37,8K подписчиков

Зачем и как платить налоги

Недавно завершилась апробация пилотных этапов проекта по формированию налоговой культуры у школьников, инициированного Федеральной налоговой службой (ФНС) России. В Пскове, Перми и Республике Коми в рамках программы «юНГа» для учеников 5‑6‑х классов уроки провели сотрудники ФНС. В Новосибирске, Ульяновске и Сочи в ряде школ был апробирован учебник «Основы налоговой грамотности» для 10‑11‑х классов. Это первая масштабная инициатива в данном секторе, которая вскоре распространится и на другие регионы. О том, какое значение имеет налоговая грамотность и как лучше знакомить с этим понятием школьников, рассказала Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета Федеральной налоговой службы России.

   Иулиания ГРЕБЕНЬКОВА
Иулиания ГРЕБЕНЬКОВА

– Тема налоговой грамотности не теряет своей актуальности. С чем, на ваш взгляд, это связано?

– Актуальность темы сложно переоценить, ведь современный человек сталкивается с налогами ежедневно. Мы платим подоходный налог из заработной платы, налог на добавленную стоимость (НДС) при покупках в супермаркете (информация о нем написана на чеке). Многие общественные блага, которые нас окружают, созданы благодаря налогам: дороги, детские площадки, больницы, парки и т. д. Важно, чтобы школьники понимали эту взаимосвязь.

До 18 лет чаще всего налоги уплачивают родители. Дети не сталкиваются с ними непосредственно. Однако ребенок должен понимать, что вся окружающая инфраструктура появилась благодаря вкладу родителей, но дальнейшее ее обновление и развитие находятся только в его руках. Путем объяснений мы формируем сознательное и ответственное отношение к налогам.

– Что вы можете сказать об опыте других стран? Как в школах за рубежом относятся к формированию налоговой культуры?

– Если навскидку, то мне сразу приходит в голову опыт Германии. Большое внимание уделяется тому, что мы в России называем функцио­нальной грамотностью. В школах детям объясняют, каким образом и откуда берется все, что связано с общественным потреблением. Вследствие этого ребята, становясь взрослыми, хорошо понимают, на какие нужды идут уплаченные ими налоги, причины, по которым их важно платить.

– Недавно проект «юНГа» был апробирован в 5‑6‑х классах. Планируется также работа с младшими школьниками. С какого возраста, по вашему мнению, можно знакомить детей с темой налогов?

– В следующем году мы хотим провести уроки налоговой грамотности в 3‑4‑х классах. Я думаю, еще в младшей школе или даже детском саду необходимо знакомить детей с тем, что нас окружает в повседневной жизни. Конечно, речь не о том, чтобы говорить им, какие виды налогов существуют и что такое налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Мы ставим целью показать младшим школьникам, откуда государство берет деньги на создание общественных благ, которыми пользуется каждый гражданин страны. Ребенок должен не просто понимать необходимость уплаты налогов, но и знать, что таким образом он участвует в непосредственном строительстве государства и общества. Если говорить о младшей школе, здесь важны не столько конкретные знания о налогообложении, сколько формирование осознанности. Платформу для этого мы и создаем с помощью проекта «юНГа».

Для более полного погружения в тему налогов есть отдельный курс, рассчитанный на старшеклассников. К нему разработан учебник «Основы налоговой грамотности». В нем подробно рассказывается, что и как нужно платить. Этот курс уже апробирован в Губернаторском лицее Ульяновска, СУНЦ НГУ в Новосибирске и президентском лицее «Сириус» в Краснодарском крае.

– Исходя из текущего опыта, скажите, какой возраст и какие программы стали наиболее эффективными?

– Любой возраст актуален. Вопрос лишь в том, что все нужно делать постепенно. От формирования налоговой культуры переходить к конкретным знаниям, от объяснений, что мы несем ответственность за происходящее вокруг, к пониманию, как она связана с уплатой налогов, какие бывают их виды.

С точки зрения культурной парадигмы материалы проекта «юНГа» уже показали свою эффективность. По окончании пилотного проекта в школах мы провели опрос среди участников. Более половины ответов ребят свидетельствуют, что они понимают, насколько важны налоги и почему их нужно уплачивать. Хороший ли это результат, учитывая тот факт, что проекты только прошли апробацию? Думаю, да. Есть ли над чем работать? Тоже да.

– Достаточно ли обучения налоговой грамотности в школе или все же нужна помощь со стороны семьи?

– Безусловно, помощь семьи нужна. Отношение к налогам формируется прежде всего в семье, в той среде, которая окружает ребенка с раннего возраста. К сожалению, за последние десятилетия у нас сложилось не очень правильное отношение к налогам. Многие не понимают, зачем нужно отдавать 13% от своей зарплаты, куда идут эти деньги, зачем регистрироваться как самозанятый. Уровень налоговой грамотности в семьях сильно варьируется. Например, далеко не все знают о том же налоге на добавленную стоимость (НДС), что этот налог включен в стоимость товара.

Думаю, если бы граждане понимали, как устроена система налогообложения, как налоги связаны с общественными благами, было бы меньше случаев их неуплаты. Это очень важный момент. Что бы мы ни говорили в школе, пока в семье будет негативное или равнодушное отношение к этой теме, сформировать позицию гражданской ответственности у детей будет тяжело.

– Возможно, есть рекомендации для родителей дошкольников и школьников. Какие советы можете дать взрослым, заинтересованным в том, чтобы ребенок развивался в этом направлении?

– Хороший вопрос. Материалы на эту тему есть на сайте ФНС России. Родителям стоит ознакомиться с ними, чтобы быть в теме. Кроме того, сейчас в Сети можно найти фильмы и мультфильмы, направленные на развитие налоговой грамотности. В курс «юНГа» тоже включены видеоматериалы, в которых о налогах рассказывается простым языком.

Видеоуроки есть также и в программе «Основы налоговой грамотности» для старшеклассников. Кроме учебника для 10‑11‑х классов существует сайт ongbook.ru с видеороликами и тестами для закрепления знаний. Там находится много теоретического и практического материала, таблиц, пошаговых схем, к примеру, как уплачивать НДФЛ, сколько процентов он составляет и откуда взимается. Есть ссылки на видео от сотрудников ФНС. Многие материалы будут интересны и взрослым.

– Как отреагировали на учебник старшеклассники? Какие были отзывы и замечания? С какими возражениями и критикой вы сталкивались со стороны учеников?

– Учебник получил много положительных отзывов. Думаю, что в первую очередь благодаря интерактивному формату. В нем нет сплошного текста, который изредка разбавлен таблицами. Мы старались отойти от такой подачи. В нашем учебнике есть герои, которые попадают в разные ситуации и сопровождают ученика до конца книги. Есть интересные задания для проверки знаний, и преподаватель сам вправе решать, какие из них использовать на уроке. Есть также множество ссылок в виде QR-кодов, по которым можно перейти не только на цифровые ресурсы ФНС, но и в тестовый личный кабинет. Словом, все приближено к жизни, к практике.

Единственное замечание, которое мы услышали от старшеклассников, касалось задач с ценами на товары и услуги. Школьники хотели, чтобы была указана их реальная стоимость. Конечно, в формате учебника это вряд ли возможно, поскольку цены все время меняются. Но сам факт замечания – положительный момент. Он означает, что ребята осознанно и критически подходят к информации.

– Могли бы вы уточнить разницу между налоговой и финансовой грамотностью? Почему школьникам важно понимать и знать о налогах все?

– Грубо говоря, финансовая грамотность – понимание того, как правильно тратить деньги, как их накопить, рационально распределить имеющиеся ресурсы. Налоговая грамотность – это о том, зачем и как платить налоги. Это разные понятия, и они не равны. Хотя налоговая грамотность может быть частью финансовой. Ведь налоги – это, по сути, траты, которые человек должен учитывать, планируя свой бюджет.

Собственно, наш учебник для 10‑11‑х классов «Основы налоговой грамотности» является логическим продолжением учебного пособия для 8‑9‑х классов «Финансовая грамотность. Современный мир». Вначале дети получают общее представление об управлении финансами, а после конкретные знания по налогам.

– Какие советы вы можете дать учителям, которые будут вести такие занятия?

– Если наш проект будет интегрирован в систему образования, думаю, самой большой сложностью станет наработка теоретической базы у преподавателей. Ведь учителя по экономике и естествознанию, которые станут вести этот курс, не налоговики, и они не обязаны знать все тонкости. Но это поправимо, так как все методические материалы есть в учебнике и на сайте. Достаточно внимательно их изучить, чтобы найти ответ на любой вопрос. При подготовке очень важно переходить по ссылкам и QR-кодам, попробовать рассмотреть каждое задание на практике. Это поможет сформировать полное понимание происходящего.

Кроме того, мы сейчас готовим небольшой видеокурс для учителей, в котором расскажем, как давать уроки налоговой грамотности по нашему учебнику. В частности, мы обращаем внимание на базовые вещи, которые остаются актуальными, как бы ни менялось законодательство. Например, это налог на доход, он останется в любом случае, может поменяться лишь его размер.

Также в рамках этого видеокурса мы объясняем с методической точки зрения, как лучше преподнести определенную тему. Рассказываем, в какие уроки по обществознанию и экономике можно интегрировать те или иные моменты из учебника. В курсе есть все рекомендации.

– Подводя итог, расскажите об авторах учебника для старших классов. Какие фамилии наиболее важны?

– Собралась сильная авторская группа, в которую вошли преподаватели ведущих российских вузов, доктора и кандидаты экономических наук. Руководителем авторского коллектива выступил Вадим Николаевич Засько, доктор экономических наук, профессор, член редколлегии официального журнала Федеральной налоговой службы (ФНС) России «Налоговая политика и практика». Это профессионал высокого класса именно в области налогообложения. Как преподаватель, ведущий специалист РАНХиГС и НИУ ВШЭ он владеет методикой подачи материала и в то же время хорошо знает особенности налогового законодательства.

Александра СЕВЕРНАЯ

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».