Тур Хейердал и команда «Кон-Тики» на бальсовом плоту пересекли Тихий океан от перуанского города Лима до полинезийского острова Рароиа, проделав путь почти в 8000 километров за 101 день. На пути экспедиции — встречи с морскими обитателями и с островитянами, бури и лишения.
В этом издании вы найдете объемный макет знаменитого «Кон-Тики» и схему его строения, столкнетесь с бумажной бурей, рассмотрите фотографии, сделанные во время экспедиции, и откроете чемоданчик с весьма необычным сюрпризом.
А еще знаменитый судовой журнал сопровождается занимательными комментариями об участниках экспедиции, об островах, особенностях судоходства, о морских обитателях и нравах аборигенов… в общем, обо всем, что нужно знать, пускаясь в это захватывающее путешествие.
1) Учим морской язык
Если судно вот-вот окажется на рифах или приближается шторм, времени на объяснения нет. За тысячи лет морской практики сложился специальный «морской язык». Самыми главными командами на корабле до сих пор остаются: «Свистать всех наверх!», которая вызывает команду на палубу, чтобы выполнить работу, требующую усилий всего экипажа; по команде «Носовые и кормовые швартовы крепить» судно швартуют, то есть закрепляют его у причала, а команда «Человек за бортом!» призывает всех сделать все возможное ради спасения человека.
2) Как обходиться без современной навигации
Древние жители островов Тихого океана отлично умели ориентироваться по солнцу и звёздам. «Путь Паука» — так древние гавайцы называли воображаемую линию, которая делит звёздное небо на северную и южную половины. А полинезийцы использовали морские карты. Эти карты плели из пальмовых волокон и ракушками отмечали на них острова. Длина волокон показывала расстояние между островами, а величина ракушки их размер.
3) Без чего нельзя начать плавание
Обязательная и самая главная часть штурманской библиотеки на любом судне — лоции и входящие в них лоцманские карты. Без них в море просто не выпустят, да никто и не рискнет выйти. Лоция содержит подробные сведения обо всех особенностях акватории, в которой находится судно, — течения и глубины, характер дна, время наступления и высота приливов на каждый день, маяки и другие знаки судовой обстановки и многое другое. На лоцманских картах, кроме глубин, показаны лежащие на дне опасные предметы, например, затонувшие суда.
4) Если в море горят огни, значит это кому-нибудь нужно
Навигационные огни используют на любом морском или речном судне, если то находится не на берегу. По правилам, они должны гореть от захода и до восхода солнца, а также в тумане. На правом борту всегда зажигается зеленый огонь, на левом — красный, а на верхушке мачты и на корме — белый. Это позволяет даже в темноте не только заметить другое судно, но и определить его положение и направление движения.
5) Разноцветные моря и ядовитые красные воды
Из космоса можно различить оттенки воды рек и морей. Карибское море с большой высоты выглядит нежно-лазоревым, а Индийский океан кажется почти чёрным. Аномальное размножение микроскопических водорослей вызывает опасные «красные приливы» в водах Тихого и Атлантического океанов. Окрашивающие океан в нежно-розовый или пурпурный цвет водоросли ядовиты. Из-за них во время «красных приливов» гибнут рыбы и птицы, а съедобными моллюсками можно сильно отравиться.
6) Осторожно: мираж!
Мираж — пугающее и завораживающее природное явление, чаще всего связано в сознании человека с пустыней, но в море с ним тоже можно столкнуться. Миражи отражают нечто действительно существующее, только очень удаленное, порой на сотни километров. Кстати, их можно сфотографировать и заснять на видео. Изучив физические законы распространения света, ученые смогли объяснить механизм возникновения некоторых видов миражей, но другие остаются загадкой и по сей день.
7) Самая опасная болезнь на корабле
Хейердал называл усталость и ссоры на борту «острым экспедиционитом» и предупреждал о них в своих сочинениях: «Психологическое состояние, при котором самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются. Первый долг руководителя экспедиции — повсечасно быть начеку против этой злой болезни».
8) (не) Кровожадные акулы
Хейердал с командой наблюдал в день по пять-семь акул, однако не стоит бояться этих морских хищников. Действительно опасными для людей могут быть всего четыре вида акул: белая, бычья, тигровая и длиннокрылая. Акулы крайне редко нападают на человека. Случается, что они путают пловцов с крупными рыбами, морскими львами, тюленями — своей обычной, гораздо более питательной и жирной добычей — из-за плохого зрения.
9) Где найти приют и начать новое плавание
В портовых городах существовали заведения, которые назывались домами Моряка. Ночлег в таком доме мог позволить себе даже самый бедный матрос. А потерпевшие кораблекрушение жили и кормились там бесплатно. Здесь даже можно было найти работу. В общих гостиных моряки знакомились с капитанами, которые искали себе команду.
10) «Три огромных светящихся привидения…»
«Не отставая от плота, наши загадочные светящиеся спутники бесшумно кружили, держась довольно глубоко, преимущественно с правого борта, где стоял фонарь, но иногда появлялись и прямо под плотом или слева». До сих пор неизвестно, какие именно громадные чудища сопровождали «Кон-Тики» в ночном плавании. Это могли быть огромные скаты или гигантские медузы, колоссальный кальмар или неизвестный науке вид рыбы-удильщика, выросший до невероятных размеров, или облака мельчайшего океанического планктона, принимающие на поверхности причудливые очертания.
📖 Тур Хейердал «Экспедиция «Кон-Тики»»
Перевод Л.Л. Жданова, иллюстрации Екатерины Люхиной, серия «Книга-путешествие».