Найти тему

Выставка о симбиозе искусства и науки «На языке правил и исключений»

Оглавление

В Еврейском музее и центре толерантности в Москве до 10 сентября проходит выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Это интересный, интерактивный и красочный проект, который может увлечь как детей, так и взрослых.

О проекте

Выставка организована совместно с Политехническим музеем и проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий (2022–2031).

-2

За науку отвечает Политехнический музей. Он предоставил для выставки редкие и ценные приборы: телескопы, призмы, солнечные часы, прибор для измерения сейсмической активности и многое другое.

Флюгер Генриха Вильда, 1890-1910
Флюгер Генриха Вильда, 1890-1910

Вклад в часть искусства для организации выставки внесли многие музеи, предоставив свои экспонаты. В их числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Давид Какабадзе, «Декоративный мотив», 1927
Давид Какабадзе, «Декоративный мотив», 1927

Среди представленных экспонатов можно увидеть работы таких известных мастеров как Рембрандт ван Рейн, Питер Брейгель Младший, Жорж Сёра, Исаак Левитан, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич, Павел Филонов, Юрий Пименов и не только.

Ещё одна часть экспозиции — интерактивные объекты. Всего их на выставке шесть, по числу выделенных кураторами тематических разделов.

Анатолий Волгин, «Начало», 2014. Светодинамеческий объект представлен в разделе физики
Анатолий Волгин, «Начало», 2014. Светодинамеческий объект представлен в разделе физики

О концепции

Выставка посвящена взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности — науке и искусству.

Альбрехт Дюрер, «Меланхолия», 1514. Художник запечатлел реальный Энсисхеймский метеорит, свидетелем падения которого он стал в 1492 году.
Альбрехт Дюрер, «Меланхолия», 1514. Художник запечатлел реальный Энсисхеймский метеорит, свидетелем падения которого он стал в 1492 году.

Кураторы рассматривают всё многообразие их взаимных влияний: как искусство пытается систематизировать себя методами науки; как научные открытия изменяют стили и идеи художников; как художники фиксируют реальные исторические события или климатические явления, помогая впоследствии исследованиям ученых; как ученые видят красоту в формулах и создают приборы, не менее прекрасные, чем произведения искусства.

Мартен ван Клеве Старший, «Избиение младенцев», ок. 1570. Эта картина помогла ученым дополнить свое представление о Малом ледниковом периоде
Мартен ван Клеве Старший, «Избиение младенцев», ок. 1570. Эта картина помогла ученым дополнить свое представление о Малом ледниковом периоде

Грань между наукой и искусством не так отчетлива, как может казаться. И эта выставка — отличное место, чтобы поразмышлять об этом. Математически высчитанное «золотое сечение» — основа композиции многих произведений искусства. А некоторые ученые вообще считают красоту — основой строения Вселенной.

Павел Филонов, «Голова», 1925. Работа представлена в разделе биологии и биомеханики
Павел Филонов, «Голова», 1925. Работа представлена в разделе биологии и биомеханики

Об экспозиции

Выше я писала, что выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство» — очень красочная. Тут я расскажу об этом подробнее. Кураторы, по моему мнению, проделали отличную работу. Они не только придумали интересную идею, но и классно её реализовали.

Кабинет ученого
Кабинет ученого

Основной связующей линией для выставки, с точки зрения визуализации а не смыслов, стал офорт Рембрандта «Кабинет ученого». Именно в этот кабинет, но реализованный в нашем 3D-пространстве, мы и попадаем на старте. Кабинет стилизован в графическом стиле, ссылаясь на офорт, и включает несколько основных предметов — рабочий стол, глобус, шкаф, окно и т.п.

Кабинет астронома, запечатлеть который было сложно из-за темноты. В этом кабинете вы можете взглянуть в подзорную трубу и увидеть поверхности планет.
Кабинет астронома, запечатлеть который было сложно из-за темноты. В этом кабинете вы можете взглянуть в подзорную трубу и увидеть поверхности планет.

А дальше начинается сама выставка. Она делится на шесть тематических разделов, посвященных астрономии, биологии, физике, оптике, географии и биомеханике. И чтобы попасть в каждую из следующих зон вам предстоит пройти через кабинеты, соответственно, астронома, биолога, физика и географа. Каждый из этих кабинетов также ссылается на офорт Рембрандта, в них присутствуют те же основные предметы, но стилизованы они в соответствии со сферами научного знания.

Кабинет физика
Кабинет физика

Эти кабинеты — не несут информационной нагрузки, но выглядят они очень эффектно. Это такая интертеймент-часть экспозиции, инстраграм-локации для любителей фотографии, передышка от погружения в информацию и переключение на чистое эстетическое впечатление. К сожалению или нет, но именно эти части экспозиции в итоге запоминаются лучше всего.

В конце экспозиции кураторы поставили красивую точку, как бы зацикливая повествование. В последнем небольшом зале они разместили единственный экспонат — тот самый офорт Рембрандта, который вёл нас по выставке — «Ученый в своем кабинете», позднее получивший название «Фауст».

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ученый в своем кабинете (Фауст)», 1652
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ученый в своем кабинете (Фауст)», 1652

О впечатлениях

Для детей? Я натыкалась на мнение, что выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство» создана, в первую очередь, для детей. И действительно одним из кураторов выступила директор по развитию детских программ Еврейского музея. И в целом, экспозицию позиционируют как семейную. Но сказать, что выставка не достойна внимания взрослых, я никак не могу.

Калейдоскопы в разделе оптики
Калейдоскопы в разделе оптики

Мне кажется, что мнение о «детскости» возникает у тех, для кого выставка — это просто картины на стенах и знаменитые имена художников. Таким зрителям не интересны какие-то общие концепции и идеи, кураторские тексты на стенах и погружающая в повествование атмосфера — только сами картины. Это такие приверженцы традиционных музеев с длинными коридорами и рамами в ряд. Но современные выставки работают иначе, и это не плохо, это просто другой подход. И лично мне он нравится.

И, кстати, я посещала выставку в воскресенье. И я вообще не помню на ней детей. Только группу старшеклассников с экскурсоводом, которые на детей уже не похожи.

Константин Бранкузи, «Первый крик», 1917
Константин Бранкузи, «Первый крик», 1917

Про экспонаты. Они очень разные. На выставке представлено много интересных приборов, есть скульптура, архитектурные макеты, видео, инсталляции, живопись и графика.

Из необычного, мне запомнилась темная комната, в которой визуализировали электричество (как это выглядит можно посмотреть тут). Свет и звук — вот, что работает в этой инсталляции со зрителем. Просто бегущие огоньки и гул проводов, но впечатления интересные.

На стенах залов встречаются цитаты великих людей о науке и искусстве
На стенах залов встречаются цитаты великих людей о науке и искусстве

Ещё мне очень понравилось видео, созданное специально для выставки проектом «Арзамас». Оно представлено в разделе биомеханики и рассказывает о девяти языках современного танца. В ролике движения танцоров буквально разобрали на составные части и выделили технические особенности каждого стиля.

Кадр из видео о девяти языках современного танца
Кадр из видео о девяти языках современного танца

Про живопись. Если вы повелись на знаменитые имена художников, а они есть в пресс-релизах выставки, то вы можете быть разочарованы. Работы этих мастеров действительно представлены, но, во-первых, это может быть буквально одна картина, а во-вторых, ещё и совсем не известная. Кураторы подбирали работы не по их популярности, а по соответствию идее выставки.

Питер Брейгель Младший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1615-1620. Эта картина помогла ученым дополнить свое представление о Малом ледниковом периоде
Питер Брейгель Младший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1615-1620. Эта картина помогла ученым дополнить свое представление о Малом ледниковом периоде

Ещё заметила, что некоторые экспонаты я недавно уже видела. Например, в разделе оптики и физики я встретила работы Александра Григорьева, о чьей ретроспективной выставке я уже писала. Также на выставке представлены архитектоны Малевича и работы Павла Филонова, которые я видела здесь же, в Еврейском музее, на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». Но это не проблема, скорее просто делюсь наблюдением.

Архитектоны Малевича показывают, как менялась мысль художников с ходом научного и технического прогресса
Архитектоны Малевича показывают, как менялась мысль художников с ходом научного и технического прогресса

Про интерактив. Он тоже разный. Где-то он действительно погружает в тему. Например, в разделе оптики можно понять, как искаженное пространство изменяет наше визуальное восприятие. Где-то интерактив просто развлекает. Например, в одном из залов вы можете нарисовать рыбку и запустить ее плавать в электронный океан, транслируемый на экране.

Я, кстати, рыбку с удовольствием запустила. Даже если выставка для детей, почему бы нам не побыть детьми, и не получить весь спектр удовольствий :)

Вывод. Мне выставка понравилась. Я приятно провела время. Кураторы подняли интересные вопросы и дали пищу для размышлений. Они старались погрузить зрителей в тему и провести сквозь экспозицию с интересом. Рекомендую к посещению)