Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Муки и радости (1965, США - Италия, биографический, экранизация И. Стоуна): Жизнь Микеланджело

Великолепный роман Ирвинга Стоуна "Муки и радости", два тома которого читаются просто на одном дыхании, послужил основой для довольно тяжеловесного, – как и полагается глобальной голливудской постанове, – байопика о жизни Микеланджело Буонарроти, величайшего скульптора эпохи Возрождения, венцом творения которого стала роспись Сикстинской капеллы.

Причем
Кэрол Рид, постановщик "Третьего человека" (лучшего фильма в стиле нуар, на мой взгляд), явно умеет делать более захватывающее кино, но здесь он, типа, обращается к Грандиозности, и потому мы имеем дело с пышным "костюмным кино".

Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)
Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)

Из романа выдернута и, кстати, великолепно обыграна, даже я бы сказал, огранена как алмаз, одна сюжетная линия: годы работы Микеланджело (работы практически в одиночку – что невозможно себе представить) над заказом, сделанным воинственным римским папой Юлием II, – росписью Сикстинской капеллы.

Поначалу зрителю показывается вроде бы типичный конфликт между жадным заказчиком и неуступчивым творцом, но вскоре фильм (безусловно очень медленный по действию) превращается в драму более высокого уровня, в "оптимистическую трагедию", в которой обычные для любого кинофильма антагонист и протагонист поднимаются в своем противостоянии гораздо выше обычных раскладов.

Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)
Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)

Микеланджело постоянно нарушает субординацию и подрывает авторитет Юлия II, другой низводит его художницкий авторитет, – это два настоящих врага! – но без этой вражды не появился бы шедевр.

В фильме неожиданным образом проявляется значимость власти, которая имеет смысл только тогда, когда наталкивается на такую же непреодолимую волю творца.

Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)
Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)

Поменяй стиль Рид, и мы бы имели дело с культовым спорным фильмом. А так – просто классика, классический размашистый голливудский стиль. Сикстинская капелла, выстроенная в павильоне со всею тщательностью, натурные съемки в Италии, широкий экран, пыльный цвет, мастеровитые актеры, – всё слишком "как полагается".

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Кэрол Рид
Сценарий: Филип Данн (по одноименному роману Ирвинга Стоуна),
Оператор: Леон Шэмрой,
Композитор: Алекс Норт.

В главных ролях: Чарлтон Хестон, Рекс Харрисон.
В ролях: Дайан Чиленто, Гарри Эндрюс, Альберто Лупо, Адольфо Чели.

Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)
Кадр из фильма "Муки и радости" (1965)

Интересные факты о фильме:

  • Чарлтон Хестон ходил со стальным стержнем в носу, чтобы его нос был похож на нос Микеланджело, а вот Рекс Харрисон наотрез отказался носить бороду, хотя Юлий II был бородатым.
  • Каменоломни в фильме — именно те, где добывали мрамор для Микеланджело. Однако Сикстинская капелла, конечно, была возведена на студии Чинечитта, — в настоящей снимать не дали.
  • Фильм должен был сниматься еще в 1961 году, а главную роль играть Берт Ланкастер.
  • Хестон и Харрисон не ладили во время съемок.
  • Юлия II должен был играть Лоуренс Оливье, но актер был занят другими проектами.

Читайте также на моем канале:

Кэрол Рид. Режиссеры британского кино
Владимир Гордеев3 августа 2023
Постер к фильму "Муки и радости" (1965)
Постер к фильму "Муки и радости" (1965)