свое время Гедими- ном и Ольгердом. В 1395 г Витовт захватил Смоленск. В 1397—1398 гг. литовские войска под его предводительством совершили поход в Причерноморские степи и овладели низовьями Днепра. В 1399 г. Витовт не только предоставил убежище изгнанному из Золотой Орды хану Тохтамы- шу, но и предпринял попытку военной силой вернуть ему потерянный трон. Битва литовских и ордынских войск произошла в августе на Ворскле. Здесь Витовт потерпел поражение. Оно приостановило литовское наступление на русские земли, но ненадолго. В 1406 г. литовские войска напали на Псковскую землю. Началась двухлетняя война Витовта с Василием I.
Одной из главных причин, заставивших Витовта подписать мир с Москвой, была война королевства Польского и Великого княжества Литовского против Тевтонского ордена, начавшаяся в 1409 г. Решающая битва произошла 15 июля 1410 г. Противники встретились на границе Польши и Ордена между селениями Танненберг и Грюнвальд, на правом берегу Вислы, в ее нижнем течении. Предводителем литовско-русской рати, в которую входили и смоленские полки, был Витовт. Владислав-Ягайло возглавлял польские войска и осуществлял общее командование союзной армией. Первым нанес удар Витовт, но немецкие рыцари не только устояли, но и сами пошли в наступление. В это время смоленские полки во главе с доблестным Юрием Лугвениевичем решительно ударили по неприятелю в центре. Витовту удалось восстановить порядок в своих войсках и бросить в бой подкрепление. В этот критический момент сражения польские войска неожиданно обрушились на рыцарей, обойдя их с фланга. В орденском стане началась паника, переросшая в общее бегство, когда стало известно о гибели великого магистра Ордена Ульриха фон Юнгингена. Поражение рыцарей-крестоносцев было полным.
Грюнвальдская победа положила конец агрессии Ордена на территории Польши и Литвы. Союзные польско-литовские войска взяли ряд орденских замков и освободили Гданьск, Торунь и другие ранее захваченные рыцарями города. В 1411 г. близ Торуни был подписан мирный договор, по которому Литве и Польше возвращались все захваченные у них рыцарями земли и была выплачена большая контрибуция.
При Витовте границы Великого княжества Литовского настолько раздвинулись, что на юге оно получило выход к Черном морю (от устья Днепра до устья Днестра), а на востоке достигло районов Оки. Витовт ликвидировал уделы, предоставил многим городам магдебургское право, в частности право самоуправления. Несмотря на тенденцию к усилению центральной власти, Великое княжество Литовское при Витовте более походило на федерацию отдельных земель. Власть в этих землях находилась в руках местных феодалов, в их внутренние дела великий князь почти не вмешивался. Чтобы освободить русские области, входившие в состав Литвы, от церковной зависимости от московского митрополита, Витовт добился учреждения Киевской митрополии. Однако его хлопоты в Константинополе о назначении особого самостоятельного митрополита Западной Руси не имели успеха.
Положение Литвы при Витовте настолько упрочилось, что в 1429 г. встал вопрос о принятии Витовтом королевского титула. Практически это означало превращение Великого княжества Литовского в самостоятельное королевство. Был уже подготовлен акт коронации, на торжества сначала в Троки, потом в Вильно съехались московский и рязанский князья, митрополит Фотий, великий и ливонский магистры, представители византийского императора и ордынского хана. Но в 1430 г. Витовт умер. После его смерти в Литве началась феодальная война за великокняжеский престол между новыми претендентами. С 1440 г. этот престол занимали потомки Ягайла. Одновременно они же являлись и королями Польши.
В XV в. Великое княжество Литовское потеряло значительную часть своих владений. Его причерноморские земли захватило Крымское ханство, западная часть Подолии отошла к Польше, большие территории на востоке в конце XV — начале XVI в. перешли к Российскому государству — оно продолжало в это время борьбу за воссоединение русских земель.
Источник:
Русская история. Популярный очерк - Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Москва • Мысль • 1992