Введение
Наверное, ни для кого секрет, что христианским церквам и прочим религиозным общинам по закону положено регистрироваться в качестве некоммерческих организаций (НКО). И это не простая бюрократия: мол, собрались в одном доме — давайте справку, что вы не верблюд.
Причина такой необходимости в том, что даже некоммерческие организации имеют дело с деньгами. Причем довольно крупными: ежемесячные поступления и расходы в размере пяти- и шестизначных сумм. Возможно, где-то еще больше.
А работа госаппарата напрямую зависит от налогообложения, поэтому государство заинтересовано в учете всех крупных денежных перемещений в стране. По этой причине некоммерческие организации обязаны вести бухучет. И для этого их регистрируют.
Однако налогами доходы НКО, как правило, не облагаются, поскольку они обычно получают средства не от реализации товаров и услуг по прейскуранту, а от взносов и пожертвований. По крайней мере, формально.
Сегодня мы не будем затрагивать церковных торговцев свечками и крещением (Бог им судья), а разберем подробнее вопрос церковных приношений. Здесь тоже есть свои подводные камни.
Приношения в Библии
В некоторых церквах сбор приношений организован не как ящик со щелкой, а как корзина, которую носят по рядам и передают друг другу.
Перед началом этого действа служитель может по традиции зачитать несколько вдохновляющих строк из Библии.
С одной стороны, всем должно быть понятно, что приношения — это не плата за церковь, и что человек, которому нечего дать, не должен чувствовать себя неполноценным или ущербным.
Вот, например, что пишет апостол Павел о «вспоможении святым»:
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
(Второе послание к Коринфянам, глава 9)
С другой стороны, в Библии найдутся и такие строки:
7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
(Малахия, глава 3)
Если сложить всё вместе, выходит довольно странная картина: Бог любит дающих доброхотно, однако не дающий объявляется про́клятым.
Где же тут место для добровольности?
Не следует ли давать церковные приношения только для того, чтобы избежать проклятия от Бога?
У читателя может возникнуть соблазн предположить, будто «хитрые попы» переписали Библию под себя, чтобы эффективнее трясти деньги с народа.
Однако я усматриваю в словах пророка Малахии иные основания. Это же ветхозаветная книга, и обращена она к народу Израиля, а не к христианским общинам. Почему это важно, я поясню ниже.
Для кого собирались приношения в Израиле?
Израильтяне имели представление о том, что Бог не имеет нужды в подачках от смертных. Так, это можно наблюдать в одном из псалмов Асафа, который претендует на изложение откровения от Бога:
9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал*, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет ее.
(Псалом 49)
* взалкал — проголодался.
Зачем же десятины? Кому они нужны, если не Богу?
В народе Израиля было 12 колен по именам сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин, Дан и Неффалим (см. Бытие 46:8-24).
Потомки Левия назывались левитами и во время вхождения израильтян в ханаанскую землю получили особый удел, о котором можно прочесть в книге Чисел:
20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания;
…
23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела;
24 так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.
(Числа, глава 18)
Переносное святилище, называемое скинией, было местом служения левитов. Но по Божьему установлению левиты в ханаанской земле не имели своего удела. То есть они не могли заниматься земледелием или разводить собственный скот: им было просто негде это делать.
По этой причине пропитанием левитов стал своеобразный налог, который по закону должны были приносить израильтяне из других колен. Другие колена получили свои уделы в Ханаане и потому были богаты произведениями полей и разным скотом. Из своих плодов они уделяли десятину, то есть десятую часть, для левитов, которые всего этого не имели.
А теперь вернемся к пророку Малахии:
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф…
(Малахия, глава 3)
Здесь Господь не говорит, чтобы в Его доме были деньги, но чтобы была пища. То есть чтобы левитам было что покушать. Они же не имели других источников пропитания в Израиле. А жадные собратья обрекали Божьих служителей на голод. Оттого Бог и объявил, что они прокляты, так как обкрадывают Бога в плане десятины и приношения, нарушая Его постановление.
При чём тут христиане?
Христиане, будучи своеобразными преемниками иудеев Израиля, порой склонны претендовать на те блага, которые полагались их израильским предшественникам. Так, иногда я вижу, как христианских служителей называют «новозаветными левитами».
Но если подумать хорошенько, то можно увидеть несколько существенных различий.
- Мы не живем на обетованной земле, и Бог не делил нам землю в уделы.
- Христианские служители, будучи выходцами из язычников, не относятся к колену Левия и не служат при скинии собрания. У них другая функция.
- Христианских служителей Бог не обделил землей в противовес прихожанам. У всех нас примерно равные возможности по добыче пропитания, а потому нет смысла обирать одних в пользу других.
Скажем, у меня нет земли, кроме нескольких батиных соток в садовом кооперативе. Оттуда можно было бы принести «десятину» в виде нескольких помидоров или огурцов. Возможно, ведро картошки. Но это ужасная мелочь по сравнению с израильскими урожаями с гектаров полей и приношениями из сотен голов скота.
Кроме того, участок в кооперативе может иметь любой желающий, включая церковного служителя. По этой причине служители обделены землей не больше меня.
Исходя из всего этого, нетрудно заметить, что параллель между левитами и церковными служителями притянута за уши.
И всё же церкви тоже нужно на что-то жить. И пока одни служители вкалывают на работе, пытаясь покрыть церковные счета, другие протягивают вам корзину.
По-христиански ли поступают последние?
Апостольский взгляд на приношения
Посланники Иисуса Христа не претендовали на права и полномочия левитов. Они тоже нуждались в материальной поддержке, но принимали ее на иных основаниях.
Вот, например, как рассуждал сам Иисус, когда в первый раз посылал учеников проповедовать в Израиле:
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
(Евангелие от Луки, глава 10)
Обратите внимание на принцип рассуждения Иисуса: «Трудящийся достоин награды за труды свои».
Именно этот принцип впоследствии излагает апостол Павел в своем письме к Тимофею:
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей».
(Первое послание к Тимофею, глава 5)
Также у Павла можно проследить сравнение служителей с воинами на фронте, с земледельцами и скотоводами:
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
(Первое послание к Коринфянам, глава 9)
Лично мне трудно представить солдата, который сам покупает себе оружие, патроны, униформу и билет на поезд до фронта, затаривается едой перед боем и несет ее в контейнерах в окоп. В нормальной армии воина всем необходимым обеспечивают тыловики, дабы воин мог сосредоточиться на главном — на ведении боя с неприятелем.
Однако во всех апостольских посланиях вы не найдете какой-либо идеи касательно десятины в адрес Христовых служителей.
Заключение
Итак, служители Христа не левиты, чтобы требовать себе налог с прихожан. И потому прихожане не будут прокляты по ветхозаветному закону за то, что «обокрали Бога».
Так есть ли место десятине в церкви?
И не поступают ли подло те, кто ее собирает?
Услышав в церкви слово «десятина», вы можете воспринимать его не как законное требование, но как ориентир для тех, кто не знает, какое приношение будет приличным и существенным.
Десятина — это не копейка, но и не миллиард. С тем же успехом это могла бы быть «двадцатина» или «пятина». Но выбирают именно десятину — видимо, из подражания примеру с левитами или священником Мелхиседеком (см. Бытие 14:20).
Попросту говоря, служители желают, чтобы в вопросе объема приношений вы ориентировались на десятую часть своего дохода. Если только вы уважаете ваших служителей настолько, что согласны им что-то уделять, дабы они могли продолжать свой труд во славу Бога, ни в чём не имея нужды.
А если не согласны, тогда не давайте.
Ибо доброхотно дающего любит Бог.
———
Остается еще один практический вопрос. А добровольны ли по факту приношения в конкретной церкви, или это коварная иллюзия, чтобы не распугать народ поборами?
Об этом мы поговорим в следующий раз.