Найти в Дзене
Интересная фантастика

Строгая (твердая) научная фантастика в кино

Здравствуйте, уважаемые читатели. Поговорим сегодня о hard Sci-fi в кинематографе. То есть, такой кинофантастике, где наука, вернее фантастические допущения о научных знаниях, занимают главенствующее место в сюжете фильма.

В контексте темы, важно иметь в виду, что вся фантастика, где нет места магии, волшебству и прочим сверхъестественным чудесам, относится к научной фантастике. К примеру, любой боевик, вроде «Безумного Макса», или «Хищника», - тоже научная фантастика. Сюжет этих фильмов не противоречит естественнонаучной картине мира. В отличии от тех же «Охотников за привидениями», или Ночного – Дневного дозоров Бекмамбетова, где в сюжете присутствуют магические и мистические допущения. Потому их следует отнести к второму большому разделу фантастики: фэнтези (если более конкретно, к городскому фэнтези).

Давайте попробуем привести примеры твердой НФ, руководствуясь правилом главенства в сюжете научного фантастического допущения. Одним из писателей – фантастов, успешно работавших в жанре hard Sci-fi, был Майкл Крайтон. Его перу принадлежат такие научно-фантастические книги, как: «Человек – компьютер», «Сфера», «Штамм Андромеда». Последний роман был опубликован в 1969 году. По сюжету, на Землю падает военный спутник. В свою очередь, причиной падения спутника стало столкновение с метеоритом. Упавший аппарат становится источником распространения вируса, при заражении которым, риск летального исхода является практически стопроцентным. Недалеко от городка Пидмонтон, рядом с которым произошло падение спутника, на секретной военной базе собрана команда ученых (в нее входят: эпидемиолог, бактериолог, практикующий хирург и др.). Их цель – предотвратить мировую эпидемию.

Роман Крайтона быстро становится известным, ведь тогда в апокалиптической фантастике главенствовала тема ядерного Армагеддона (оно и понятно, противостояние Востока и Запада было в самом разгаре). На волне успеха, в 1971 году режиссер Роберт Уайз представляет одноименную экранизацию романа Крайтона. Сценарий фильма не сильно отличался от сюжета книги. Несмотря на некоторые расхождение в финале, главной идеей экранизации (как и в романе) остается «сражение» ученых со штаммом, что и является признаком твердой научной фантастики.

А вот другой пример кино, где есть и ученый, и его борьба с вирусом. Блокбастер «Я – легенда», с Уиллом Смитом в главной роли, показывает зрителю историю доктора Роберта Невилла, пытающегося изобрести средство против вируса, превратившего большинство людей на планете в мутировавших агрессивных хищников. При всей схожести описания сюжетов, данный фильм является лишь остросюжетной фантастикой, очень хорошо подходящей под определение «фантастический блокбастер». Такой жанр не относится к твердой НФ, поскольку сама цель создателей фильма базировалась не на акценте в сторону допущения научного поиска борьбы с напастью, а на героическом образе главного героя и его выживании в огромном опустевшем мегаполисе.

Однако, в таком подходе к определению твердой научной фантастики есть определенный изъян. Всем известная научно-фантастическая франшиза «Матрица» сделана как высокобюджетный блокбастер, где много внимания уделяется спец. эффектам, постановкам боевых сцен, знакомстве зрителя с миром виртуальной реальности и т.п. Представить «Матрицу» без поединков Нео и мистера Смита, рейдах в Матрицу Тринити и Морфеуса, др. остросюжетных моментах, невозможно. Тем не менее, основа сюжета франшизы научно-фантастическая. Причем, близко к твердой НФ. Судите сами, ведь речь идет об обретении машиной сознания и ее взаимодействии с человечеством. Сложного взаимодействия. Тоже самое можно сказать о фильме «Двухсотлетний человек», представляющем собой экранизацию романа Айзека Азимова и Роберта Силверберга «Позитронный робот». Фантастическое допущение сюжета этого кино относится к твердой НФ. Главная идея здесь – обретение сознания человекообразным роботом. Но сделано кино таким образом, что не оставляет равнодушным самого черствого зрителя. Так сказать, в лучших традициях голливудских мелодрам. Еще одни пример кино, где сюжет основан на строгой НФ, а главное внимание посвящено не НФ-идее: научно-фантастический фильм «Искусственный разум». Пронзительная история о роботе – ребенке Дэвиде, искавшем маму, выводит смотрящего ее человека на сильные эмоции. Мелодраматический эффект от просмотра данного кино оттеняет научно-фантастические идеи фильма – допущение развития искусственного разума и интеллекта, соотношение программных установок и моментов осознания собственного «Я» этим разумом и т.д. «Искусственный разум» также имеет литературный первоисточник – научно-фантастический рассказ британского фантаста Брайна Олдиса «Суперигрушек хватает на все лето».

Кадр из фильма "Искусственный разум". Источник изображения: https://prosvet365.ru/lyudi-i-inoplanetyane-kak-my-vidim-drug-druga/
Кадр из фильма "Искусственный разум". Источник изображения: https://prosvet365.ru/lyudi-i-inoplanetyane-kak-my-vidim-drug-druga/

В теме жанрового определения кинофантастики, в качестве казуса можно привести историю экранизации романа Станислава Лема «Солярис». Лем крайне возмутился идеей режиссера Тарковского сделать главным в фильме характеры и истории главных героев, их взаимоотношения под испытанием мыслящего океана, посылающего ожившие образы сознания. Писатель настаивал на сугубо научно-фантастическом характере своей книги.

Если сюжет того или иного научно-фантастического фильма ориентирован на науку, вернее фантастическое научное допущение, или его можно условно отнести к строгой НФ (как в случае с вышеупомянутыми фильмами «Позитронный человек» и «Искусственный интеллект»), то это еще не означает, что перед нами строгая НФ. Важным элементом отнесения той или иной фантастики к hard Sci-fi является ее достоверность, то есть логичность и обоснованность с точки зрения естественнонаучной картины миры. Поясню на примере. Сага про иную галактику в ином времени. Самая «пресамая» космическая кинофантастика мира про противостояние светлой и темной сторон Силы. Великие и неповторимые «Звездные войны». Вселенную ЗВ формально можно отнести к НФ. Джордж Лукас и Ко для обоснования борьбы темной и светлой сторон выдумали медихлорианы. Это такие мельчайшие частицы, на которые можно ментально воздействовать для манипуляций с Силами. По сути, учения джедаев и ситхов представляет собой систему обучения адептов взаимодействию с медихлорианами. Такое фантастическое допущение позволило команде ЗВ оставаться в рамках научной фантастики, не сваливаясь в фэнтези (колдовство, магию и т.п.). Однако говорить о достоверности такого допущения не приходится. В рамках современных знаний о природе и вселенной, нельзя сколько-нибудь серьезно предположить, что медитация и прочие духовные практики могут помогать двигать предметы мановением руки, громить масштабные сооружения, манипулировать людьми и т.п. К hard Sci-fi Звездные Войны отнести очень сложно.

Проблема достоверности стоит и перед самой, что ни на есть, твердой НФ. Фильм режиссера Кристофера Нолана «Интерстеллар» как раз можно отнести к таковой. Здесь зритель сталкивается с парадоксами, связанными с гравитационными космическими тоннелями (червоточинами, или «кротовыми нормами»), релятивистскими эффектами, фундаментальными гипотезами строения Вселенной и т.п. В общем, «Интерстеллар» - крутейшая hard Sci-fi с интересным сюжетом, визуальными спецэффектами и великолепной музыкой Ханса Циммера. Съемочную команду консультировал нобелевский лауреат, популяризатор науки, один из главных специалистов современности в области общей теории относительности, астрофизик Кип Торн. По сюжету, в недалеком будущем мир стоит на грани экологической катастрофы. Неконтролируемые процессы изменения климата скоро обернуться глобальным голодом. Земля станет мало пригодна для человеческой цивилизации. Люди сконцентрировали ресурсы на выживании и оставили космос. Группа ученых и астронавтов расконсервировала космолет и отправилась для поисков нового дома для человечества. В конечном итоге, главный герой Джозеф Купер передает своей дочери Мёрф квантовые данные из черной дыры, с помощью которых она выводит теорию гравитационного движения. Человечество получает возможность управлять гравитацией, строить поселения в космосе и открывать гравитационные порталы. Земляне становятся космической расой. Класс. Только вот есть небольшая заковыка. Если у людей хватило ресурсов переместится в космос, то разве они не могли решить проблемы пропитания с помощью теплиц, куполов и т.п.? Тоже самое и с городами. Переместить города и фермы в космос – намного более грандиозная задача. Понятно, что критикую здесь не реальный проект или научное футурулогическое прогнозирование, а лишь научно-фантастический художественный фильм, пусть и сделанный в рамках твердой НФ. Но именно для твердой научной фантастики такие сюжетные недоработки являются промахом, более допустимым для приключенческой фантастики, вроде «Звездных войн».

"Интерстеллар". Призрак Мерф. Источник: https://www.flickr.com/photos/masterfisto/20958481156
"Интерстеллар". Призрак Мерф. Источник: https://www.flickr.com/photos/masterfisto/20958481156

Иногда, такие ляпы довольно существенны в плане восприятия «научности» той или иной фантастики. В самом начале я писал о том, что сюжет высокобюджетного фантастического блокбастера «Матрица» имеет еще и достаточно интересный элемент hard Sci-fi, моделирующий развитие полноценного машинного сознания, или сверхразума, оказывающего решающее влияние на человечество. Все так. Но вместе с тем, авторы, ничтоже сумняшеся, делают причиной порабощения людей машиной то, что Матрица делает из них… источник энергии. Типа, люди – это просто… батарейки!!! Ну.. это… серьезно?! Подумаешь, атомная энергетика, термоядерный синтез, возобновляемые источники. Есть же вечный двигатель – люди, человеки! А почему обязательно нужны людские организмы, а не какие-нибудь домашние животные? Вопросы. Обосновать создание системы Матрицы, в которую включены многие миллионы людей, можно было намного изящней. На эту тему написана масса умной и оригинальной фантастики. К примеру, «Страж – птица» Р. Шекли, «Основание» Азимова», «Гиперион» Симмонса, «Вакуумные цветы» Суэнвика и многие другие фантастические литературные произведения.

Есть обратные примеры. Фантастика может быть нацелена на динамичное действие, представлять собой голливудский блокбастер, со всеми вытекающими. В тоже время, это отнюдь не означает обязательной недостоверности научно-фантастического элемента действа. Так, в первых двух частях франшизы «Терминатор» сюжет логичен, непротиворечив и достоверен (фантастическое допущения сбоя программы «Скайнет» и обретения ею разума, временной петли и связанным с нею хронопарадоксом, сглаживание этой петли в финале). Причем, прежде всего, «Терминатор» - это спецэффекты, боевка и «железный Арни».

И еще. Насколько круты, во всех аспектах, первые два фильма франшизы «Терминатор», настолько нелепыми выглядят дальнейшие продолжения. Если уж что-то можно было сделать во Вселенной Терминатора, так это снять пару приквеллов о Джоне Конноре. В общем, я бы посадил всех, кто причастен ко всем последующим, после второго, фильмам и читал бы им все книги о космических попаданцах «Вселенная EVE». Вслух. По 12 часов в день. Без перерывов на обед. Для уяснения ими всей тяжести содеянного. Но вернемся к строгой научной фантастике.

Рассуждая о достоверности hard Sci-fi нужно помнить о временном контексте рассматриваемой фантастики (в нашем случае, фильмов, сериалов и т.п.). Более 120 лет назад, в 1902 году был представлен публике небольшой фильм «Путешествие на Луну». Основой его сюжета стали романы Жюля Верна («Из пушки на Луну») и Герберта Уэллса («Первые люди на Луне»). Кино представляло собой скорее пародию на творчество классиков, чем серьезное НФ. Но все же, основа сюжета была вполне себе в духе строгой НФ. С высоты нашего времени и знаний, такой ход выглядит предельно неправдоподобно. Но тогда, фантастика о путешествиях на Луну на большом снаряде была достоверной. Приведу еще один пример. В 1961 году свет увидел один из первых советских научно-фантастических фильмов о космосе «Планета бурь», снятый по одноименной повести А. Казанцева. Он оставил довольно значительный след в мировой кинофантастике. Многие режиссеры, работавшие в жанре космической фантастики, черпали идеи в «Планете бурь». Для своего времени, фильм вообще был знаковым. Так вот, по сюжету кино, совместная советско-американская экспедиция совершает посадку на Венере, где происходят приключения космонавтов. Венера покрыта джунглями и населена животными, похожими на земных динозавров. В дальнейшем, реальное исследование планеты утренней зари показало, что условия там далеки от представляемых. Плотная атмосфера, парниковый эффект, жуткое давление и чудовищная жара, делают Венеру адовым местом, с точки зрения нахождения там человека. Советский зонд передавал данные с поверхности планеты в течении нескольких минут. Потом связь оборвалась. Даже автоматы там выдерживают считанные минуты. В общем, никаких океанов, джунглей и животных на Венере нет и быть не может. Но в 1961 году даже ученые вполне себе допускали обитаемость соседнего с нами мира. Поэтому, без тени сомнений, можно отнести «Планету бурь» режиссера Павла Клушанцева к твердой научной фантастике.

Кадр из фильма "Планета бурь" . Источник изображения: https://www.imdb.com/title/tt0056352/mediaviewer/rm1940024064/
Кадр из фильма "Планета бурь" . Источник изображения: https://www.imdb.com/title/tt0056352/mediaviewer/rm1940024064/

В заключение, небольшой вывод. Обязательные условия hard Sci-fi – ориентированность сюжета на допущения, связанные с наукой и достоверность сюжета. Снять научно, достоверно, да еще и увлекательно – довольно нетривиальная задача. Поэтому строгая научная фантастика в кино – продукт отнюдь не массовый. Да и в фантастической литературе доля твердой НФ в общей массе всей издающейся фантастики совсем не велика.

Как пример hard Sci-fi, можно привести такие фильмы, как: «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга, «Прибытие» Дени Вильнева, «Интерстеллар» Кристофера Нолана (несмотря на мою небольшую критику достоверности сюжета, фильм, конечно же, относится к строгой НФ, причем эталонной твердой научной фантастике) и др.

На этом на сегодня все. Единственное, добавлю, что все классификации условны. Есть классная, умная кинофантастика, есть не очень. Остальное вторично. В ближайшем будущем, в дополнение к этой статье сделаю небольшую подборку фильмов в жанре hard Sci-fi. Спасибо.

Подписывайтесь на Интересную фантастику в телеграме и получайте возможность уведомлений о всех новых статьях и постах этого канала https://t.me/infantastika