Найти тему
Нижегородская правда

Кто такие чайлдфри и чем они опасны

Оглавление
   До середины прошлого века дети рассматривались как неотъемлемая часть семьи Марина Ухабова
До середины прошлого века дети рассматривались как неотъемлемая часть семьи Марина Ухабова

Пропаганду чайлдфри объявят вне закона. Соответствующий законопроект, внесённый в Госдуму, поддержали депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. Кто такие чайлдфри, чего они хотят и чем опасны?

Почему не рожаете?

Кате 34 года. Каждая поездка в родительский дом для неё – пытка. Младший брат Кати счастливо женат и воспитывает двоих детей, а вот сама она пока не обзавелась ни мужем, ни ребёнком.

«Папа более деликатен, а вот мама с порога спрашивает, когда я подарю ей внуков, – говорит девушка. – Я всегда думала, что вырасту, выйду замуж и рожу детей – мальчика и девочку. Но подходящий мужчина пока не встретился, рожать, как говорится, «для себя» и воспитывать ребёнка одна не хочу. Сейчас жизнь как-то сложилась: работа, путешествия, хобби, кошка». (Смеётся)

На супругов Виктора и Олесю (имена изменены) давят ещё больше. Мол, давно женаты, своя квартира, дача, две машины, деньги есть, так почему не рожаете?

«У всех наших друзей есть дети. Я и Олеся дважды крёстные, ничего против детей не имеем, даже наоборот. Но своих детей не хотим, – говорит Виктор. – Мы на этом с Олесей и сошлись. Я даже не знаю, как объяснить своё нежелание. Просто нас полностью устраивает наш образ жизни, наш быт. Мы иногда шутим между собой, что хотели бы проскочить этап родительства и стать сразу дедушкой и бабушкой, которым привозят внуков иногда на выходные. Людям, особенно тем, у кого есть дети, трудно принять наш выбор. Мы врём, что не можем иметь детей. Лучше вот это сочувствие, чем осуждение и обвинения в эгоизме».

В 2021 году от идеи рождения детей отказались 6% россиян, имеющих идеальные условия жизни.

Пошли в отказ

В начале XX века абсолютное большинство людей по всему миру даже не задумывались о том, заводить детей или не заводить. Дети рассматривались как неотъемлемая часть семьи.

В 1960–1970‑х годах теперь уже несуществующей американской национальной организацией было введено понятие «чайлдфри», что в переводе с английского означает «свободный от детей». Члены этой организации пропагандировали бездетность.

Произошедшая сексуальная революция и выпуск надёжных средств контрацепции также способствовали развитию идеи чайлдфри.

В 1980‑х годах канадский психолог Джин Виверс исследовала феномен чайлдфри и разделила его на две категории. Первая – реджекторы – это те, кто не любит детей. Вторая категория – аффексьонадо – те, кто не испытывает негативных чувств к детям, но считает, что без детей им будет комфортнее путешествовать, строить карьеру и просто жить.

В 2008 году появилась ещё одна типология. «Постоянные откладыватели» – те, для кого рождение детей просто не в приоритете, и они постоянно откладывают этот шаг. «Волнообразные отказники» – люди, которые легко поддаются влиянию общества и медиа, поэтому часто меняют своё мнение о рождении детей.

«К появлению ощущения «я – чайлдфри» приводят самые разные жизненные обстоятельства, в частности нестабильные отношения с собственными родителями, смещение семейных ролей, когда на ребёнка была возложена ответственность за младших детей в семье, пережитое в детстве насилие, повлекшее за собой изменения в восприятии себя, своего пола и смысла жизни, особенности личности, а именно неуверенность в себе, излишний эгоизм, боязнь ответственности, страх боли, нежелание портить фигуру, разочарование после развода, протестные реакции на слова окружающих о «тикающих часиках» и неполноценности жизни без детей и так далее, – перечисляет психолог Анна Митрофанова. – Ещё одна причина – глобальное влияние общества в плане формирования установки на обязательный карьерный рост и непрерывное саморазвитие. Большое значение имеют также бытовые и финансовые обстоятельства жизни конкретного человека».

Ещё новости по теме

В Петербурге родился тезка президента – Володя Путин

Тяжело переболевшая коронавирусом нижегородка смогла родить здорового ребенка

Каждый пятый нижегородец хочет, чтобы его дети освоили ту же профессию

Традиционные ценности

В феврале этого года Госсобрание Башкортостана внесло в Госдуму законопроект о запрете распространения среди детей информации, пропагандирующей концепцию чайлдфри.

«Сторонники идеологии «чайлдфри» распространяют идеи, формирующие основу деструктивного социального поведения, базирующегося на добровольном отказе от рождения детей, что идёт вразрез с традиционными семейными ценностями и государственной политикой Российской Федерации. Таким образом, в существующих условиях пропаганда сознательной бездетности, проводимая активистами движения чайлдфри, ведёт к деградации общественных институтов, вымыванию традиционных ценностных ориентиров, формирует обстоятельства для депопуляции населения», – говорится в пояснительной записке.

Законопроект обсудили и поддержали депутаты Законодательного собрания Нижегородской области.

«Сегодня перед нашим обществом остро стоит вопрос демографии. Для его разрешения необходимо сохранить восприятие в обществе традиционной семьи с детьми, многодетности как социальной нормы. Поэтому наш комитет поддерживает законопроект коллег из Республики Башкортостан. Будем обсуждать его на заседании Совета Законодательного собрания. Мы хотим, чтобы наши дети росли в дружественном информационным пространстве, без навязывания ложных идеологий», – отметила председатель комитета по социальным вопросам Наталья Смотракова.

Если запрет на пропаганду этого убеждения будет введён, то нарушителям будет грозить административная ответственность. Для граждан размер штрафа может составить 3000 рублей, а для юридических лиц – 50 тысяч рублей, вплоть до административного приостановления деятельности.

«Очень важно для человека постараться разобраться (самостоятельно и с помощью психолога, психотерапевта) в индивидуальных причинах своего отказа от рождения детей, – говорит Анна Митрофанова. – Понять, насколько это осознанный выбор, принять взвешенное решение и стремиться к гармоничной жизни, не позволяя оценивать себя в призме наличия или отсутствия ребёнка».