Пестрота, лубок, русское село с его праздниками и гуляньями и праздниками, вечерние посиделки за чаем и неспешной беседой - все это нам хорошо известный и вполне понятный Борис Кустодиев.
Что же, а точней кто, скрывается за этими яркими, вдохновляющими картинками, задалась я вопросом, разглядыаая его работы. Чего я не знаю об этом художнике?
Родился Борис Кустодиев в Астрахани. Наверное, поэтому в его творчестве так много ярких красок, света, простора. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Там ему повезло учиться в мастерской самого Репина. Там же он приобрел известность как портретист.
Зная поверхностно его яркую живопись, насыщенную купеческими мотивами, деревенскими гуляньями, я не могла понять как мог такой живописец удержаться на плаву, когда свершилась Революция и пришла власть Советов.
Однако, новые времена возможно пропустить только если ты живешь одиночкой в лесу. С 1905 года Борис Кустодиев начал работать карикатуристом в журнале "Жупел", который закрыли после выхода третьего номера. Журнал выступал с политической сатирой, отражал революционные настроения общества. После его закрытия Борис Кустодиев работал в журналах "Адская почта" и "Искры".
А в 1910 году, в результате идейного раскола в художественном сообществе, Борис Кустодиев покидает "Союз русских художников" и вступает в общество "Мир искусства", во главе которого в этот раз, вместо Дягилева и Бенуа, становится Николай Рерих.
К этому моменту Борис Кустодиев был уже болен. У него обнаружили опухоль спинного мозга. Думаю, вполне корректно будет провести параллель с известной художницей Фридой Кало, потому что, как и она, Борис Кустодиев последние годы из-за болезни создавал свои произведения лежа.
Общее, что хочется отметить в его произведениях, легкая ирония, которая очевидно ему была свойственна и которую он тонкой нитью проносит сквозь большинство своих произведений. Будь то лубочные картинки сельской жизни, будь то карикатуры, и даже в казалось бы вполне серьезной работе "Октябрь на Петроградке".
Октябрь в Петрограде.
Картина делится на три плана: передний с убитым, лежащим на сугробе и матросом. Дальше, средний план: дорога, грузовик с рабочими, дальний план уже фоном - дома.
Несколько моментов. Кровь убитого, лицо матроса и флаг красные. Наводит на размышления о том, что Революция, ее символы, действующие лица - кровавый замкнутый круг.
На заднем плане конница. У меня сразу возникла ассоциация с картиной Малевича. Такая вот деликатная репрезентация.
Фигуры слева у стены дома "ПИВО" в страхе прячутся. Сама вывеска - крупная, привлекающая внимание, - словно призвана облегчить весь трагизм происходящего и одновременно добавить жизни в произведение.
Работа производит динамичное впечатление за счет конницы, едущего грузовика, ощерившегося оружием, флага на ветру. Эмоциональный настрой произведению сообщают лица матроса и солдат. Выпученные глаза. Прячущиеся в страхе обыватели.
Троицын день
Основная пара цветов - синий и желтый. Зеленый является поддерживающим, к которому переходит желтый(охристый). Посмотрите на всех главных героев на переднем плане - от активного синего до голубого. Стаффаж (фигуры на заднем плане) тоже. Зритель видит картину и сразу определяет главных героев(инь). Купчиха с дочкой.
Условная лубочность картины происходит за счет прямых, чистых цветов. Это отсылает нас к фрескам 12 -14 веков, когда художники использовали чистый цвет. Тени рисовали не при помощи тепло-холодности, а путем высветления или затемнения тона.
Кроме этого, работа обладает цветовым единством. Отношения цветов четко выдержаны и собирают картину в целое. Художник добивается единства за счет работы с цветовыми отношениями. Желтый цвет в чистом виде как правило "выпрыгивает" из картины за счет своей светоносности. Он активен. В этой работе желтый приглушен, он скорее охристый. Главные отношения голубой(синий) и охристый(желтый) мы сразу встречаем на переднем плане. На среднем, дальнем плане они становятся более сдержанными, прозрачными. Дальний план уже практически целиком построен на синем цвете. В этом и есть отличие от живописцев 12-14 веков. Передний план у Кустодиева яркие, чистые цвета. Задний, средний план уже работа с колоритом для создания единого пространства. По сути мы видим вписанный в общую цветовую гамму передний план.
И напоследок хочу отметить довольно сложную траекторию движения глаз по работе. Начинается она от фигуры извозчика (?) в синем идет вправо к главным героиням, затем вверх до куполов церкви, от нее к дереву вниз и снова через человечков к главным героиням.
Особенности и нюансы живописи ярко проявляются в графике, делая ее особенной. Образуют неповторимый стиль, перетекая в живопись.
Автопортреты
Перед вами два Автопортрета. Первым нюансом, на который я обратила внимание - линия. Достаточно жесткая. В живописи эта линия трансформируется в пятно с четкими контурами. Линия дискретна, она подчеркивает тоновое (цветовое) пятно. В Автопортрете внизу линия идет вдоль контура фигуры, вырывает из окружающего контекста, выводит фигуру на передний план. Такой принцип можно увидеть в представленных здесь картинах Троицын день и Октябрь в Петрограде. В живописи такой портрет будет ярок, контрастен по цвету, но в то же время сами цвета и их переходы будут в значительной степени упрощены. Скорей всего будут использоваться чистые цвета.
Тогда как в верхнем рисунке мы видим портрет. Скорей всего такой портрет в живописи будет выглядеть с мягким, деликатным фоном.
Второй интересный момент разработка заднего плана (Автопортрет внизу). Фон богат линиями, менее конкретен. Мы сразу угадываем второй план и третий план, который обеспечит нам всю цветовую основу. Отличие еще и в том, что портрет обладает определенными художественными приемами, показывающий нам уже зрелого, сформировавшегося живописца.
Статика. Разница между верхним и нижним Автопортретами в статике. Верхний более спокойный, уравновешенный. Динамика здесь весьма условная, она обеспечивается за счет жестких линий, ограничивающих галстук.
Нижний портрет динамичен и за счет образовавшегося трехслойного пространства и за счет треугольного построения композиции. Глаз зрителя движется от книги вверх к лицу, затем влево к намеченным фигурам.