"Я не могу пройти мимо откровенной ерунды. Это безобразие. Никто кроме меня не желает пачкаться. А я итак весь в ерунде. Вы все чистюли, боитесь замараться. А я беру и исправляю..."
Примерно такой манифест своей "добродетели" мог бы произнести знаменитый в городе Н. сумасшедший ценитель прекрасного. Вроде бы взаимоисключающие факты - сумасшедший и ценитель прекрасного? В данном случае у Никиты все сошлось в его странной душе. Он и в самом деле "тонкий" знаток и ценитель прекрасного в искусстве, хотя по профессии сантехник.
Пока, слава Богу, его добродетель распространилась только на живописные полотна, и только на выставки и музеи. Слава Богу, потому что его добродетель отнюдь не бездейственна. Никита воплощает ее в жизнь самым экстравагантным и варварским способом. Но утверждает, что это не он сам, а какая-то внутренняя сила понуждает его проделывать с живописными полотнами акты прямой и беспощадной ревизии. Никита дорисовывает глаза на полотнах символистов, на которых изображены овалы лиц с точками вместо глаз, или, что еще коварнее для Никиты, совсем без глаз. Особенно "любит" Никита французских импрессионистов - вот, где есть разгуляться его жесткому реализму. Чего стоят одни неправильные ножки балерин Эдгара Дега - рука так и тянется привести явную патологию лодыжек в норму. Не может человек прекрасного балета иметь изуродованные ноги - таков беспощадный вердикт сантехника. Не говорю уже о полотнах маринистов - сколько рациональных предложений по водоотведению хотел предложить Никита. Никто не слушает.
Никита рвется исправлять на иконах неправильные, на его взгляд, пропорции фигур. Или же бьется с обратной перспективой. Как ему не объясняй, что иконописцы изображают не просто картинки и портреты, но их отражение в мире духовном, а там все не так, как здесь, в мире, живущем по законам Эвклидовой геометрии и житейских страстей. Там все иначе. Но Никиту в этом не убедишь. Та его ревнующая за все правильное и прекрасное внутренняя сила побуждает его бороться с неправильностью форм, кто бы их не изобразил. Самая большая мечта у Никиты - это расписать Черный квадрат Малевича. Никита не терпит пустоту, тем более черную. В городе Никиту хорошо знают. Особенно в артистических кругах. Несколько раз его ловили в музее за "торжеством правды", отбирали кисти и краски, посылали за полицией и психиатрами, но ему все равно. Дальше первого острого отделения не направят. 47-летний сантехник хронически болен. Страдает пожизненным психическим заболеванием. Одним из проявлений которого - исправлять возбуждающие душу ошибки художников.
Вы спросите, с какими произведениями Никита смиряется? С так называемым реализмом на все сто. Либо фотография, либо честный прямой художественный взгляд на реальность.
На одной из выставок Никиту случайно пропустили в зал, приняли за местного сантехника, недосмотрела охрана, так он долго крутился вокруг изображения раздетых ангелов с крыльями, потом, наконец, вынес свой вердикт: "Нет. Эта штука не взлетит никогда. Центр тяжести должен быть ...ниже пояса". И тянулся пририсовать пару крыльев ниже живота. А еще - небольшой руль меж конечностей, так как аэродинамические характеристики летательного объекта должны соответствовать...
Когда Никиту повсеместно перестанут пускать на художественные выставки, куда захочет метнуться его беспокойная ревизионистская душа? В церковь? В театр? На музыкальные концерты? У Никиты своя беспощадная Эвклидова геометрия.