Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Царский пир допетровской эпохи

Пасха все ближе, а это значит, что скоро постная пища заменится на скоромную! И в преддверии этого момента вспоминаем, как пировали цари в допетровскую эпоху. На царском пиру служили десятки стольников и чашников. Сначала на столы подавали «государево винцо», или водку, разливая ее по чаркам. Потом происходила раздача хлеба и соли с царского стола. Этот обряд символически означал радушие и гостеприимство. Гость, которому были посланы хлеб и соль, вставал и кланялся, вместе с ним вставали и кланялись все остальные гости. После первой подачи водки и хлеба царь велел вносить кушанья, и продолжалось шествие стольников к царскому столу. С древних времен пиры на Руси начинались с выноса целиком зажаренных лебедей на больших серебряных блюдах. Лебедей показывали царю и гостям и уносили на кормовые поставцы, где их разрезали на куски и снова вносили. По древней традиции царь начинал рассылать кушанья и напитки. Раздач было четыре. Вот так описал порядок подачи блюд во время царского обеда итал

Пасха все ближе, а это значит, что скоро постная пища заменится на скоромную! И в преддверии этого момента вспоминаем, как пировали цари в допетровскую эпоху.

Царский пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.
Царский пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.

На царском пиру служили десятки стольников и чашников. Сначала на столы подавали «государево винцо», или водку, разливая ее по чаркам. Потом происходила раздача хлеба и соли с царского стола. Этот обряд символически означал радушие и гостеприимство. Гость, которому были посланы хлеб и соль, вставал и кланялся, вместе с ним вставали и кланялись все остальные гости. После первой подачи водки и хлеба царь велел вносить кушанья, и продолжалось шествие стольников к царскому столу.

Царский пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.
Царский пир. Рисунок Е.Д. Петровой для книги «Царский пир» Н.В. Рощиной.

С древних времен пиры на Руси начинались с выноса целиком зажаренных лебедей на больших серебряных блюдах. Лебедей показывали царю и гостям и уносили на кормовые поставцы, где их разрезали на куски и снова вносили.

По древней традиции царь начинал рассылать кушанья и напитки. Раздач было четыре. Вот так описал порядок подачи блюд во время царского обеда итальянец Рафаэль Барберини: «После раздачи хлеба и вина в столовую палату вошло человек двадцать прислуги; они несли огромные блюда с разными жаркими, как то: гусями, бараниной, говядиной и другими грубыми мясами; но подошедши к государеву столу, все они снова поворотили назад и скрылись со всеми этими блюдами, не подавая никому; вскоре же потом они снова явились, и уже в большем числе и несли, как прежние, так и другие мясные кушанья, но уже нарезанными кусками на блюдах… тут только начали мы, наконец, есть».

В 1667 году польскому послу Станиславу Казимиру было подано: «первая подача — крыло лебяжье, вторая — пирог осыпной, третья — жаворонки, четвертая — гусь». После царских раздач столы заставлялись едой в огромном количестве. Каждый ел то, что ему нравилось.

Застолье на масленицу. Рисунок М.Б. Шамоты для книги «Праздники и увеселения при дворе русских царей в XVII веке» Ю.Н. Уваровой.
Застолье на масленицу. Рисунок М.Б. Шамоты для книги «Праздники и увеселения при дворе русских царей в XVII веке» Ю.Н. Уваровой.

Во время всего пира произносились многочисленные здравицы — тосты. Первый был за здоровье государя, потом за членов царской семьи, за главу церкви. Царь во время пира тоже поднимал чашу за чье-нибудь здоровье, и тот, кому оказывалась такая честь, должен был встать и поклониться в знак благодарности. Вместе с ним должны были встать и все гости.

На десерт подавали сладости. Выпекали пряники и коврижки, на которые с помощью специальных прессов наносили изображения птиц, зверей и цветов. «Разгонный пряник» давался гостю в конце пира с намеком на окончание праздника.

Ваза-рассольник «Конфектное дерево». Германия, Гамбург, 1633-1644 гг. Мастер Дитерих Тор Мойе. Подарена шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.
Ваза-рассольник «Конфектное дерево». Германия, Гамбург, 1633-1644 гг. Мастер Дитерих Тор Мойе. Подарена шведской королевой Кристиной царю Алексею Михайловичу в 1647 году.

Гость, приглашенный на царский пир, мог отведать сто пятьдесят—двести различных блюд.

В заключение пира читалась молитва. Царь уходил в свои покои,а гости с помощью слуг разъезжались по домам. На следующий день государь обязательно посылал справиться о здоровье гостя, побывавшего на пиру.

Подобные застолья длились по восемь-девять часов и завершались далеко за полночь.

Фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Н.В. Рощиной «Царский пир».

© Музеи Московского Кремля