Найти тему
Журнал «Баку»

Нескучное лето: обзор пяти европейских фестивалей

В июле-августе, в самую жару, широкая публика разъезжается по морям и дачам. Самые рафинированные удовольствия – спектакли, концерты, выставки, дегустации – остаются на долю немногих счастливчиков.

Фото: Алексей Пивоваров
Фото: Алексей Пивоваров

GaBALA International MUSIC Festival, ГАБАЛА, АЗЕРБАЙДЖАН

Музыкальный фестиваль, который в этом году пройдет в 13-й раз, с самого начала взял высокую планку – не только по звездному составу приглашенных со всего мира исполнителей, но в первую очередь по серьезности намерений.

Живописную Габалу большинство иностранных гостей пытается сравнивать с альпийскими курортами Швейцарии. Конечно, она была выбрана фестивальной площадкой не в последнюю очередь за красоту пейзажей и хрустальный горный воздух, в котором, кажется, даже музыка звучит по-особенному. Но есть и важный момент истории. Впервые упомянутая в хрониках в 77 году н. э., Габала чуть позднее стала столицей известного на весь древний мир государства Кавказская Албания. Дыхание великой старины осталось в ее камнях, и любой человек, ступивший на здешнюю землю, ощущает этот дух истории. Было решено наполнить древний город музыкой: Кавказу определенно не хватало большого летнего светского, но не легкомысленного фестиваля.

Художественный руководитель фестиваля Фархад Бадалбейли, ректор Бакинской музыкальной академии, говорит, что прежде всего хотел дать молодой публике шанс слушать классическую музыку, вызвать к ней интерес. Но Международный музыкальный фестиваль в Габале – это и шанс для гостей Азербайджана узнать страну с новой стороны. Как показал опыт первых фестивалей, большинство иностранцев с изумлением открывает для себя азербайджанскую классическую музыкальную культуру, симфонические произведения Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи – и традиционный мугам, признанный ЮНЕСКО достоянием человечества.

Концепция достаточно гибка и позволяет включать в программу разные форматы: тут и большие концерты на открытой сцене под звездным габалинским небом, и вечера камерной музыки, и выступления начинающих исполнителей. А еще вечера мугама, джазовые вечера…

Об уровне фестиваля лучше всего говорят имена его гостей: здесь выступали такие мировые знаменитости, как Юрий Башмет, Борис Березовский, израильский оркестр «Симфонет Раанана» и Лондонский королевский филармонический оркестр. А предыдущий Габалинский международный музыкальный фестиваль, несмотря на отсутствие иностранных гостей, получился таким же масштабным, как до пандемии. Его главными героями стали студенты и преподаватели Бакинской музыкальной академии, которая в том году отмечала вековой юбилей.

*В 2023 ГОДУ

Даты: 27 июля – 4 августа. Фестиваль начнется с концерта под открытым небом Viva Opera. Программа составлена по принципу «лучшее, любимое и только для вас». Тут и Верди: арии из «Силы судьбы», «Трубадура», «Риголетто». И Пуччини: арии из «Турандот» и «Мадам Баттерфляй». И Чайковский, Масканьи, де Куртис… Азербайджан будет представлен Узеиром Гаджибейли (ария Кероглу из одноименной оперы), Кара Караевым и Джевдетом Гаджиевым (ария Мардана из совместно написанной ими оперы «Родина»). Петь в этот вечер будут звезды: Динара Алиева и Юсиф Эйвазов (Азербайджан), Дженнифер Роули (США), Виолета Урмана (Литва), Роман Бурденко (Россия).

Фото: Foto Ennevi
Фото: Foto Ennevi

Arena di Verona, Верона, Италия

Опера всегда была искусством для избранных. Однако и у нее есть свои Олимпийские игры – оперный фестиваль «Арена ди Верона», самое массовое и зрелищное мероприятие этого благородного жанра.

Амфитеатр в Вероне способен вместить 20 тысяч человек. Впрочем, на нынешние представления продают всего 15 тысяч билетов (говорят, из соображений безопасности). Две тысячи лет его истории можно смело приравнять к вечности – амфитеатр построили еще при жизни Христа (в 30 году), и с тех пор неисчислимые легионы зрителей прошли через ярусы его мраморных лестниц.

В античные времена приходили смотреть гладиаторские бои, морские сражения и цирковые представления, чуть позже – сожжения еретиков и рыцарские турниры, еще позднее, в XVIII–XIXвеках, – бои с быками и пышные официальные мероприятия с участием королевских особ (в 1822 году концертом в честь Конгресса Священного союза здесь дирижировал великий композитор Джоакино Россини). XX век тоже вписал в этот список свою строчку (наверняка не последнюю) – с 1913 года здесь почти каждое лето дают оперные представления.

Коснувшись всех этих пластов истории, собственную жизнь вдруг видишь легкой и яркой, как беззаботное лето бабочки. Вот ты прилетаешь на каникулы в Италию, берешь в аэропорту машину напрокат и едешь туда, где акварельной размытости холмы на горизонте, где равнина реки По, где самые знаменитые в мире сыры и освежающее голову ледяное просекко. Несколько дней проводишь на озере Гарда – купаешься, бродишь по садам тихих вилл, много читаешь. Наконец в один прекрасный вечер надеваешь самое любимое платье, достаешь из сейфа украшения – и направляешься в Верону, город Ромео и Джульетты.

Строго говоря, в дорогих украшениях нет особой необходимости. На подходе к огромному амфитеатру каждый сливается с толпой, и это даже может вызвать краткий приступ охлофобии, боязни больших скоплений людей. Весь вопрос – во внутреннем настрое на то, что этим вечером на ступеньках арены с наступлением темноты зажгутся тысячи свечей и ты, держа в руках свою свечу, тоже станешь частью вечности. Тогда и сам спектакль вдруг окажется магическим ритуалом.

Использовать исключительную акустику веронского амфитеатра в оперных целях начали в 1913 году, когда к 100-летию Джузеппе Верди здесь поставили «Аиду». Так выяснилось, что нет в мире площадки более подходящей для эпических сцен из жизни фараонов, с участием египетских войск, слонов и сфинксов почти что в натуральную величину. «Арена ди Верона» для оперных исполнителей стала тем же, что Олимпийские игры – для спортсменов: здесь выступали Мария Каллас и Рената Тебальди, Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, Тито Гобби, Монсеррат Кабалье и многие другие артисты-легенды.

*В 2023 ГОДУ

Даты: 16 июня – 9 сентября. Этим летом цифра «100» украшает все улицы города – «Арена ди Верона» проводится в 100-й раз. В первый день фестиваля партии главных героев в новой постановке «Аиды» исполнили Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко. Юсифу предстоит петь Радамеса еще шесть раз, а также исполнить партию герцога Мантуанского в «Риголетто». Анну, кроме «Аиды», можно будет услышать 9 сентября в «Травиате».

Фото: Festival d'Avignon
Фото: Festival d'Avignon

FESTIVAL D'AVIGNON, Авиньон, Франция

Лето в Провансе – это не только пляжи Лазурного Берега, цветущая лаванда и марсельский буйабес, но и самый интеллектуальный театральный фестиваль года.

Прежде чем бронировать билеты в Авиньон, нужно спросить себя: а готов ли я принять современный театр в самом его бескомпромиссном виде? Тут как с модой: можно считать себя стильным и эпатажным, пока не встретишься с бельгийскими дизайнерами и не поймешь, что деструктивные творения Анн Демельмейстер и Дриса ван Нотена никак не соответствуют твоим представлениям о красивой одежде.

Авиньонский фестиваль – именно такой концептуальный смотр самых передовых тенденций в области театра. (Неслучайно несколько лет назад группа возмущенных «авангардным беспределом» зрителей написала открытое письмо министру культуры Франции.) Каждый июль здесь представляют около 40 самых спорных и провокационных артхаусных постановок года. Смотреть и яростно обсуждать их в Авиньон съезжаются около двух тысяч деятелей искусства. Помимо спектаклей в эти три недели проходят встречи с авторами, читки, экспозиции и круглые столы.

Главная площадка фестиваля подчеркивает драматизм происходящего на ней: это внушающая одновременно и восторг, и священный трепет махина Папского дворца. Он был построен в середине XIVвека, в период так называемого авиньонского пленения: в 1309 году папский престол на 70 лет был перенесен из Рима в крайне религиозный (40 монастырей и бессчетное множество церквей!) Авиньон. Огромный дворец по такому случаю был построен, кажется, наспех – во всяком случае, на первый взгляд в его мрачной конструкции не прослеживаются ни логика, ни симметрия.

С этого дворца, собственно, и начался Авиньонский фестиваль: в 1947 году актеру и режиссеру Жану Вилару предложили сыграть здесь его нашумевшую постановку «Убийство в соборе». Вилар отказался – двор Папского дворца показался ему слишком большим и «бесформенным» для его спектакля. Однако вскоре, обдумав особенности этой неожиданной площадки, он предложил поставить здесь три другие пьесы, одной из которых был шекспировский «Ричард II».

Долгие годы фестиваль оставался верен идее «театра для людей» – сюда приглашали не буржуазное, развлекательное искусство, но лучшие спектакли «от сердца», способные вызывать катарсис. В середине 1980-х Авиньонский фестиваль стал событием международного масштаба и несколько поменял направление – на первый план вышла форма, эстетическая и интеллектуальная стороны театрального искусства. Сейчас его программу составляет приглашенный директор.

*В 2023 ГОДУ

Даты: 5–25 июля. В этом году в роли приглашенного директора выступает португальский актер, сценарист, режиссер Тьягу Родригеш. Его самая известная постановка By Heart («Наизусть») закроет 77-й сезон фестиваля. В спектакле заняты сам Тьягу Родригеш и десять добровольцев из зрительного зала. Спектакль, а с ним и фестиваль завершатся только тогда, когда все участники действа выучат один из сонетов Шекспира.

Фото: Copenhagen Cooking
Фото: Copenhagen Cooking

Copenhagen Cooking, Копенгаген, Дания

Copenhagen Cooking – это гастрономическое помешательство (насколько слово «помешательство» вообще применимо к датскому характеру), охватывающее весь город.

Во второй половине августа в датской столице день на день не приходится. Иногда уже с самого утра серые тучи цепляются за острые шпили соборов, лодки пляшут на воде и сильный ветер из гавани так и норовит сбросить тебя с велосипеда. Северное лето завершает короткую гастроль. Этот сезон мог бы показаться меланхоличным, если б на него не приходился фестиваль. В празднике еды участвуют десятки заведений, и тут уж не смотришь, какой формы барашки бегут по воде!

19 лет назад, когда замышлялся фестиваль, его сразу решили делать «для всех». Программа должна была подразумевать не только сеты в дорогих ресторанах, но и другие, более демократичные форматы, в которых могли бы участвовать, скажем, студенты или небогатые семьи, которые ради Copenhagen Cooking приедут на выходные из провинции. В этом подходе сама суть датского менталитета. Как часто говорят, именно здесь, где люди относятся друг к другу с одинаковым уважением вне зависимости от социального статуса, существует настоящий социализм. Сдержанные датчане в ответ на это тихо улыбаются.

Для иностранцев происходящее в эти дни в Копенгагене оказывается еще более увлекательным: всё в новинку. В мясных рядах квартала Вестербро, в результате «конверсии» превратившихся в гастро-бистро (практически никакого редизайна – все та же кафельная аскеза разделочных цехов), подают речных раков – их сезон удачно совпал с фестивалем. Пивоварни проводят дни открытых дверей, в барах устраивают мастер-классы, на рынках – представления кулинарных театров. Ланч-рестораны (типично датские заведения, куда ходят есть сэндвичи-смёрреброды и запивать их шнапсом) приглашают на дегустации и демонстрируют, как можно вывернуть «мехом внутрь» обыкновенный бутерброд. Разумеется, не остаются в стороне и хедлайнеры, среди которых в первую очередь Noma, пять раз получавший титул «лучший ресторан мира» (последний раз в 2021 году).

Кульминация всех десяти дней фестиваля – праздник уличной еды. Еще затемно вокруг трех рукотворных озер в центре города начинают появляться лотки, газовые плитки, большие кастрюли, ящики с продуктами. В течение дня все готовят «походные версии» своих блюд. Разумеется, на празднике не протолкнуться. Даже под моросящим дождем люди, надев непромокаемые плащи и резиновые сапоги (в дизайне которых датчане, несомненно, впереди планеты всей), приходят пробовать манговое ласси, карри и экзотические супы. А потом и солнце выглядывает.

Наевшись, можно неторопливо догулять до центральной площади города, застать на ней антикваров, продающих разный скарб, и купить у них тарелки английского фарфора 1930-х годов – на память о гастрономическом фестивале.

*В 2023 ГОДУ

Даты: 18–27 августа. Главное событие 18 августа – Høstfest («Праздник урожая»). В нем участвует до десяти ресторанов, каждый предлагает меню из трех блюд стоимостью 295 датских крон (около 44 долларов). Гости усаживаются за длинный стол прямо на улице. Количество участников может доходить до 1500 человек, поэтому их просят прийти со своей тарелкой и столовыми приборами. Стоит только сесть за этот стол, как сразу убеждаешься – ужин в общей компании сближает даже тех, кто не говорит на одном языке.

Фото: Galway International Arts Festival
Фото: Galway International Arts Festival

Galway International Arts Festival, Голуэй, Ирландия

В 1978 году в Ирландии стихийно возник фестиваль – без особой идеологии, только из огромного желания развеселить старомодный город Голуэй на западном побережье Атлантики.

Голуэй стоит на самом краю Европы, обращенный лицом к Атлантическому океану. Воздух здесь всегда просолен, по утрам с воды наметает туманы. А стоит выехать за город, как сразу начинаются скупые и дикие ирландские пейзажи – с валунами, изумрудной травой, низкими облаками и группками нестриженых овец до самого горизонта.

Самый знаменитый выходец из Голуэя – модельер-шляпник Филипп Трейси, придумывающий головные уборы для бомонда, начиная с членов королевской семьи и заканчивая Леди Гагой и Мэрилином Мэнсоном. Его семья 40 с лишним лет назад жила в часе езды от города. Напротив дома была церковь, так что моду мальчик открывал для себя именно здесь, а потом дома украдкой пытался повторять и переиначивать невообразимые невестины платья, которые видел на венчаниях. «Может быть, дело в вечно мрачной погоде, но мы в Голуэе не боялись ярких цветов, – вспоминает дизайнер. – У меня была тетушка, которая каждый месяц перекрашивала свой дом в разные оттенки: оранжевый, зеленый, винно-красный…»

Фестиваль искусств здесь, кажется, тоже появился из-за мрачной погоды. Единственной концепцией его было и остается жизнелюбие: в калейдоскопе мероприятий может участвовать любой жанр, главное – чтобы было ярко. Сегодня фестиваль официально стал крупнейшим культурным событием в Ирландии, получил международную известность (вместе с возможностью приглашать звезд такого уровня, как Филипп Гласс и Дэвид Бирн) и прославил Голуэй как столицу искусств.

В программе непременно присутствуют музыка (традиционная и современная: джаз, поп, классика), театр (классический, уличный и детский), визуальные искусства, танец, разговорный жанр. В прошлом году за две недели на площадках города отыграли почти 600 мероприятий. The Guardianназвала фестиваль искусств в Голуэе одним из пяти лучших летних фестивалей Европы.

Статистика год от года отмечает увеличение числа иностранных гостей. Для большинства из них фестиваль, конечно, только повод приехать в Ирландию. Тем более что июль – самое удачное время для путешествия.

*В 2023 ГОДУ

Даты: 17–30 июля. В программе 2023 года заявлены концерты английской инди-рок-группы Kaiser Chiefs, ирландского хаус-диджея и продюсера Kettama, акробатическое шоу «Пульс» от австралийской цирковой труппы, спектакль по роману Джона Кутзее «Жизнь и время Михаэла К.» – постановка Театра Бакстера (ЮАР) на стыке кукольного театра, перформанса, кино и музыки. А на берегу моря расположится звуковая инсталляция, посвященная 100-летию выхода романа Джеймса Джойса «Улисс».

Читайте еще:

Глазами ребенка: шесть мест для отдыха с детьми

Жить по своим правилам: пять мест с самобытным укладом жизни

Текст: Елена Голованова

https://baku-media.ru