Найти в Дзене
Писатель по жизни

Создание мира. Часть 1.

Оглавление

Пожалуй, одним из самых захватывающих, но и самых сложных этапов рождения новой истории в воображении писателя является создание мира. Проработка первичных законов Вселенной, описание окружения, внимательное отношение к летоисчислению и наполнение истории давно минувшими событиями - все это позволяет вымыслу и мечте автора называться полноценной Вселенной.

Дисклеймер: В данной статье, как и в любой другой - отражается субъективное мнение автора, основанное на его опыте написания книг. Автор допускает, что иной опыт может выдать абсолютно противоположный результат его убеждений. Автор не навязывает своего мнения, не учит никого писательскому мастерству, но честно делиться с вами своими мыслями. И эту честность я прошу уважать.

Мир. Сюжет. Персонаж. Расставляем приоритеты.

Думаю, многие согласятся, что "Тремя слонами" любого фэнтези-произведения являются:

  • Вселенная, сотворенная писателем.
  • Сюжет, внедренный в концепцию Вселенной.
  • Персонаж, наделенный целью пройти сюжет, подчиняясь правилам Вселенной.

В зависимости от преследуемой автором цели, данные слагаемые могут меняться местами. Однако, подобная схема (Мир-Сюжет-Персонаж), на мой взгляд, формирует у читателя ощущение вселенной, в которой произошли некие события (ставшие "триггером" всей истории), а персонажи в этом мире - лишь погруженные в действительность и обстоятельства субъекты.
Давайте "поиграем" с расстановкой слагаемых и посмотрим как это отражается на восприятии читателем текста и описываемых в нем событий.

Вариант первый: Персонаж - всему голова.

или схема: "Персонаж-Сюжет-Мир". О том, почему схема "Персонаж-Мир-Сюжет" - совсем плохая идея - я тоже расскажу.

Формирование мира и событий вокруг персонажа (особенно когда он один-единственный и весь такой неповторимый), как правило довольно глубоко и детально концентрирует внимание читателя на внутренних переживаниях героя, однако, часто приводит к заметной "кастрации" мира вокруг. И от этого теряется всякое ощущение волшебства, которое должно присутствовать в фэнтези-историях. Вспомните "Хроники Нарнии" или того же "Властелина Колец". Герои, несомненно, были в этих историях значительными элементами, проходящими свой личностный путь изменений и даже какого-то роста, но, они не были "точкой отсчета" всей истории и были весьма успешно "интегрированы" в общую структуру событий, достаточно гладко и упорядочено изложенных как в самих центральных историях, так и в коротких повестях и рассказах ответвленного сюжета.

Это вовсе не значит, что подобная расстановка приоритетов не имеет права на жизнь. Однако, я вижу ее более уместной в рамках произведений жанра нон-фикшн.

Лично мне кажется, что значительно хуже обстоят дела, когда персонаж и вселенная вводится на первоначальные приоритеты, в то время как сюжет "додумывается" уже в процессе написания книги. В итоге произведение нередко утрачивает основную идею. Книга становится просто текстом.

Честно скажу, что лет двенадцать назад я этим грешила. Так была написана одна из версий "Эпох Айры". К счастью, я вовремя отловила, что излишняя концентрация моего авторского внимания на личности главной героини привела к тому, что сюжетная линия едва ли угадывалась в общем потоке повествования, а сама героиня представляла из себя некую "жижу", полную переживаний и сомнений. Вся книга была посвящена ее мыслям о тех или иных событиях, параллельно происходящих в книге. "Неуместно и не к месту" - оттого я села работать над новой версией книги (и, кстати, образ "жижи" позволил мне создать нынешнюю Цефею, которой я, в целом, очень довольна). Началом этой работы была проработка мира, а затем - создание сюжета. Да, чтобы избежать эффекта "хождения по кругу" при работе с написанием книги, имеет смысл работать с "сюжетными картами", да, я не знаю, как называется это у профессиональных писателей). О том, как я с ними работаю и что именно в них отражаю - расскажу в какой-нибудь из следующих статей отдельно.

NB. Я люблю читать фэнтези, хоть и делаю это весьма редко. Это связано с двумя очень важными факторами: я не читаю художественной литературы в момент, когда работаю над личным текстом (личный принцип "режима тишины"), но также я не могу найти действительно достойной книги, которая могла бы захлестнуть меня с головой и заставить окунуться в мир волшебства, магии, приключений.
К сожалению, все чаще я натыкаюсь на истории о персонажах - истории довольно банальные и предсказуемые, но "вживленные" в магический мир, который словно бы сотворен из картона. Жанр "фэнтези" нередко используется лишь как красивая декорация для вполне себе привычных историй и едва ли в них можно найти глубокого погружения в несуществующую реальность. Тем временем, я верю, что при должной работе автора можно получить потрясающий результат.

Самой частой ошибкой автора фэнтези, на мой взгляд, является излишняя уверенность в то, что "магия может объяснить абсолютно все". Стараясь избежать этого, лично я, на протяжении написания книги постоянно задаю себе вопрос: "Почему?" и при этом я запрещаю себе отвечать: "Ну так это же волшебство!". Это действительно помогает уйти от сказочности повествования.

В продолжении этой статьи я расскажу о варианте приоритетности сюжета, а также над тем, как концентрация первичных усилий писателя на создании Вселенной способна повлиять на восприятии читателем сотворенного мира.

** Если моя статья была полезна - не забудьте про благодарность: ставьте лайк, подписывайтесь на канал. За комментарии отдельный "пряник" - клятвенно обещаю отвечать на каждый)