Рубеж 19 - 20 веков в России - время настолько богатое живописными талантами, что даже замечательные и выдающиеся мастера подчас оказывались в тени "звёзд первой величины". На ниве исторической живописи продолжали творить такие титаны, как Василий Суриков, Илья Репин, Виктор Васнецов, Константин Маковский, уже создавали свои исторические полотна молодые мастера - Андрей Рябушкин, Аполлинарий Васнецов, Николай Рерих, внесли свой вклад в развитие жанра и работавшие преимущественно в иных направлениях гении - Валентин Серов, Михаил Врубель... Наверно, только этим можно объяснить то, что имя и творчество Сергея Иванова не блистали так ярко, как они этого, безусловно, заслуживают.
Историческая тема вызывала в то время огромный интерес - и у публики, и у специалистов самых разных направлений. Роль Сергея Иванова в раскрытии этой темы огромна и своеобразна: он, если можно так выразиться, закладывал её фундамент, работал над самой основой зримого, понятного всем образа российской истории. Если, скажем, Суриков в своих масштабных полотнах обращался в основном к поворотным, драматическим моментам из прошлого России, а Рерих создавал его поэтический, тесно сплетающийся с мифом образ, то Иванов чаще брал как темы для своих картин характерные, типичные исторические сцены, каждая из которых представляет собой как бы кусочек общей грандиозной панорамы.
Порой его сюжеты можно охарактеризовать как бытовые, только взятые не из современной художнику реальности, а из прошлого. При этом художник заботился об исторической достоверности, композиционной выразительности и эмоциональном содержании своих картин больше, чем об их эффектном, детализированном исполнении - что отличает его от таких мастеров, скажем, как К. Маковский, Г. Семирадский или Э. Мейссонье, которые тоже работали в "историко-бытовом" жанре. Картины Иванова написаны подчас достаточно свободно, даже эскизно, но оставляют при этом ощущение глубокой подлинности, как будто художник волшебным образом и впрямь перенесся в прошлое, и там быстрой кистью запечатлел увиденное с натуры.
При этом начинал художник свой путь в искусстве с иных сюжетов.
Как сообщают нам энциклопедии, Сергей Васильевич Иванов родился в 1864 году, в городке Руза Московской губернии, в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Поэтому после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей по воле отца поступил в Межевой институт в Москве.
Для учебы в институте 11 лет - конечно, рановато. Но тогдашний институт - не аналог сегодняшнего ВУЗа, скорее, техникум. Высшее образование получали в университетах. И, в любом случае, проучился там Сергей недолго - уже в 1878 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года перешёл в петербургскую Академию художеств, где занимался до 1884-го. Потом вернулся в МУЖВЗ, а окончил учебу в 1885-м году.
Правильнее было бы сказать - прекратил, поскольку вышел молодой художник из стен училища, не получив даже диплома учителя рисования. Его влекло желание ездить по стране, писать работы на острые социальные темы. Получив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство», с 1885 по 1889 годы он объездил целый ряд российских губерний, и итогом стала серия "Переселенцы" - первая крупная тема в самостоятельной работе Иванова.
После освобождения крестьян в 1861 году в России остро стоял земельный вопрос. Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян на восток страны, в Сибирь. Во второй половине 1880-х годов множество людей - поодиночке и целыми семьями - двинулись на поиск и освоение новых мест. Иванов увидел этот процесс изнутри и показал его как трагедию безземельных крестьян, уходивших со своих исконных поселений, из центральных губерний на окраины страны.
"… Десятки вёрст... в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками... " (С. Глаголь). Такое вот "хождение в народ". И самой значительной, принесшей художнику известность работой, стала картина "В дороге. Смерть переселенца". Приобретенная, между прочим, для своей галереи П. М. Третьяковым.
Потом была еще "арестантская тема". Картины "Бунт в деревне", "Отправка арестантов", "Этап". Даже по названиям видно, что молодой художник не искал в искусстве легких путей. "Такая, значит, судьба, - не могу писать милых сценок и сентиментальных картин. Будем голодать, если придется, а пока... пишу то, что по душе". В этих словах - не поза, не самолюбование, - осознанная, зрелая позиция. Хотя написаны они значительно позже и относятся уже к работе над картиной исторической темы, "Смута".
На рубеже 1889—1890 годов Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным является уже признанным лидером среди московских художников молодого поколения. А в 1897 году он проводит кучу времени в архивах, делает зарисовки предметов старины в Эрмитаже и музее Академии художеств. Уезжает в Зарайск, снимает там квартиру и начинает работу над "Смутой". Вот еще несколько строк из писем, относящихся ко времени создания этого холста - они очень характерны, в них ясно виден настрой художника, приступающего к разработке новой для себя темы, идущего наугад, но полного решимости:
Картину мою, вероятно, не примут ни на одну выставку, но что же мне делать? Буду писать, а там поверну её к стене...
Сегодня начал красками и начал, кажется, удачно... Но пространства приходится замазывать громадные - несколько отходя, чтобы видеть что-либо общее. Кажется, дело пойдёт?..
У меня время раздумья - хочется взять холст больше, и больше на целый аршин. А, каково? Все это время писал этюды, а картина была закрыта, и вот теперь, увидев её, прихожу к тому, что она коротка, всего, что хотелось бы, на ней не уместить.
"Смута" - очень своеобразная картина. Сплошная масса тел, в которой взгляд выхватывает отдельные детали. Ноги в лаптях - потерявшего равновесие под напором толпы человека. Покосившиеся столбы деревянного ограждения. Взмах палки и разодранная на груди рубаха - на переднем плане. Чьи-то (Отрепьева?) ноги, влекомые за привязанные к ним веревки. Косо поднятая над толпой икона. Хаос, смятение. "Русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Наверно, только так и можно было написать этот сюжет. Он - своеобразный рубеж и вершина в творчестве художника. Он стоит в его творчестве особняком, не вписывается ни в какие берега. Впоследствии художник создал множество исторических картин, более гармоничных и совершенных. А "Смута" - это как пограничный столб, первая кровь и первая любовь. И даже некоторая незавершенность "работает" на её восприятие.
В 1899 году Сергей Иванов был принят в "Товарищество передвижников". Он, вроде бы, по всем статьям подходил этому живописному течению - реалистическая манера письма, "активная гражданская позиция", интерес к "народной теме"... Правда, в те годы передвижничество уже не было тем "бунтарским", авангардным движением, как в семидесятые годы. Его участники сами стали академиками, и в прямом, и в переносном смысле слова. Неудивительно, что некоторое время спустя художник начал тяготиться и организационными принципами, и теоретическими установками "старших товарищей". В 1903 году он становится одним из учредителей "Союза русских художников", организации, больше отвечавшей запросам времени, достаточно демократической по своим ориентирам.
Мы с детства знакомы с его работами. Целая их плеяда, выполненная в своё время по заказу издательства И. Кнебеля как иллюстрации для серии брошюр в жанре школьного пособия, перекочевала впоследствии в советские учебники истории. В нашем сознании (или подсознании) они неразрывно связаны с историей нашей страны, воспринимаются как её подлинные и несомненные изображения, едва ли не "фотографии". И в этом, конечно, великая заслуга художника - изобразить всё так, чтобы у зрителя и тени сомнения не возникло: так было! Именно так торговали заморскими редкостями арабские купцы в стороне восточных славян, так собирали дань татарские баскаки, так ходили дозором стрельцы в красных кафтанах... Эти образы записаны у нас "на подкорке", а вот фамилия художника, такая простая, распространенная, осела в памяти не у всех.
Проект Кнебеля "Картины по русской истории" - вообще явление уникальное. Сегодня с трудом верится, что работа такого масштаба и с привлечением таких имён (Васнецовы, Серов, Лансере, Бенуа, Добужинский, Билибин, Кустодиев) была задумана и исполнена всего лишь как учебное пособие. Кисти Сергея Иванова принадлежат 18 из 50 картин, это больше, чем у кого-либо другого. (В. Васнецов и Серов, например, исполнили всего по одной иллюстрации, Добужинский и Кустодиев - по три). Иванов поистине "вложился" в эту работу.
Конечно, при исполнении каждого сюжета художник должен был учитывать специфику издания, его аудиторию, доносить материал максимально наглядно, доходчиво, информативно. Поэтому - обилие фигур, деталей, орнаментов, исторических реалий. Не забывайте - это энциклопедия, хрестоматия русской истории. Школьникам, имевшим возможность рассматривать репродукции этих картин, можно слегка позавидовать. В них - целый мир, способный не только рассказать, но и разбудить воображение.
В то же время, в станковых произведениях, не привязанных к издательским проектам, художник позволял себе и лаконичность, и оригинальность композиционного решения. Шикарный пример этого - его "зимние" сюжеты.
В двух картинах - «Военная кампания XVI века" ("Поход Войска Московской Руси») и "Звероловы Древней Руси", обыгрывается один и тот же мотив: движение группы людей на лыжах по заснеженному склону. Тут можно бесконечно любоваться ритмом плотных цветных пятен и тонких линий на светлом фоне, тем, как весомо, материально и вместе с тем свободно написаны фигуры.
В приведенных выше, в начале статьи картинах "Приезд иностранцев. XVII век" и "Боярский возок" очень много места занимает снежно-белое пространство, пелена сугробов. Это - намеренно использованный прием. В обоих случаях он делает композиции незабываемыми.
В "Приезде иностранцев" основное действие вынесено на периферию холста. Мы видим угол избы, накренившийся возок, чьи-то спины. И тянет вглядываться в мелькающие вдалеке фигуры, остановиться на минутку вместе с молодой румяной горожанкой в ярком наряде. Но пожилой мужчина со связкой баранок, одетый в тёмный тулуп и шапку (отец? муж?), торопится пройти мимо. Сцена очень живая, неожиданно и вместе с тем естественно решенная, она напоминает выхваченный из исторического фильма кадр. А начиная её разглядывать, открываешь множество колоритных деталей. Лиц в картине немного, но все - настолько эмоционально достоверны и характерны, что кажется - ты их раньше встречал.
В "Боярском возке" по диагонали из верхнего левого в нижний правый угол движется группа сопровождающих возок служилых людей. Основная масса процессии резко сдвинута вправо, она как бы уже вываливается за пределы холста. Некоторые из дальних фигур едва намечены, но общий ритм силуэтов, энергичный наклон возка, плотная, фактурная манера живописи дают полное ощущение движения, тяжести, усилий людей, преодолевающих путь по глубокому снегу.
А в вынесенной на заставку публикации картине "Семья" впечатление создается совсем другое - легкое, степенное, это - шествие по накатанной дороге. Наклон обратного, справа налево движения - совсем небольшой. Видимо, семья возвращается из бани. Фигуры плотно, иные - до бесформенности, укутаны, лица разрумянены. Во всём - неторопливость и основательность. И "вишенка на торте" - идущая впереди всех девушка на выданье, вся в светлых тонах, с опущенным долу взглядом. Основное достояние семьи, её "товар".
Хочется подчеркнуть еще раз, Иванов никогда не был простым "бытописателем". В своих исторических полотнах он редко любуется сценами из прошлого "просто так", в большинстве работ присутствует идейное, критическое начало. Даже в "Семье" оно есть. Что уж говорить о картине "Царь", где народ поголовно валится лицами вниз перед процессией со стрельцами в красных кафтанах. Или об одной из последних картин художника - "Немец", где за переливающимся красками и хохотом фасадом на самом деле поднимается очень сложная проблема - столкновение разных культур и жизненных укладов.
Были у него и картины, посвященные революционному движению в России 1905 - 1907 гг. Некоторые из них, например, приведенный здесь "Расстрел" получили известность (да и название) только при советской власти - настолько острым было их содержание. "Расстрел" - ещё одна гениальная композиционная находка Иванова. Залитая солнечным светом площадь пуста. Только дым, затененные стены домов, пара упавших тел на переднем плане, и несущаяся опрометью оплоумевшая от испуга собачонка, решенная буквально в пару мазков. Картина просто врезается в память.
Сергей Иванов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1899—1906), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900/1903-1910). Был участником выставок Московского общества любителей художеств (1887, 1889, 1894), Товарищества передвижников (1887—1901), «36 художников» (1901, 1902), «Мир искусства» (1903), Союза русских художников (1903—1910).
Умер Иванов в возрасте 46 лет от сердечного приступа в 1910 году у себя на даче на берегу речки Яхромы.
С фотографии и с портрета кисти Осипа Браза на нас смотрит не столько даже художник, сколько, хочется сказать, педагог, Просветитель, интеллигент чеховского типа. И вклад его в русское искусство вполне соответствует этому образу. Он - практически идеальный пример "художника и гражданина", задававшего себе высокую планку и в творческой работе, и в социальной ответственности. Достаточно редкое явление, достойное всеобщего уважения и памяти.
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!