Найти тему
К в кубе

Два человека, виновные в гибели крупнейших кораблей гитлеровской Германии

После поражения в Первой Мировой войне, в котором был потерян весь военно-морской флот, об этом можно прочитать в моей статье на канале “ Так не доставайся же ты никому! Трагическая судьба флотов, погибших по велению политиков”, Германия начала готовиться к реваншу, к следующей попытке завоевания мирового господства. С этой целью Германия, несмотря на ограничения, наложенные странами победителями, начала заново отстраивать свой военно-морской флот. Была принята программа по строительству крупных боевых кораблей: крейсеров, линкоров, которые не уступали бы сильнейшим кораблям будущих противников.

14 февраля 1939 года со стапелей был спущен красивейший венец творения немецких инженеров-кораблестроителей и один из мощнейших кораблей того времени линкор “Бисмарк”. Он отличался не только мощной бронезащитой, так только самый большой в мире японский суперлинкор “Ямато” превосходил немецкий корабль по суммарному весу бронирования, но и вооружением: его главный калибр состоял из восьми 380-мм орудий. Помимо высокопрочной знаменитой крупповской броневой стали, которая использовалась в строительстве этого линкора, немецкие инженеры заложили в конструкцию линкора чрезвычайную живучесть корабля. По этой причине линкор был объявлен гитлеровской пропагандой непотопляемым. В последующем именно эти качества корабля сказались в том, что потопить этот линкор оказалось чрезвычайно сложной задачей.

В результате линкор “Бисмарк” оказался лучшим военным кораблём в истории Германии. Поэтому спуск “Бисмарка” немецкая пропаганда преподнесла как величайшее событие в жизни страны. Гитлер лично выбрал линкору это имя - первого канцлера Германской империи, объединителя Германии. Линкор “Бисмарк” был объявлен гордостью немецкой нации.

Торжественный спуск линкора “Бисмарк”
Торжественный спуск линкора “Бисмарк”

После начала Второй Мировой войны гитлеровская Германия против своего главного противника - островной Великобритании развязала войну на море с целью полной морской блокады этой страны. В связи с тем, что немецкий военно-морской флот значительно уступал британской, то основные морские действия Германия вёл посредством своего мощного подводного флота. Периодически крупные немецкие военные корабли осуществляли рейды по Атлантическому океану, топя морские суда, которые везли в британскую метрополию необходимые для жизнедеятельности страны грузы.

И вот 18 мая 1941 года в крейсерский поход отправились два немецких военных корабля-рейдера линкор “Бисмарк” и тяжёлый крейсер “Принц Ойген“.

Линкор   “Бисмарк” и тяжёлый крейсер “Принц Ойген“ выходят в поход. 1941 год
Линкор “Бисмарк” и тяжёлый крейсер “Принц Ойген“ выходят в поход. 1941 год

Но уже через три дня 23 мая британский флот обнаружил немецкие рейдеры. Британское адмиралтейство создало эскадру, состоящую из гордости британского флота линейного крейсера “Худ”, новейшего линкора “Принц Уэльский“ и кораблей сопровождения для перехвата рейдеров. Линейный крейсер “Худ”, который явился флагманом британской эскадры, несмотря на принадлежность к классу крейсеров, был одним из крупнейших в мире военных кораблей того времени, а по вооружению главного калибра был наравне с “Бисмарком”.

24 мая обе эскадры встретились в районе Датского пролива к северо-западу от Великобритании и между крупнейшими кораблями противников началась артиллерийская перестрелка главными калибрами. Вскоре в результате попадания “Бисмарк” получил пробоину в носовой части и повреждение топливных цистерн с потерей части топлива. Но и сам он нанёс точное попадание британскому крейсеру “Худу”, в результате которого тот затонул. Повреждения были нанесены и линкору “Принс оф Уэльс”. Потеряв свой сильнейший крейсер, британцы были вынуждены выйти из боя вместе с другими кораблями.

Конечно, будь на месте “Бисмарка” другой корабль, то он, скорее всего, прекратил бы свой боевой поход из-за полученных повреждений. А “Бисмарк”, не случись потери топлива, продолжил бы выполнение военной операции. Поэтому командующий немецкой эскадрой принял решение прорываться к французским портам для ремонта и заправки. А затем продолжить свой поход. Тем более, что там находились другие немецкие боевые корабли, которые, в случае необходимости, могли придти на помощь. Крейсер “Принц Ойген“ было решено отправить на продолжение рейдерского похода, поэтому пути этих двух немецких кораблей разошлись.

Тем временем британцы, особенно после гибели их гордости крейсера “Худа”, загорелись желанием во чтобы то ни стало уничтожить “Бисмарк”. С этой целью была собрана сильная эскадра из 50 кораблей, в том числе линкоры и авианосцы. И началась охота. В небо были подняты самолёты с авианосцев для поиска немецкого линкора. Сначала на “Бисмарк” вышли самолёты с авианосца “ Викториес ”, торпедная атака которых привела только к тому, что у линкора усилилась течь, что снизило ходовые качества корабля. Но при этом рейдер смог оторваться от преследования.

Но вот 26 мая, после обнаружения самолётом разведчиком линкора, вылетели старенькие самолёты-бипланы “Содфиши”, прозванные за свой внешний вид авоськами, с авианосца “Арк Роял”

Самолёт-торпедоносец  “Содфиш”
Самолёт-торпедоносец “Содфиш”

Британские торпедоносцы бросились в атаку на немецкий линкор, который огнём артиллерии всячески пытался помешать успешным атакам. Одна из торпед попала в броневой пояс линкора, не причинив ему большого вреда.

Но вот случилась трагическая случайность для линкора, которая привела к его гибели. Торпеда с британского торпедоносца, командиром которого был Джон Моффат, попала в рули линкора, повредив их. А ведь попади торпеда не в рули, а даже в борт, то броня “Бисмарка” надёжно защитила бы корабль и линкор, успешно выйдя из этого боя, мог и дальше продолжить свою боевую биографию.

В результате “Бисмарк” потерял управление и это сразу сказалось в бою с подошедшими британскими линкорами. Немецкий линкор, потеряв маневренность, оказался в крайне невыгодном для себя положении. Но, несмотря на это, немецкие моряки бились до последнего снаряда. А когда у немцев закончились снаряды, то британские линкоры буквально в упор начали расстреливать “Бисмарк”, но тот, несмотря на ужасные повреждения, никак не желал тонуть. “Бисмарк” оправдывал своё название – “Непотопляемый линкор”. Настолько был велик запас прочности, который немецкие корабелы заложили при строительстве линкора. И тогда к погибающему, но не сдающемуся немецкому линкору, подошёл британский крейсер и добил торпедами. Так роковое попадание торпедой в рули привело к гибели гордости немецкой нации “Бисмарка”, а рядовой лётчик королевских ВВС Великобритании Джон Моффат прославил своё имя, став виновником смерти линкора.

Джон Моффат – лётчик королевских ВВС Великобритании
Джон Моффат – лётчик королевских ВВС Великобритании

А теперь перейдём к другой трагической странице истории немецкого флота.

30 января 1945 года пассажирское судно ”Вильгельм Густлофф” в сопровождении двух кораблей охранения покинул Данциг. Так начал трагический путь к своей гибели один из крупнейших пассажирских лайнеров того времени.

Немецкий   лайнер “Вильгельм Густлов” выходит из гавани Данцига. 1945 год
Немецкий лайнер “Вильгельм Густлов” выходит из гавани Данцига. 1945 год

XIX век явился периодом интенсивного освоения североамериканского континента. С развитием этого региона, в частности США, резко увеличился пассажиропоток через Атлантику. Для этого стали строиться всё большие по размерам и вместительности пассажирские круизные корабли. Так как основной лозунг капитала – “Время деньги!”, началась гонка между странами за то, чьё судно больше и быстрее доставит пассажиров из Старого в Новый Свет. В итоге в середине XIX века зародилась гонка “Голубая лента”. С этого момента весь мир, затаив дыхание, следил за гонкой через Атлантику. Великие инженеры, крупнейшие судостроители, богатейшие транспортные компании состязались за право стать лучшими - быстрее пересечь океан на пассажирском судне и получить вымпел “Голубая лента”. В этом соревновании побеждали в основном английские суда, но и немецким тоже удавалось завоёвывать этот вымпел. Так в 1929 году немецкий лайнер “Бремен” установил рекорд скорости.

Поэтому, придя к власти Гитлер поставил задачу: во славу Третьего Рейха построить лайнер, который бы не уступал бы судам, подобные "Бремену". В результате 5 мая 1937 года на верфи Гамбурга было спущено на воду пассажирское десятипалубное водоизмещением 25,5 тысячи тонн, длиной более 200 метров и рассчитанное на полторы тысячи пассажиров круизное судно “Вильгельм Густлофф”, один из крупнейших судов своего класса. Это судно, наряду с линкором “Бисмарком”, явилось символом Третьего Рейха.

Гордость третьего Рейха круизный лайнер “Вильгельм Густлофф”
Гордость третьего Рейха круизный лайнер “Вильгельм Густлофф”

Недолго мирному “Вильгельму Густлоффу” суждено было покорять морские просторы.. Наступили тревожные предвоенные годы, а затем началась и сама Вторая Мировая война, поэтому о мирном использовании не могло быть и речи. С началом войны “Вильгельм Густлофф” стал выполнять задачи военного характера: исполнял роль военного госпиталя, осуществлял перевозки воинских контингентов и т.д.. И так продолжалось всю войну.

А в январе 1945 года ему была поставлена задача эвакуации окружённой группировки немецких войск из Восточной Пруссии. И вот 30 января 1945 года ”Вильгельм Густлофф”, загруженный эвакуированными и выйдя из Данцигской бухты, оказался в роковой для себя точке.

Так распорядилась судьба, что в тот же день 30 января 1945 года к Данцигской бухте подошла советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско. Эта подводная лодка знаменательна тем, что за годы войны по суммарному тоннажу потопленных судов противника заняла первое место среди советских подводных лодок.

Подводная лодка С-13 выходит в очередной поход
Подводная лодка С-13 выходит в очередной поход

Такая результативность лодки С-13 во многом объясняется личностью командира: с одной стороны, он характеризовался как высочайший профессионал-подводник, готовый на нестандартные действия, а с другой, авантюрным складом характера. Именно такой подводник как Маринеско - “Сорви голова” мог пойти на огромный риск: не каждый подводник рискнул бы проникнуть в особо охраняемую Данцигскую бухту. Здесь Маринеско обнаружил огромный немецкий лайнер в окружении кораблей охраны. Воспользовавшись тем, что немецкие моряки никак не ожидали удара вблизи от самой гавани, Маринеско решил осуществить дерзкую неожиданную атаку, сделав залп из трёх торпед. В результате, тяжело гружённый лайнер быстро затонул, унеся в пучину тысячи жизней, в числе которых, помимо гражданских, было множество военных.

Так, славный советский подводник Александр Маринеско героическим подвигом покрыл своё имя славой - уничтожением гордости Третьего Рейха. Недаром сам Гитлер назвал Маринеско свои личным врагом.

Командир советской подводной лодки С-13 Герой Советского Союза Александр Маринеско
Командир советской подводной лодки С-13 Герой Советского Союза Александр Маринеско

Тут нужно добавить, что назападе потопление ”Вильгельма Густлоффа” считали актом геноцида - уничтожение корабля с гражданскими пассажирами, а самого Маринеско военным преступником. Но, во-первых, любое гражданское судно, которое используется для выполнения военных задач является законной целью для подводников любой страны. Тем более, что на ”Вильгельме Густлоффе” в тот момент находился цвет немецкого флота – экипажи десятков немецких подводных лодок. Во-вторых, в годы Первой Мировой войны сами немецкие подводники потопили крупнейший английский круизный лайнер “Лузитания” на борту которого находилось более тысячи пассажиров.

Таким образом, два человека: лётчик торпедоносного самолёта и командир подводной лодки стали виновниками гибели двух самых больших кораблей Германии – гордости Третьего Рейха. Будучи рядовыми воинами мировой войны, они вписали своё имя в летопись победы одной из самых кровопролитных войн в истории.

Рекомендуем прочитать статьи:

Пленник №1 нацистской Германии. Кто он?

Параллели судьбы: личный диверсант фюрера и терминатор Сталина

Почему во время Великой Отечественной войны гитлеровскую армию называли немецко-фашистскими войсками?

Грандиозная афера советских военных во время Великой Отечественной войны

Если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.

Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе

Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.