Стартапам важно оперативно решать задачи бизнеса, чтобы расти дальше. Для этого есть компании, которые помогают быстро увеличить прибыль или найти инвесторов. Как правило, стартапы сталкиваются с целым рядом проблем — недостатком ресурсов и денег, технической базы и опыта. Решить эти задачи в относительно короткий срок им помогают бизнес-акселераторы. Бизнес-акселератор — это организация, которая предоставляет начинающим компаниям доступ к инвестициям и консультантам, предлагает наставничество и практическую поддержку. Для того чтобы участвовать в акселераторе, нужно подать заявку. Программы акселераторов обычно длятся несколько месяцев.
В основном акселераторы для стартапов бесплатные, но бывают и те, где за участие надо платить. Инвесторы акселератора в обмен на помощь компании получают долю в ее капитале (как правило, 7% или менее), а также опционы на покупку дополнительных акций со скидкой и право влиять на ключевые решения, например, согласовывать раунды финансирования и изменения в совете директоров.
Первым независимым акселератором стартапов стал Y Combinator, который запустили в Кембридже, штат Массачусетс. Он помог запустить Airbnb, Dropbox и Reddit. После этого программы акселерации начали развиваться в США и Европе. К 2015 году около трети стартапов, получивших финансирование, прошли через них. Например, акселератор Plug and Play Tech Center из Кремниевой долины помог Google и PayPal.
В России насчитывается более 100 таких организаций, в том числе Акселератор ФРИИ, акселераторы технопарка «Сколково», «Старт Хаб» на «Красном Октябре», Global Startup Initiative НИУ ВШЭ и другие.
Не все бизнес-акселераторы одинаковы. Помимо географической, демографической и отраслевой специализации, некоторые являются некоммерческими, другие включают в себя элементы инкубаторов для развития стартапов на очень ранней стадии, а третьи предпочитают работать с более продвинутыми компаниями.
В ходе работы с компаниями акселераторы предлагают, как менторство в различных форматах, так и инвестиции. Таким образом, этот процесс включает в себя:
- менторство. Команда стартапа работает с экспертами из разных областей, которые предоставляют бизнес-консультации. Зачастую к работе в акселераторах приглашают успешных предпринимателей;
- инвестиции. Во многих акселераторах инвесторы участвуют в процессе рассмотрения заявок. Иногда сам акселератор может выступать в роли фонда, как в случае с Y Combinator. Инвестиции покрывают расходы команды на протяжении работы. К примеру, их можно вложить в сторонние разработки для подготовки прототипа проекта;
- обучение. Программы акселераторов обычно включают мастер-классы, стажировки, лекции и воркшопы. Это позволяет команде получить знания, необходимые для развития бизнеса;
- инфраструктура. Акселераторы предоставляют проектам офисное пространство для работы, технику и доступ в интернет;
- мероприятия. «Demo Day» и «Investor Day» — обычно финальная точка работы в акселераторе. В этот день команды представляют свои проекты потенциальным партнерам, инвесторам и СМИ;
- нетворкинг. В программах участвуют команды, которые могут постоянно контактировать с экспертами и инвесторами отраслями, обрастая полезными связями. Таким образом формируется сплоченное сообщество с общими интересами.
Ещё больше новостей из мира новых подходов к ведению бизнеса на канале ведущего вендингового оператора «Uvenco». Подпишитесь чтобы не пропустить всё самое интересное!