Накануне очередного набега с дачи на Москву увидела по TV сюжет об открытии выставки иранского искусства. Лениво подумала: хорошо бы... На другой вечер узнала подробности: выставка идет всего 5 дней в павильоне под статуей "Рабочий и колхозница" на проспекте Мира. Прикинула - получится вырваться только в последний день. Ну и ладно...
Поехала налегке, с телефоном - думала сделать небольшой пост с картинками. Но попав внутрь, поняла: впечатлений хватит на хорошую статью... Выставка оказалась большой, она заняла все залы павильона, а это, ни много ни мало, 3 основных этажа и два пространства поменьше, между этажами. И всё это наполнено вещами невиданной красы и тонкости орнаментов. Это и ажурные глиняные сосуды, и ткани, и традиционные костюмы, и чеканка, и различные инкрустации...
Больше всего поразила тонкость работы. Причем касается это самых разных техник...
В отличие от большинства мусульманских народов, персы никогда не запрещали изображений животных и человека. Немало их было и на этой выставке, причем, опять же, в самых разных техниках. К примеру, это - тканый портрет поэта (к сожалению, смотрители не смогли сказать, кого именно - с подобной информацией на выставке были сложности).
Портрет нашего Льва Толстого работы современного скульптора Абдуали Канджура Касрдашти.
И очень разные по стилю изображения животных и пейзажи в технике инкрустации деревом
И вот такие замечательные ковры с фризами, напоминающими древневавилонские барельефы. Разглядывать их можно часами...
Ковры на выставке - отдельная тема. Здесь можно посмотреть ролик, на котором я попыталась показать их разнообразие. (Вечерний город - тоже ковер!) Вот еще несколько фото. Говорят, что иранцы ткут ковры, сочетая шерсть и шелк, отсюда - удивительные переливы. Поражает и их плотность: каждый узелок - меньше миллиметра в диаметре!
Забавно, что на ковры очень похожи декоративные панно, которые на самом деле являются росписью по специальной бумаге.
При мне кто-то из зрителей предположил, что такие панно рисуются "штампиком". Ничего подобного! В зале сидела мастерица, которая создавала очередной рисунок тростниковым пером, которое тут же и чинила! Смотрите сами!
И это - не единственный художник, работавший прямо на выставке. Что, в общем, и не удивительно, ведь это оказалась не просто выставка, а выставка-продажа.
Что еще поразило? Центральную часть одного из залов занял огромный проект под названием "Миниатюрный сад-музей", где, как можно догадаться, собраны разные архитектурные достопримечательности страны. Но оказалось, это - еще и детская игрушка. Тут же продавались фанерные наборы, из которых можно собрать отдельные здания и собрать собственный сад - поменьше.
А еще на выставке попались до боли знакомые вещи. Например, парча "огурцами".
Или - шкатулки, очень напоминающие наш палех.
Словом, моя вылазка оказалась явно успешной и только усилила интерес к культуре Ирана!