Государев двор в Московском Кремле — официальная царская резиденция — это разные архитектурные сооружения, соединенные переходами и крыльцами. Главным был царский дворец, состоящий из множества различных хором: для царя, для царицы, для царских детей и отдельно — для наследника престола. При государевом дворе заседали Боярская дума и Земский собор, принимались важнейшие государственные решения, происходили приемы иноземных послов, праздновались победы Русского государства. Здесь же устраивались царские застолья, такие роскошные, что им подражали другие сословия русского средневекового общества.
В Московском Кремле сохранился пятиэтажный Теремной дворец первого русского царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Это первая царская жилая постройка, целиком возведенная из кирпича. В то время жилые покои строили из дерева. Примечателен дворец и тем, что в нем частично сохранилась обстановка XVII века. Внешне это здание напоминает ступенчатую пирамиду, где каждый этаж меньше предыдущего и окружен площадкой для прогулок. Нижний этаж — хозяйственный, где находились кладовые. Второй этаж — мастерские, где шили и хранили царскую одежду. На третьем этаже находились покои царицы и царских детей, помещались слуги и охрана, там же была царская баня — мыльня. Личные покои государя располагались на четвертом этаже, который был особо украшен росписями и резьбой по камню.
Планировка помещений очень проста. Вдоль южной стены расположены одна за другой комнаты в три окна с нарядными изразцовыми печами. Вдоль северной стены был узкий коридор для слуг. Над жилыми царскими покоями располагался пятый этаж — Златоверхий теремок, большая просторная зала со множеством окон. Здесь часто проходили заседания Боярской думы. Иногда государь устраивал здесь торжественные обеды.
Для пиров и посольских приемов в Кремле использовали более древнюю парадную палату великокняжеского дворца — Грановитую, построенную при Иване III по проекту итальянских зодчих Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1491 году.
Палата поражает своими размерами — высокие крестовые своды опираются на четырехгранный столб, украшенный с четырех сторон золочеными лепными украшениями на геральдические темы. Своды палаты и стены с XVI века расписывались по золотому фону библейскими и евангельскими сюжетами, притчами, изображениями святых, князей и цариц. Площадь ее 495 кв.м. Именно здесь чаще всего устраивались царские пиры.
В 1552 году Иван Грозный отпраздновал в Грановитой палате победу над Казанским ханством, в 1709 году Петр I — победу над Полтавой над шведами. Здесь устраивались «родинные» и «именинные» столы — обильные угощения боярам и высшему духовенству по случаю рождения ребенка или царских именин.
Пир был важной частью любого праздника как светского, так и религиозного. Царский пир, особенно в XVII веке, был строго продуманным и специально разработанным церемониалом с участием царя. Подробнее Вы можете прочитать в этом материале.
Убранство дворца и его палат зависело от повода, по которому устраивался пир, а также от того, на какое время (поста, траура и так далее) он приходился. Всем этим обычно занимались придворные, служившие в Приказе Большого дворца. Они расставляли столы, готовили в сенях поставцы, которые соответствовали трем ведомствам царского столового обихода:
- Сытный поставец — питейный, на нем стояли кубки, ковши, чарки, кувшины, ведра и другие сосуды с разными винами.
- Кормовой поставец — на нем стояли судки со специями: уксусом, лимонным рассолом, а затем сюда приносили готовые кушанья.
- Хлебный поставец — там ставили хлебные яства и пироги.
- Государев поставец — главный поставец с драгоценной, золотой посудой. Он стоял у столба в центре Грановитой палаты. Назначение его было показать богатство царской сокровищницы.
Существовало три варианта торжественного «наряда»: «большой, средний и меньшой», по которым палаты готовились к приему гостей. Описание большого «наряда» Грановитой палаты времени царя Алексея Михайловича можете прочитать в этом посте.
Издавна московский двор изумлял иноземцев своим великолепием. Итальянец Рафаэль Барберини, бывший в Москве в 1565 году с торговой миссией, так описывал Грановитую палату: «… по самой середине залы стоял буфет со множеством разной посуды, как то : больших серебряных вызолоченных и без позолоты чаш и чашечек, больших тазов весьма странного вида, больших и тяжелых кубков для питья, из которых одни были плоскодонные и глубокие другие на ножках, а между ними множество и таких чаш, какие у нас в употреблении…»
«Посередине палаты помещалась огромная стойка, на которой, достигая значительный высоты, была расставлена чудная, огромных размеров посуда, весьма хитро сделанная в форме всякого рода зверей, рыб и птиц, не говоря о множестве столовой посуды обыкновенного вида», — вспоминал участник английского посольства 1604-1605 годов Джордж Уилкинс.
Посол Священной Римской империи Николай Варкоч свидетельствовал: «На низших ступеньках стояли бесчисленные большие блюда и стопы из хорошего золота, также и серебряный лев в его природной величине, несколько серебряных таких больших братин и чаш, что не одному впору было и совладать с ними, не то что употреблять их в качестве посуды для питья: все это было выставлено, чтобы показать нам великие сокровища и богатства…» Эти диковинные раритеты сохранились до настоящего времени в коллекции Оружейной палаты.
В день пира полы Грановитой палаты застилались дорогими коврами, а в люстрах-хоросах зажигались многочисленные свечи. Подробно о том, как проходило застолье, читайте в этой статье.
Фрагмент из книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.