Найти тему
Вино, сыр и хлеб

Беседа о стилях вина и бокалах с Георгом Риделем на VINITALY 2006 в Москве

Георг Ридель – владелец одноименного австрийского предприятия Riedel, которое первым в мире начало производить хрустальные и стеклянные бокалы, пригодные для конкретных сортовых виноградных вин. В России бокалы Riedel продает компания DP-Trade.

Николай Апполонович Мехузла — патриарх советского, российского, молдавского и грузинского виноделия, человек, с именем которого связаны замечательные достижения в области винодельческих технологий в СССР и в странах образовавшихся на его руинах. На молдавском заводе «Аурвин» и на грузинском предприятии «Тифлисский винный погреб» под его руководством местными виноделами были созданы современные вина европейского класса, сохранившие при этом все примечательные терруарные и исторические особенности.

Владимир Евгеньевич Цапелик — президент Независимого винного клуба

Текст разговора

Мехузла: Мне показалось, что Вы только что сказали, что Ваши бокалы самые лучшие в мире, интересно, что послужило основой для такого заключения?

Ридель: О, нет! Я бы не сказал, что это правильное толкование моих слов. Просто наши бокалы являются отправной точкой для интерпретации сортовых особенностей вин. Мой отец Клаус Ридель был первым, кто задумался о правильном соответствии формы и размера бокала и различных качеств вин. До него бокалы делались только для красоты, как произведения искусства, и мастера не слишком заботились о том, какие вина из них будут пить.

Цапелик: У Вас есть несколько линеек бокалов, некоторые из них очень дороги, а другие — подешевле. Велика ли разница между верхом и низом по качеству?

Ридель: Я верю, что в повседневной жизни потребители соизмеряют цену бокала и цену одной бутылки вина, которую они обычно покупают. Соответственно, все зависит от того, сколько они готовы платить. Например, ресторанная линейка наших бокалов — совсем недорогая, но обладает всеми необходимыми качествами, чтобы наслаждаться вином. Главное концептуальное правило нашей компании сохраняется – правильное соответствие формы бокала сортовым особенностям вина.

Мехузла: Как Вы определяете соответствие бокала, качества стекла и его формы, и вина?

Ридель: У нас уже 50 лет опыта. Я много путешествую по разным странам мира и попробовал многие вина, знаю их характеристики. Но я прекрасно понимаю, что бокал не может изменить качества вина, а он действует как рупор, и может усилить лучшие и наиболее интересные из них. Мы изучаем разные формы бокалов и подбираем их к качествам вина, в результате при помощи бокалов мы меняем восприятие вина. Вино состоит из различных составляющих: минеральность, фруктовость, кислотность, танинность и все эти компоненты могут быть собраны в правильном бокале «без швов», гармонично, т.е. мы получаем качественно новое восприятие вина. Но, безусловно, мы не можем преобразовать среднее вино в великое.

Цапелик: Думаете ли Вы о стилях вин, когда создаете новые модели бокалов?

Ридель: Нет. Наша философия – это сорта винограда, например, шардоне, рислинг, гевюрцтраминер. Все они дают разные характеристики вина. Мы не думаем о таких различиях, как совиньон блан из Бордо и из Новой Зеландии. Соответственно, делая бокалы, мы не думаем о винных стилях. Наша концепция и так очень сложна. Мы стараемся показать типичные особенности сорта Совиньон Блан как такового. Мы верим, что одинаковая форма бокала годится для одинаковых сортов из разных регионов. Но, я надеюсь, наши бокалы могут подчеркнуть и некоторые региональные особенности сортов винограда.

Цапелик: Кто по вашему мнению лучший винный критик, писатель с точки зрения понимания вина во всем многообразии его особенностей?

Ридель: Первые свои знания о вине я получил из книг. Я начинал с британского автора Хью Джонсона лет 30 назад. И его работы до сих пор являются наиболее общим введением в вино, сорта винограда, виноделие, винные регионы. Винные писатели за эти годы проделали великолепную, фантастическую работу. Это огромное подспорье для людей, стремящихся пробовать и пить вино каждый день. Я могу назвать Wine Spectator, Роберта Паркера, Дженсис Робинсон. Это очень знаменитые люди, они сделали очень много, чтобы люди стремились к пониманию вина. Кстати, я обязательно куплю фьючерс на Бордо 2005 года, так как все они говорят, что это великолепный урожай. У меня нет времени лично отслеживать все основные шато, я могу ориентироваться только на отдельные, наиболее показательные образцы. Я считаю такой отправной точкой для винтажей в Бордо шато Lynch Ba; — это для меня всегда лучшее качество по приемлемой цене.

Мехузла (шутит): Я думаю, что г-н Ридель допустил стратегическую ошибку, не назвав таких новых писателей и журналистов, как Сердюк и ЦапеликJ

Цапелик: Мы любим Николая Апполоновича, а он любит насJ (все смеются). А если серьезно, то какие вина вы лично любите?

Ридель: Вина за последние 20 лет изменились принципиально. Они стали более спонтанными, фруктовыми, выразительными и алкогольными, с другой стороны, выдерживание вин перестало быть той важной вещью, которую каждый винодел держит в своей голове. Причина, почему это для меня важно, я — коллекционер вина. И если я говорю, что я хочу купить фьючерсные вина Бордо 2005 года, то они созреют, когда мне будет около 70 лет. Такие вина я буду покупать не для себя, а для своих детей. Я очень люблю красные, хорошо выдержанные от 10 до 25 лет. Мне нравятся вина, которые с годами достигли некоторого уровня благородства. Замечу, что благородно стареют только самые лучшие вина.

Мехузла: Виноделы стали увлекаться чрезмерным дубовым тоном в винах, Ваше мнение как производителя бокалов?

Ридель: Великие вина обычно имеют много дубовых ароматов, но там есть баланс между дубовыми тонами и фруктовостью. Но если дуб доминирует, то созревание происходило неправильно. Однако каждый винодел должен сам решать, сколько дуба нужно для его вина, должен ли он быть старым или новым, сколько времени выдерживать в дубе. Но, возвращаясь к бокалам, повторю еще раз, я не влияю на качество вина, мы особенно не думаем, как преподнести дубовую составляющую, мы думаем об общем балансе вина в нашем бокале. Однако, создавая наши бокалы, мы должны избегать форм, которые выпячивают дубовую составляющую в общей картине вина.