15 лет назад, в октябре 2005, вышел "Rapture of the Deep" ("Восторг от глубины"), 18-й студийный альбом Deep Purple.
В комментариях предыдущих статей, посвященных этой овеянной славой легендарной англо-американской hard rock группе, я не раз высказывал свои симпатии этому альбому, но обнаружил, что эта пластинка не вызывает каких-либо эмоций у поклонников - ни положительных, ни отрицательных. Вероятно, она воспринимается как некий рядовой, непримечательный релиз.
Именно поэтому и было решено сделать небольшой обзор о создании и особенностях этого альбома.
Часть 1. История
Можно смело утверждать, что, по сравнению с предыдущим альбомом "Bananas" (2003), этот альбом создавался в более спокойной и расслабленной (не побоюсь сказать - творческой), обстановке.
Этому способствовал ряд факторов:
- "Bananas" вышел спустя 5 лет после своего предшественника, и это был первый альбом MkVIII, поэтому в его отношении было много вопросов и ожиданий. К началу же записи "Rapture of the Deep" новый состав уже сложился и зарекомендовал себя, поэтому его потенциал стал примерно ясен как самим музыкантам, так и его поклонникам.
- Стабилизировалась обстановка внутри группы, что сказалось на создании материала (авторство композиций, в отличие от "Bananas", принадлежит всем музыкантам группы). К тому же, на "Bananas" были размещены 2 песни с соавторством покинувшего группу Джона Лорда, здесь же Дон Эйри окончательно стал полноправным участником, композитором и аранжировщиком группы.
- Был решен вопрос с продюсером. Майкл Брэдфорд, прекрасно показавший себя на "Bananas", теперь был полностью ориентирован в возможностях группы и мог лучше подойти к работе с новым материалом.
Благодаря этим двум факторам, "Rapture of the Deep", во-первых, вышел через более короткий срок после своего предшественника (менее двух с половиной лет - в 2 раза меньше, чем перерыв между "Abandon" и "Bananas"), а во-вторых, песни для него сочинялись прямо во время "Bananas World Tour".
Запись проходила в Chunky Style Studios, Лос-Анджелес (США), в мае-июне 2005.
К середине мая были записаны основные партии 12 треков. Запись вокальных партий сделана в середине июня.
Продюсер Майкл Брэфорд: "На мой слух, этот альбом сопоставим с классическим звучанием DEEP PURPLE, но без попыток переписать классику".
Дон Эйри: "Мы записывали альбом в той же студии, в которой записывались KORN и получили просто прекрасный звук! В первую очередь очень реалистично звучат орган и барабаны. Работать здесь было огромным удовольствием для нас".
Тогда же, после более сорока лет совместной работы, Deep Purple объявили о своем разрыве с лейблом EMI Records.
В августе TheHighwayStar.com (официальный фан-сайт группы) сообщил подробности нового альбома (обложка, трек-лист, дата выхода).
Был указан несколько другой порядок песен:
- Back to Back
- Before Time Began
- Clearly Quite Absurd
- Don’t Let Go
- Girls Like That
- Rapture of the Deep
- MTV (Европейский бонус трек)
- Money Talks
- Kiss Tomorrow Goodbye
- Junkyard Blues (Японский бонус трек)
- Things I Never Said
- Wrong Man
Вполне возможно, что расстановка треков была спорным моментом. Также, как видно, другие треки предлагались и в качестве бонусных.
Отдельного упоминания заслуживает обложка. В первоначальном варианте на ней был иллюминатор некоего подводного аппарата (само название альбома обозначает не только естественный восторг от погружения на глубину, но и эйфорию от действия газов в крови, возникающего при резком подъеме с глубины - например, у неопытных подводников).
Многим обложка не понравилась, а мне сразу пришлась по душе. "Как и в жизни!" - воскликнула коллега по работе, когда ее увидела. И я с ней согласен: обложка отражает некую скрытную философию песен альбома, противоречивость жизни, нашедшую отражение в текстах, внутренние жизненные дилеммы, драматизм каждого дня.
Релиз альбома состоялся на Edel Records 21 октября в Европе и 1 ноября в США, но для России было сделано исключение.
На неделю раньше, чем в Европе, 13 октября, в московском магазине "Союз" на Новокузнецкой (был такой медиа гигант, рядом с магазином аудиоделикатесов "Пурпурный легион"), альбом не только появился в продаже, но и для проведения автограф-сессии приехал Йен Гиллан.
Я прибыл на место с виниловой пластинкой "Bananas" за 3 часа до события. Осмотр места показал, что все должно быть организовано просто: автограф-сессия на 2-м этаже, а очередь построят по два человека у стены по лестнице, ведущей наверх.
Посему, я решил с часок прогуляться по осенней Москве, и подошел за 2 часа до начала мероприятия, как воспитанный человек, встав в конец очереди внизу лестницы. Увы, в тот день все решила наглость публики: большинство не стало стоять в очереди, а из-за отсутствия какой-либо организованности, просто лезла наверх, забивая лестницу. В результате, и путь наверх оказался блокирован, и очередь внизу, где стоял я, перестала двигаться.
Простояв часа 2, если не больше, внизу, и так и не сдвинувшись с места, мне пришлось уехать. С тех пор у меня так и нет автографа Йена Гиллана на виниле "Bananas"...
Yoki.ru: "13 октября в медиагипермаркете "Союз" при огромном стечении поклонников легендарного британского рок-коллектива состоялась автограф-сессия вокалиста группы Иэна Гиллана.
В тот же день вечером в Bobby Dazzler пабе прошла закрытая вечеринка, посвященная выходу альбома. В ходе пресс-конференции Иэн Гиллан ответил на вопросы журналистов и рассказал немало интересного как о новом диске группы, так и своем сольном творчестве.
Первое, что привлекает внимание в новом альбоме Deep Purple – это его обложка – и действительно, изображенная там композиция отличается своеобразием и даже настраивает на философские размышления. Иэн Гиллан сообщил, что эта обложка ему нравится гораздо больше, чем все предыдущие.
Более того, по словам вокалиста, то, что сейчас исполняет группа Deep Purple – наиболее технически сложная музыка за всю карьеру коллектива. При том, что Гиллан принимал участие во многих проектах, больше ни один из них он не удостоил столь высокой оценки.
После таких высказываний последняя пластинка коллектива вызывает еще больший интерес. Новый альбом включает в себя 10 композиций, выдержанных в стилистике Deep Purple. В целом, при прослушивании альбома вспоминается определение, данное еще давным-давно участником группы «Мастер» А. Большаковым: «Пёпл – это школа, это коридор, по которому долго и приятно идти. Ни шага влево, ни шага вправо…»
На этот раз коллектив создал работу, которая займет достойное место в его дискографии, и хотя на альбоме нет никаких кардинально новых музыкальных решений, слушать его действительно приятно. Диск, по всей видимости, оправдает ожидания поклонников коллектива, особенно хочется отметить треки «Kiss Tomorrow Goodbye» и «Before Time Began». Также хороши проникновенная баллада «Clearly Quite Absurd» и заглавная композиция альбома «Rapture Of the Deep» – эта драйвовая вещь с запоминающимися витиеватыми гитарными cоло вполне может стать хитом."
На однодисковой версии альбома представлено 10 треков.
01. "Money Talks" ("Денежные разговоры")
Прологом к альбому (все альбомы Deep Purple, что интересно, начинаются с небольшого интро) служит фирменный органный рык, продолжающийся минуту и создающий драматическое настроение.
Поначалу он может ввести в заблуждение, что сейчас начнется скоростной номер, однако первая песня довольно экспериментальная, но оттого не менее интересная: средний темп, жирные гитарно-органные риффы, искаженный голос Гиллана, скользящий между речитативом и чистым пением с неким задумчивым настроением.
Прекрасный выбор для вступительного трека. Очень жаль, что песню не стали исполнять на сцене - мне кажется, у нее огромный концертный потенциал, в том числе в качестве открывающего номера.
02. "Girls Like That" ("Девушки как та")
Традиционный для каждого альбома легкий, простой рок-н-роллный трек из того же ряда, что и "Ramshackle Man", "Fire In The Basement" и "Razzle Dazzle". У песни, поначалу недооцененной мной, очень свежее, позитивное, утреннее настроение.
Песня также не исполнялась на концертах группы.
03. "Wrong Man" ("Неправильный человек")
Мощный, построенный на тяжелом органном риффе, качевый трек, сразу полюбившийся многим, и, к тому же - прекрасный концертный номер. Словно компенсируя клавишное звучание, в середине песни ее музыкальную ткань украшает прекрасное гитарное соло.
Несомненно, один из лучших треков альбома, к тому же, раскрашенный разнообразной партией Гиллана и своеобразной длинной кодой.
04. "Rapture Of The Deep" ("Восторг от глубины")
Титульный трек альбома, и одна из лучших композиций не только на альбома, но и группы. Для меня песня стоит в одном ряду с такими шедеврами с клавишным звучанием на переднем плане, как "Perfect Strangers", "The Cut Runs Deep" и "Uncommon Man".
Основной рифф был предложен Доном Эйри. Песню отличает масса гитарных и органных находок, замысловатые аранжировки с восточным налетом, интереснейшая работа Гиллана.
Один из лучших концертных номеров группы, которым была возможность насладиться на протяжении полудесятилетия.
05. "Clearly Quite Absurd" ("Совершенно явный абсурд")
Мне неизвестно слабых баллад Deep Purple, и все же эта - одна из лучших. Необыкновенно атмосферная песня (кстати, фаворит Роджера Гловера на пластинке), настроение в которой создается всеми инструментами, но прежде всего - проникновенным пением Йена.
Может быть, выход альбома совпал с дождливым и минорным временем года, но если "Girls Like That" - утренняя, то "Clearly Quite Absurd" - осенняя для меня, по настроению, песня.
Версия с deluxe-издания тоже интересная, но звучит очень упрощенно, как будто ее записали на репетиции с первого дубля.
Очень жаль, что песня не исполнялась на концертах.
06. "Don't Let Go" ("Не отпускай")
Еще один простой рок-н-ролльный трек, бледно смотрящийся на фоне предыдущей композиции, и, по моему мнению, лишний на альбоме. Его также, как и "MTV", вполне можно было включить в deluxe-издание в качестве бонус-трека.
Ничем не примечательная песня, за исключением симпатичного фортепианного соло Дона Эйри в финале, не исполнялась на концертах.
07. "Back To Back" ("Спина к спине")
Построенная на грузном гитарном риффе, качевая среднетемповая вещь, и для нее у меня тоже есть настроение - дорожное, т. к. она отлично слушается в машине, автобусе или поезде.
В конце песни нас ждет короткое органное space rock соло Эйри.
Песня недолго исполнялась на концертах в 2006.
08. "Kiss Tomorrow Goodbye" ("Прощай и забудь")
В этой песне раскрывается Пэйс - композиция построена на его весьма интересной и разнообразной работе. В целом, это довольно экспрессивная, сангвинистическая композиция, под которую, скажем, хорошо идти на приятную встречу, и расцвеченная к тому же, множеством аранжировочных штрихов и находок.
Прекрасный концертный номер, которым я был обделен однажды летним испанским ливнем.
09. "Junkyard Blues" ("Блюз свалки")
Интереснейшая среднетемповая вещь, в которой блистает, прежде всего, Стив Морс. Его риффы и атмосферное соло подхватываются развернутым академичным фортепианным соло Эйри, в котором есть какая-то приятная безуминка.
Явно недооцененная песня с огромным концертным потенциалом (жаль, исполняемая недолго).
10. "Before Time Began" ("До начала времен")
Четвертый для меня, после "Money Talks", "Rapture of The Deep" и "Clearly Quite Absurd", шедевр с альбома, украшающий не только его, но и весь творческий путь Deep Purple.
Это очень нехарактерная для группы, и оттого еще более интересная композиция, которую я бы сравнил с такими интересными опусами, как "You Keep On Moving", или "Son Of Alerik".
Начинаясь как размеренная композиция, к середине эта шести с половиной минутная песня наращивает экспрессию благодаря сменяющим друг друга тревожным сбивкам Пэйса, эффектной басовой вставке Гловера, мощным органным партиям Эйри и протяжному соло Морса.
К концу песни эмоциональный накал стихает, и Deep Purple возвращают нас в глубокое философское настроение альбома. Этот opus magnum заканчивается медитативным, настроенческим голосовым построением Гиллана и коротким, но эффектным органным пассажем.
Услышать эту песню было бы мечтой - но увы, исполняли ее очень недолго.
В двухдисковое deluxe-издание (2006) дополнительно были включены:
- на первый диск - ничем не примечательный трек "MTV"
- на второй диск:
- Clearly Quite Absurd (new version)
- Things I Never Said (Japanese bonus track)
- The Well Dressed Guitar (unreleased)
- Rapture Of The Deep (live)
- Wrong Man (live)
- Highway Star (live)
- Smoke On The Water (live)
- Perfect Strangers (live)
Интересная инструментальная композиция "The Well Dressed Guitar" была записана еще на сессиях "Bananas". Ее предполагалось поместить на расширенное издание альбома, которое так и не вышло, и посему ее включили в это издание. Композиция успешно и долго исполнялась на концертах.
Роджер Гловер о концертных версиях 5 песен, включенных в издание: "Несколько месяцев назад (10 октября 2005) мы открывали в Лондоне Hard Rock Cafe. Церемония открытия была записана, и я думаю, что три-четыре вещи из сыгранных песен, включая несколько новинок, войдут на специальный грядущий LP".
Синглов к альбому не выходило.
Часть 2. Анализ
Сразу после выхода "Rapture of the Deep", многие поклонники Deep Purple, в том числе я, оказались в недоумении. В отличие от "Bananas", в основном тепло принятый и публикой, и критикой, новый альбом вызывал очень сложные и неоднозначные эмоции, поскольку не только заметно отличался от предшественника, но и вообще от всего творчества группы.
Хотелось бы привести несколько отзывов, отражающих первое впечатление об альбоме.
Илья Снопченко, darkside.ru: "Предыдущий "Bananas" как-то не стал любимым... а вот "Rapture of the Deep" стал, думаю, лучшим ответом не только мне, но и всем маловерам.
На нём в полную силу развернулись двое новичков альбома "Bananas" - клавишник Дон Эйри и продюсер Майкл Брэдфорд. На первый взгляд, на альбоме очень мало гитары - но на самом деле Стив Морс потратил немало времени, чтобы прописать на альбоме множество разных красивых штрихов. В сочетании с клавишными Дона Эйри получается очень красивое звуковое полотно со множеством украшающих его мелких "фенечек". Теперь Deep Purple делают ставку не на громкие, простые номера, а на красивые, разнообразные и навороченные песни".
THE_SLIDER04: "...Морс на этом альбоме чувствует себя как рыба в воде: трудно предсказать, какой гитарный финт он выкинет в следующий момент, его соло просто непредсказуемы, и кажется, что он оттягивается по полной программе. Снова понимаешь, насколько повезло с ним Purple, насколько нетривиального и самобытного гитариста они взяли.
Более того, на этом альбоме впервые в составе DP начинает раскрываться Дон Эйри. И опять же, лучшие моменты возникают тогда, когда он не пытается копировать предшественника: например, совершенно безумная партия фортепиано в Junkyard Blues, или отвязные ретро-синтезаторы в Back To Back - как будто на дворе снова 1983 год, и это прекрасно!
"Rapture" не самый лучший альбом DP с Морсом, но я бы сказал, что он обладает, как минимум, тремя серьезными достоинствами: качает, удивляет и не приедается".
Журнал "Rockcor" №57/2005: "Такого объемного и необычного звука я не слышал у Deep Purple никогда. ...Он рельефен настолько, что можно буквально пощупать ушами и кожей рокочущий бас и грохочущие барабаны, скорострельный хаммонд, и, на первый взгляд, незаметную гитару.
Стив Морс как будто бы удалился на этом альбоме от процесса написания материала и появился лишь на стадии доводки, чтобы нанести пару штрихов.
Соответственно обложке, музыка "Rapture" выдержанна, ей присуща совершенно своеобразная мягкость и глубина. Не она ли дала название всей работе? На протяжении всех 55 минут меня не покидало ощущение, что Пэйс и Гловер выдали 99,(9)% того, что могут, специально давая нам шанс добавить эту крупицу, почувствовать себя участниками действий: кажется, что просто сидишь и пьешь свой любимый коктейль в компании самых приятных тебе людей".
Дмитрий Зыков, deep-purple.ru: "Лично мне альбом целиком понравился где-то с пятого раза, и теперь имею твердое убеждение в том, что в моем плеере играет лучшая работа пост-блэкморовской эпохи.
Очевидно, что Дон Эйри и Майкл Брэдфорд нашли друг друга окончательно. Сотрудничество этих двух людей, разумеется, не изменило стиль группы, но наполнило его совершенно иным качеством. В свете нового альбома стало понятно, что предыдущий диск, "Bananas", был лишь первым шагом от здорового консерватизма к такому же здоровому желанию музыкальных новаций.
При ближайшем рассмотрении первое, что бросилось в глаза - большое количество заметных и не очень заметных штрихов, наполняющих музыку своеобразным шармом. На переднем плане - много клавишных, и, как может показаться, мало гитары. На самом же деле Морса на диске очень много. Одна из основных новаций состоит в том, что впервые Стив настолько обильно представлен не как "лидирующий" инструмент, а именно как художник, раскрасивший общий саунд группы. Почти в каждом треке присутствует огромное количество фоновых гитарных аккордов, создающих красивейшую "подложку" под основную тему.
Разумеется, богато представлены клавишные Дона Эйри, включая фирменный "хаммондовский" звук. Присутствуют неизменные гитарные соло Стива , но теперь музыка строится на новом, красивом фундаменте, крепким каркасом которого остается ритм-секция Пэйс-Гловер.
Особым украшением стал гиллановский Голос. Именно Голос, с большой буквы, звучащий идеально чисто и свободно - такого Иэна Гиллана можно слушать и слушать.
Нельзя так же не отметить продюсерскую работу Майкла Брэдфорда. Столь продуманного и аккуратного микширования, неброских эффектов и качественного саунда в истории группы еще не было. При этом нельзя не отметить, что Майклу ни разу не изменило чувство меры и его усилия лишь подчеркивают работу самих музыкантов.
Все это в сумме переплетается в музыку, которую, при всей ее узнаваемости, можно характеризовать как более тонкую, или, если хотите, более изысканную. Впервые за долгие годы прослушивания Purple-related музыки я поймал себя на мысли, что именно этот диск более приятно слушать не через напольную акустику с неизменным "смерть соседям mode on", а через наушники - наиболее приемлемым, на мой взгляд, способом насладиться особым звучанием каждого инструмента и расслышать самые мелкие штрихи в богатой звуковой палитре".
Цитаты с форума deep-purple.ru:
"... Послушал еще раз, потом еще. Он как бы раскрывается понемногу". (AUSdrum)
"... Какая-то в нем магия, натуральность". (daito)
"... Вот странная закономерность: действительно изысканный диск сразу не прет, его как бы потом догоняешь". (victor83)
"... Звучание само такое наполненное, глубокое. Но действительно, с первого раза, как Bananas его не уловишь". (Kseniya)
Обобщая эти отзывы, нельзя не обратить внимание на важную деталь: в звучании альбома нет общей линии (в отличие от узнаваемого гитарно-органного саунда большинства остальных релизов, прежде всего классических альбомов группы), альбом наполнен деталями и штрихами без единого звучания, что и делает его трудно воспринимаемым при первоначальном прослушивании.
В случае таких необычных релизов, дать им правильную оценку помогает время. И сегодня, спустя полтора десятилетия после выхода "Rapture on the Deep" (когда, например, наc отделяет от него столько же, сколько его на момент выхода отделяло времени от "Slaves and Masters"), я предлагаю подумать над тремя вопросами, которые помогут верно оценить этот альбом:
- С какими предыдущими альбомами группы можно сравнить "Rapture of the Deep"?
- Каково место "Rapture of the Deep" в Позднем ренессансе группы?
- Что нового в звучании группы открывает "Rapture of the Deep"?
На мой взгляд, все 4 альбома Раннего ренессанса («Perfect Strangers» (1984), «The House of Blue Light» (1987), «Slaves and Masters» (1990) и «The Battle Rages on…» (1993)) находятся примерно на одинаковом, очень высоком художественном уровне, обусловленном творческим подъемом, вызванным воссоединением группы.
Альбомы MkVII («Purpendicular» (1996) и «Abandon» (1998)) носят выраженный экспериментальный характер, что является следствием естественного желания раздвинуть творческие горизонты в новом составе.
Для меня и этот состав, и его релизы носят переходный характер (уже без Блэкмора, но еще с Лордом), и я не оцениваю их высоко.
"Bananas" (2003) - это возвращение к звучанию Раннего ренессанса. Этот замечательный альбом соединяет в себе идеи «Perfect Strangers», «The House of Blue Light» и «The Battle Rages on…».
А вот "Rapture of the Deep" (2005) открывает новый этап Deep Purple. Если по настроению и атмосфере, он, как ни странно, ближе всего к «Slaves and Masters» (оба альбома открываются среднетемповыми песнями, что является редкостью для Deep Purple, для обоих характерно смещение к средним темпам и обилие клавишно-синтезаторных звуков), то сам песенный материал и его звучание не имеет аналогов в предшествующих релизах.
Совокупность всех этих обстоятельств и вызывает такое неоднозначное отношение к альбому. Можно смело утверждать, что "Rapture of the Deep" является фундаментом последующих трех альбомов группы («Now What?!» (2013), «Infinite» (2017) и «Whoosh!» (2020)). Иными словами, кому по нраву нынешнее студийное и концертное состояние группы, тот так или иначе является поклонником и этого альбома, т. к. с него начинаются те Deep Purple, которые имеют место последние 15 лет.
Таким образом, для меня этот альбом не уступает и не превосходит "Bananas", а является началом нового этапа и состояния группы, в котором она находится до сих пор, и является одним из фундаментальных релизов Deep Purple.
Законодателем каких же особенностей звучания является этот альбом? На последних 4 альбомах Deep Purple мы слышим: преобладание клавишно-синтезаторного звучания над гитарным (в некотором роде заложенное альбомом «Purpendicular»), смещение темпов к средним, усложнение аранжировок, в том числе вокальных.
И несколько слов о вокале Йена Гиллана. Время не щадит никого - это прописная истина. Но списывать все изменения вокальных партий на последних релизах группы только на физическое старение вокалиста я бы не стал.
После ухода сначала Блэкмора, а затем и Лорда музыка Deep Purple стала более многоплановой, можно сказать - философской и многослойной, и лично мне это очень нравится.
Изменение музыки неизбежно влечет и изменение подхода к вокализации. Я согласен с теми комментаторами, которые видят в вокальных партиях Гиллана не только увядание, но и своеобразную философию, винтажность, марочность.
Таким образом, основными признаками альбома являются его "скрытность", сложность, нелинейность, множество малозаметных элементов. Это позволяет мне сравнивать его с еще одним недооцененным альбомом Deep Purple, "Come Taste the Band" (1975).
Можно не соглашаться с моими выводами, но каждый, кому интересен Поздний ренессанс Deep Purple, может ответить на эти три вопроса по своему.
Часть 3. Гастроли
Тур в поддержку альбома растянулся на годы, причем данные о его хронологии разнятся.
Википедия указывает, что он начался в январе 2006 и окончился в мае 2011.
Setlist.fm приводит статистку тура, который начался в октябре 2005 и окончился в декабре 2010.
Йен Гиллан сообщал в интервью, что тур в поддержку альбома приурочен к 40-летию группы и оканчивается осенними концертами 2008. Эта информация подтверждается тем, что начиная с весны 2009 названия туров носят обезличенные названия вроде "European Summer Tour 2009".
Такое расхождение данных неудивительно, т.к. в отличие, например, от Iron Maiden, туры Deep Purple носят перманентный характер с относительно подвижными сет-листами.
Что же касается меня, то начало тура Deep Purple совпало в моими планами летнего путешествия по Испании. 20 июля 2006 группа должна была дать концерт в Сарагосе.
Стоит напомнить, что концертный бизнес только стоял на пороге массовой продажи электронных билетов на мероприятия, и поэтому слово "билет" в 2000-х в основном означало билет на бумажном носителе. Поэтому, покупка билетов на предстоящий концерт была настоящим приключением, в котором мне помогла турфирма. Билеты я получил только по прибытию в гостиницу Барселоны.
Сарагоса - интересный для разового посещения испанский город. Для поклонников рок-музыки он может быть интересен разве что с исторической точки зрения: 31 октября 1992 здесь дали свой последний концерт Dire Straits.
Прибыв солнечным жарким испанским днем 20 июля 2006 в Сарагосу, выяснилось, что вечерний концерт отменен по причине затопления Стадиона имени Принца Филиппа, на которой он должен был проводиться. Затопление произошло по причине хлынувшего накануне ливня.
Поскольку ночевки в городе не предполагалось, я даже не успел вернуть деньги за билет...
Зато во время прогулки по городу я решил купить на память испанскую новостную газету - и правильно сделал, поскольку на страницах "Heraldo" была размещена заметка о несостоявшемся концерте и интервью с Роджером Гловером, взятое еще до его отмены.
Возможно, читателям канала будет интересно прочитать эту небольшую статью, заботливо переведенную мной на русский позже, осенью 2008.
КОНЦЕРТ DEEP PURPLE ОТМЕНЕН ИЗ-ЗА ГРОЗЫ
Накануне пожарные предупредили об опасности проведения массовых мероприятий на стадионе им. Принца Филиппа. Дату концерта не удалось перенести из-за плотного графика музыкантов.
САРАГОСА. Концерт группы Deep Purple, который должен был состояться сегодня на стадионе им. Принца Филиппа в Сарагосе, был отменен накануне. Сильнейший ливень, обрушившийся на город вечером, нанес серьезный ущерб зданию, говорится в коммюнике Администрации города. Только на главной арене уровень воды достигал 20 см.
Пожарные обнародовали доклад, в котором содержались предостережения о проведении каких либо публичных мероприятий на стадионе. В этой ситуации мэрия и устроитель концерта Gamerco приняли решение отменить концерт. Перенос концерта оказался невозможен из-за плотного графика группы. Сегодня будет известно о месте и времени возврата денег за билеты.
Специально для поклонников приводим интервью, которое HERALDO взял у Роджера Гловера еще до отмены концерта.
Вы ветераны поколения рокеров начала семидесятых, в чем Ваш секрет?
- Меня много раз об этом спрашивали и, поразмыслив, я пришел к выводу: все дело в том, что мы играем честную музыку, в этом причины нашего постоянства. Мы бы не стали затевать все это ради, там, денег или славы. Мы хотели делать музыку! Понты, жажда славы, это же все мимолетно, в конце концов, остается только музыка.
Многие такого же мнения об отцах Heavy Metal.
- Heavy Metal все-таки музыка очень коммерческая, а мы играем настоящий Хард. Мы пытаемся передать ощущения жизни с нашей любовью и с нашим видением мира. Металлисты поют о войне, там, о смерти. У них все на пафосе, риторично так, знаете ли. Это не очень соотносится с тем, что делаем мы или ребята из Led Zeppelin и Black Sabbath.
Они говорят, что мы на них повлияли в свое время, но, мне кажется, у них больше общего с панками, чем с нами.
Кажется, в последнее время Вы тяготеете к более простым и тонким формам…
- Мы все, участники Deep Purple, пришли из разных музыкальных традиций, пути у всех очень индивидуальные, отсюда такая мешанина. Поэтому мы меняем направления, мы можем поиграть с оркестром или в блюзе, а можем вообще скатиться во что-нибудь небрежное. Но, несмотря ни на что, мы спецы прежде всего в хард-роке, так и живем.
Думаю, с испанской публикой у Вас особые отношения. Чем она отличается?
- Во всем мире люди приходят нас слушать по одним и тем же причинам, различия минимальны. Действительно, испанцы очень эмоциональны и отдачи от них больше. Есть такой момент на сцене, когда приходит чувство, что мы не просто какая-то группа, играющая перед толпой, а нечто единое, одно целое.
Что осталось от величия Deep Purple 70-х?
- Многое изменилось, но есть одна вещь, благодаря которой мы противоположны Heavy Metal’у - это чувство юмора. Метал музыка серьезная и скучная. У нас работа шла всегда хорошо, но мы не вязли в этих подростковых забавах, нам ближе, скажем, интеллектуальное наслаждение. Это всегда было в цене, и тогда и теперь. А что касается меня, то вот, что изменилось: я стал чувствовать себя свободнее на сцене. Когда молодой, тебя парит как ты выглядишь, поза, там или освещение. Все это попытки быть клёвым, но когда взрослеешь, становишься серьезнее, начинаешь наслаждаться самим действием.
Не утомляет все время петь “Smoke On The Water”?
- Нет, ведь мы понимаем, что на каждом концерте мы играем перед новой публикой, и они слышат песню на концерте впервые. Среди фанов все больше молодежи. Тут нет однообразия, наоборот постоянное обновление! Как это может надоесть?
Сколько времени еще просуществует группа Deep Purple? Будете стоять до конца?
- О, у нас много времени, мы же не гламурные юнцы. Мы музыканты, мы веселимся с серьезным лицом. Так бы я хотел умереть.
Серхио дель Молино
Пятью днями ранее группа ярко выступила на знаменитом джазовом фестивале в Монтре (Швейцария).
Благодаря наличию видео и аудиозаписи этого выступления, у нас есть возможность не только видеть и слышать, в какой форме находилась тогда группа, но и почти со стопроцентной уверенностью предположить, что в Испании был бы сыгран тот же сет.
Так мной навсегда была упущена возможность услышать "Kiss Tomorrow Goodbye"...
Концертный альбом "Live at Montrenx 2006" вышел в 2007.
Кроме новых песен, мне очень нравится, как на этом альбоме звучит «When a Blind Man Cries». Впрочем, Йену Гиллану всегда удавались баллады, написанные с его участием.
В Москве группа дала прекрасный концерт 19 октября 2006.
На нем я впервые услышал новые песни (в том числе сразу понравившуюся "Things I Never Said"), "Lazy", "Fireball" и "When a Blind Man Cries". Очень мощно была сыграна "Perfect Strangers".
В следующий раз Deep Purple приехали к нам в 2008.
На этот раз я решил посмотреть концерт в Петербурге. Холодным дождливым утром 28 октября я прибыл на Московский вокзал ("Сапсан" еще не ходил), и прекрасно прогулялся по городу. Впервые услышал залп петропавловской пушки, в голове почему-то весь день наигрывала шедевральная баллада "Anthem".
Перед концертом удалось за стаканчиком виски пообщаться с очень милой парой, приехавшей на концерт издалека. Сам Ледовый дворец мне очень понравился, показавшись вполне уютным залом.
Из новых песен были только "Things I Never Said" и "Rapture of the Deep", зато я впервые услышал "Mary Long", "Sometimes I Feel Like Screaming", "Wring that Neck" и "The Battle Rages On" - о таком разнообразии можно было только мечтать!
Учитывая это, а также то, что в "Hush" Пэйс вставил свое искрометное соло, в котором играл даже одной рукой (!), этот концерт до сих пор является самым лучшим из увиденных мной концертов группы.
Кстати, буквально через десяток дней после питерского концерта Deep Purple стали снова играть "Kiss Tomorrow Goodbye" - так эта песня "обошла" меня стороной во второй раз...
После окончания гастрольного 2008, Deep Purple, вопреки логике и ожиданиям, не стали записывать новый альбом, а продолжили выступать.
В апреле 2009 группа дала сразу 2 концерта в московском клубе "Б1". Я решил идти на второй день, и немного прогадал. Да, на концерте 19 апреля было здорово услышать еще раз "Wrong Man", но накануне вместо нее играли "Vavoom: Ted the Mechanic". Кроме того, в первый день сыграли на 2 песни больше: "Fireball" и "Speed King".
Хотя концерт, прошедший не в привычной стадионной, а в теплой клубной атмосфере, мне очень понравился, внутри остался небольшой неприятный осадок: это был мой только четвертый концерт группы, а все композиции я уже слышал ранее. К тому же, в тот день вокальные кондиции Гиллана оставляли желать лучшего.
12 июня 2010 состоялось историческое событие: на фестивале "Рок над Волгой" (Самара) Deep Purple во второй раз в своей истории (после фестиваля "California Jam of 1974"), выступили перед аудиторией в более чем 200 тысяч человек (правда, в самой группе очевидцем первого триумфа был только Йен Пэйс).
Пропустить этот момент я не мог. Мы прибыли теплым июньским утром в Самару, осмотрели город со смотровой площадки вокзала, считающегося самым высоким в Европе, и прекрасно прогулялись по городу, наслаждаясь видами Волги, проведя дегустацию местного пива и оценив городское метро (жаль только, не успели заглянуть в места, связанные с городской легендой, известной как "стояние Зои").
Deep Purple выступали около часа, но играли ярко и мощно. Приятно поразила вокальная форма Гиллана - по этому параметру это был лучший из виденных мной концертов группы. Уверен, что в тот вечер Йен вполне мог бы справиться с "Child in Time".
Впрочем, с альбома "In Rock", которому в том году исполнялось 40 лет, ничего сыграно не было, а из сет-листа я ранее не слышал только "No One Came".
Осталось непонятным только одно: как организаторы могли поставить (а группа согласиться на это) после выступления Deep Purple перфоманс закрывающей фестиваль Алисы.
В конце 2010 Deep Purple временно удалили из сета "Highway Star", неожиданно воскресив шедевральную "Hard Lovin Man".
Пропускать такое было нельзя, и, как только был анонсирован концерт в любимом мной Минске, я связался с городскими кассами и попросил оставить для меня билет на концерт во Дворце спорта (эпоха электронных билетов только начиналась и до Белоруссии еще не дошла).
В Минск я прибыл холодным мартовским утром и совершил прекрасную прогулку по городу, отведав в уютном пабе у стадиона "Динамо" (где ДДТ в мае 1994 дали концерт, легший в основу альбому "Рожденный в СССР") местной кухни и отличного виски (кстати, в самом Дворце спорта также оказался отличный бар).
Все видевшие весенние концерты 2011 отметили гениальную игру Дона Эйри. Я еще никогда не слышал, чтобы не только в Deep Purple, а вообще от кого либо, чтобы клавишные инструменты звучали так мощно, искрометно и монументально.
Услышанные в таких сильных аранжировках "Hard Lovin' Man", "Maybe I'm a Leo", "Rapture of the Deep", "Silver Tongue", "When a Blind Man Cries" и "Almost Human" оставили самое сильное впечатление.
Особенно поразили "Hard Lovin' Man", сыгранная в духе 70-х, с прямолинейной блэкморовской гитарой, "Rapture of the Deep", в которой я наконец в полной мере ощутил глубину и философский посыл, и "When a Blind Man Cries". Как я уже писал, Гиллану всегда удавались баллады, но никогда ни до, ни после этого, я не видел, чтобы Йен пел так чувственно - буквально со слезами на глазах.
Питерский концерт 2008, минский 2011 и московский 2006 - три самые сильные концерта Deep Purple, виденные мной. Как видно, все они пришлись на концертную эпоху "Rapture of the Deep".
Между тем, Deep Purple продолжали гастроли.
6 мая в Ираклионе (о. Крит) зрители недоуменно смотрели на сцену, не узнавая бас-гитариста. И действительно, вместо Роджера Гловера его партии исполнял 38-летний Ник Файфф (Nick Fyffe) (Ник ранее вместе с «пурпурными» музыкантами выступал на концертах в рамках проекта «The Sunflower Jam»). Роджер же уехал к себе домой в Швейцарию, где его молодая жена должна была родить музыканту еще одного наследника.
Всего без Гловера группа сыграла 9 концертов в Греции, Израиле и Турции. Счастливый отец вышел на сцену в составе группы только 3 июня 2011 года, на первом канадском концерте нового отрезка тура.
Подводя итоги гастролей Deep Purple периода 2005/2011, стоит отметить, что в какой-то мере группа сама способствовала недооценке нового альбома, играя песни с него не так много и не так часто.
Да, в общем итоге из 12 новых песен на концертах игрались 7, но делалось это нечасто. Это видно даже на моем примере: увидев за этот период 5 концертов MkVIII, я услышал только 3 из них, при этом еще одна из песен "обошла" меня дважды.
Подводя итоги тура, невозможно не отметить его достижения в виде выступлений на крупнейших европейских фестивалях:
- Rock Over The Volga (Russia) (200 тысяч зрителей)
- Cosquin Rock (Argentina) (100 тысяч зрителей)
- Fête de l'Humanité (France) (100 тысяч зрителей)
- Montreux Jazz Festival (Switzerland) (80 тысяч зрителей)
- Sweden Rock Festival (Sweden) (50 тысяч зрителей)
- Monsters of Rock at Milton Keynes Bowl (UK) (40 тысяч зрителей)
- Monsters of Rock (Spain) (30 тысяч зрителей)
В 2012 произошло два важнейших события, связанных с Deep Purple. В июле скончался один из основателей группы, гениальный органист Джон Лорд. Группу это известие застало за записью нового альбома, который и стал посвящением бывшему коллеге.
Изучая внушительную дискографию Deep Purple, невозможно не остановиться на "Rapture of the Deep" - альбоме, наполненном прекрасной музыкой, яркими красками и необычными аранжировочными решениями. Волшебном альбоме, способном подарить восторг от своей глубины.