Найти тему
Полковник пишет 2.0

Император-реформатор. Заключение

Часть первая ЗДЕСЬ

Часть вторая ЗДЕСЬ

Часть третья ЗДЕСЬ

Часть четвертая ЗДЕСЬ

Часть пятая ЗДЕСЬ

Итак что было сделано в военной реформе?

1. Впервые страна была разделена на военные округа.

Этот подход сохранился и в наше время. Была достигнута определенная децентрализация управления. Легче стало проводить рекрутский набор и в дальнейшем призыв.

2. Колоссальное внимание Милютин уделил военному образованию.

Была расширена система подготовки офицеров.

Ю. Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"
Ю. Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"

Вот наиболее емкое определение названий учащихся, проходящих военную подготовку.

Кадет - воспитанник военного училища, дающего начальную военную подготовку Гардемарин - это воспитанник военно - морского учебного заведения. Юнкер - воспитанник юнкерской школы. Эти школы были созданы для для ускоренной подготовки дворянских юношей в офицеры. Так что эти три термина разные. Чтобы стать офицером нужно сначала пройти начальную подготовку в кадетском училище, потом пройти обучение в юнкерском училище.

При Милютине появилась Академия Генерального штаба, другие специализированные Академии

  • Инженерная
  • Артиллерийская
  • Военно-юридическая
  • Военно-медицинская

В военно-медицинской Академии впервые в мире был создан факультет для женщин! И многие врачи-женщины уже приняли участие в русско-турецких войнах 70 годах 19 века.

Вскоре кадетские корпуса были переименованы в военные училища. В них были добавлены гражданские дисциплины. Цель - офицер должен был быть не солдафоном, а образованным человеком.

Кадетские корпуса переименованы в военные гимназии. В них были добавлены гражданские дисциплины. Цель - офицер должен был быть не солдафоном, а образованным человеком.

3. Идет перевооружение Армии.

Появляется нарезное стрелковое и артиллерийское оружие.

Переоборудуются все крепости, чьи названия у многих на слуху: крепость Осовец (вспомните АТАКУ МЕРТВЕЦОВ), Брестская крепость, Керченская крепость.

4. В Армии появляется военная прокуратура и военные суды.

5. Реорганизуются казачьи войска.

С одной стороны, они становились более регулярными, похожими на кавалерийские части. Им, разумеется это не нравилось.

На Милютин при этом добивается большего самоуправления на казачьих территориях как во время войны, так и в мирное время. Ну а это казакам очень даже нравилось.

6. В России появляется мощный, один из самых лучших броненосных флотов.

Источник https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/5/1/8/5182a46d3a3d19ecb189e14d6d9e8394.jpeg
Источник https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/5/1/8/5182a46d3a3d19ecb189e14d6d9e8394.jpeg

Причем, в результате питания, снабжения, медицинского обслуживания, на флоте смертность среди моряков уменьшается в несколько раз.

7. И последняя часть реформы, которая никому не нравилась кроме рекрутов.

Переход от профессиональной армии рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

Первой страной, перешедшей на всеобщую воинскую повинность была революционная Франция. Именно это позволяло Франции постоянно пополнять военные ряды.

Ведь как было. Да, служил лишь где-то один из тысячи, но почти пожизненно. Офицерство практически все состояло из дворян, служивших не по обязанности, а по желанию.

Армия была строго сословной. Офицеры - дворянство. Солдаты - крестьянство.

Стало.

Армия единая и всеобщая.

Не трудно догадаться, что дворянство было против. Почему?

1) Да потому что служить теперь должны были почти ВСЕ!!! Независимо от желания, как раньше было у дворян. Не хочешь служить офицером? Будешь служить солдатом или унтер-офицером.

2) Служба на офицерских должностях перестала быть дворянской привилегией. Отец главнокомандующего Белой Армии в гражданскую войну Деникина был из бывших крепостных крестьян, дослужившийся до офицерского звания.

ПРИЗЫВУ ПОДЛЕЖАЛИ НЕ ВСЕ. Огромная Армия Империи была не нужна.

1) Призывали почти половину мужского населения, достигшего 20 лет.

2) Не призывали

  • по принципу принадлежности к профессии. Например, не призывались учителя. Они нужнее были в тылу. Не брали в армию священников.
  • Не призывали единственного сына в семье.
  • не призывались сыновья, если старший сын уже отслужил.

Как шел призыв.

В октябре-ноябре, после уборочных сельскохозяйственных работ кто попадал под призыв, прибывали на место сбора и начиналась жеребьевка.

Кого не выиграл жеребьевку записывали в ОПОЛЧЕНИЕ.

Их могли призвать только в случае войны.

Существовала система, сокращающая срок службы по призыву.

Кто не хотел служить 6 лет в армии и 7 лет на флоте должны были учиться-учиться-и-учиться.

  • если ты закончил церковно-приходскую (земскую) школу к 20 годам, то служил 4 года.
  • если закончил городскую школу, служишь 3 года.
  • а если закончил полноценную гимназию - 1,5 года.
  • ну а если университет - 6 месяцев.

Но и были те, кто не хотел участвовать в жеребьевке, а хотел служить ДОБРОВОЛЬНО.

МОЖНО БЫЛО ЗАПИСАТЬСЯ ВОЛЬНООПРЕЛЯЮЩИМСЯ.

Такое право представлялось с 17 лет. Но в этом случае за ними было право выбора места службы и род войск.

Срок службы от года до 3 месяцев. И тоже зависел от образования.

Вольно определяющиеся с университетским дипломом через три месяца могли сдать экзамен и уйти на дембель офицером запаса.

У вольноопределяющихся была особая окантовка на погонах или нашивка. Отношение к ним было очень положительное и обращаться к ним обязаны были только на ВЫ.

Вольноопределяющийся 91 пехотного Двинского полка. Источник http://russianestonia.eu/images/9/9a/Вольноопределяющийся_91-го_пехотного_Двинского_полка.jpg
Вольноопределяющийся 91 пехотного Двинского полка. Источник http://russianestonia.eu/images/9/9a/Вольноопределяющийся_91-го_пехотного_Двинского_полка.jpg

Благодарю за внимание.

Завтра начну новый цикл рассказов где главными героями будут мои знакомые и полузнакомые иностранцы. Речь будет идти о наших современниках и их мнении о нас, нашей культуре и пристрастиях. С их точки зрения.

Не забудьте подписаться, друзья.