Новость о близком к завершению трансферу Фернандеса разорвала СМИ. Оставим в стороне моральную составляющую, поговорим о том, зачем натурализованный бразилец потребовался клубу. Дело здесь вовсе не в том, чтобы утереть нос сопернику.
Эта статья является расширенной версией текста, который ранее мы опубликовали в телеграм-канале. Подписывайтесь на нас в телеграм, чтобы не пропускать посты о команде.
Вариант 1. Марио нужен для пятерки защитников.
Прямо сейчас Сергей Семак столкнулся со сложностями в центре поля: Вендел хочет уйти, Кузяев пока ушел, Барриос только прилетел в Петербург. Потенциально «Зенит» на Суперкубок может выйти без основной (люди с наибольшим временем на позиции) тройки полузащитников прошлого сезона.
Отличным маркером полета мысли и поиска решений является проба пера с пятеркой защитников в матчах с «Нефтчи» и «Црвеной Звездой». Напомним, весну 21/22 «Зенит» успешно провел с пятеркой защитников, а зимой, похоже, для пятерки и приобретался Арсен Адамов. После завершения сезона тренерский штаб конспекты отложил в сторону и не возвращался к ним ни на сборах, ни в официальных играх до самого конца РПЛ 22/23. А теперь схема наигрывается вновь! Да еще и с Караваевым (и Круговым) в роли крайнего центрального защитника.
Вот, как изменения описал Сергей Семак:
Уже по ходу матча смотрели, что можем сделать и как можем перестроиться, чтобы дать возможность футболистам поиграть на разных позициях. Возможно, это нам пригодится. Посмотрели, как тот же Мантуан смотрится справа. Ничего необычного нет. Что касается позиции того же Караваева — иногда, может, придется так играть. У нас не такой большой выбор, если брать эту систему и позицию. Надо понимать, чтобы он тоже был в курсе, как нужно играть при этой схеме.
Важные слова для контекста. Все последние действия клуба в лице тренерского штаба и менеджмента учат, что ничего не происходит просто так. Прагматичный Семак не стал бы тратить время на расстановку, которой не собирается пользоваться. Особенно учитывая тот факт, что в игре с сербами также пробовали другие важные аспекты: высокий прессинг (переходные фазы) и вытягивание на себя соперника при розыгрыше мяча от своих ворот. Полезно, ведь в Суперкубке ждет ЦСКА — вторая команда по эффективности высокого прессинга в сезоне 22/23 РПЛ.
Впрочем, намек на подписание Фернандеса читается не только в разрезе комментариев по Караваеву, которому иногда придется играть крайнего в тройке. Ко всему прочему "Зенит" дважды делал акцент на розыгрыш мяча на правом фланге: оба вторых тайма в играх с "Нефтчи" и "Црвеной". Крен на правый фланг не типичен для "Зенита" прошлого года. Команда конструировала свои атаки с противоположного края силами Сантоса, Клаудиньо и Мостового. А здесь, после появления Сутормина на поле, Дуглас сделал 3 точные передачи вперед, две из которых шли с правого фланга на правый фланг.
Бонусом еще одна деталь: крайние центральные защитники могут подключаться вперед, при этом фланги опускаются для подстраховки. Значит, в ходе тренировочного процесса этой схеме также уделяется время, чтобы наладить перемещения и подстраховку.
Понятно, что Фернандес не сможет с листа, после дефицита игровой практики в Бразилии, выйти в Суперкубке. Да и это не переход на одну игру. Стоит ожидать системных изменений.
Вариант 2. Уход кого-то из тройки Адамов-Караваев-Сутормин
Возможно, уже принято решение об уходе кого-то из правых защитников. Маловероятно, но исключать нельзя. Вячеслав Караваев продлил контракт в апреле, а в прошлом году был почти безальтернативно первым выбором на позицию. Арсен Адамов универсален и может примерить на себя сразу три роли: крайний правый защитник, центральный защитник (пробовали даже страхующим, но родная все-таки крайний центральный), левый защитник (опыт из "Урала"). Главная проблема Арсена в продвижении мяча не кажется такой критичной в тройке, ведь он может проходить вперед в полуфланге за счет скоростных рывков. Как раз то, над чем велась работа на сборах. Сутормин этим летом оказался ближе всех остальных к уходу. Алексей столкнулся с дефицитом игрового времени в "Зените", а в ЦСКА работает хорошо знакомый ему Владимир Федотов, который скорее всего не отказался бы поработать вновь. В особенности на фоне кадровых потерь.
Вот только все игроки получают игровое время в товарищеских встречах, а Сутормин и вовсе становился одним из тех, через кого строилось продвижение мяча. Конечно, могут существуют нюансы с невыполнением установок, что стало финальным доводом к переговорам об уходе, но из матчей этого не вытекало.
Тем не менее, если продажа одного из правых защитников возможна, то клуб идет по сценарию поиска замены до факта потери. Так уже было с Кузяевым (Ду Кейрос), Венделом (Коваленко). Мантуан, Бакаев, Педро, Иван, все они приобретались с возможностью войти в состав спокойно, не в экстренном режиме.
И если мы вспомнили о Ду Кейросе, то нельзя не сказать, что он также имеет опыт игры справа, как и Мантуан, уже появлявшийся на флангу с "Црвеной Звездой"
Фернандес или Караваев в центре?
У "Зенита" есть неопределенность в центре поля. А еще есть неопределенность по состоянию Родригао. Семак говорил, что в Петербурге бразильца стоит ждать не раньше 16 июля, то есть, в игре за Суперкубок защитник точно не сыграет. После возвращения его ждет длительное восстановление.
По информации портала Трансфермаркт повреждение связано с приводящей мышцей. Клуб отдельных комментариев, по-традиции, не давал. Понятно лишь то, что сезон "Зенит" начнет без Родригао, который был важным элементом системы. Заменить его можно, но заменить без потери качества не получится.
Чистяков и Алип хороши в борьбе, но испытывают проблемы на мяче. Адамов очень быстр и цепок, но в передачах не сильнее Дмитрия и Нуралы. Дуглас Сантос команде больше дает слева, а не в центре, кроме того все еще не до конца понятно, удалось ли Круговому побороть давнюю проблему с потерей игроков за спиной и прибавить в обороне.
Вариант с переходом на пятерку кажется, как минимум, возможным, как максимум, способом наиболее безболезненно войти в сезон. Но как тогда распределятся роли?
Тренерский штаб четко разграничивал для себя Караваева и Сутормина. Вячеслав оценивался как более сбалансированный при обороне крайний защитник, функционал которого был сильно урезан из-за свободы Малкома. Вероятность использования его по всему флангу есть, правда, кажется, она меньше, чем если бы речь шла о Сутормине. Алексей в финальной трети играет в более тонкий футбол, чаще заходит в середину, переходит на короткий шаг и качественнее взаимодействует в "бразильском" футболе. Да и Сутормин все же больше про атаку, а не оборону (притом не только справа в защите).
Оба они не имеют большого опыта игры центральными крайними защитниками. Эпизодически Сутормин смещался в центр в самом начале сезона 22/23, что образовывала тройку защитников сзади, но тот период пришелся на повреждение Караваева. После восстановления возвращения к задумке не произошло.
Что же до Марио, то у него опыт игры в центре есть, вот только тоже не такой большой. Скорее всего тренерский штаб будет определяться по факту приезда новичка. Прямо сейчас все выглядит так, что центральным станет Караваев, а Фернандес получит на откуп свой любимый правый фланг. Да, он много пропустил и, вероятно, скорость упала, но и "Зенит" владеет мячом больше всех в чемпионате, как следствие, чаще атакует позиционно. В связке с мобильным правым крайним защитником может получиться интересный тандем.
***
Вариант с пятеркой и вариант с продажей не противоречат друг другу. Остается вопрос о том, как будет перестраиваться игра после адаптации новичков. Ду Кейрос, Коваленко, Васильев и старожил Барриос могут уже в первой половине сезона показать, что способны выступать вместе не хуже сочетаний прошлого сезона. Тогда необходимость в пятерке отпадет. Или нет?
Семак вновь перестраивает «Зенит». За этим интересно следить.
Фото: РИА
RT
Данные: WyScout