Найти тему

БОРИС КУСТОДИЕВ

Пестрота, лубок, русское село с его праздниками и гуляньями и праздниками, вечерние посиделки за чаем и неспешной беседой - все это нам хорошо известный и вполне понятный Борис Кустодиев.

Что же, а точней кто, скрывается за этими яркими, вдохновляющими картинками, задалась я вопросом, разглядыаая его работы. Чего я не знаю об этом художнике?

Родился Борис Кустодиев в Астрахани. Наверное, поэтому в его творчестве так много ярких красок, света, простора. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Там ему повезло учиться в мастерской самого Репина. Там же он приобрел известность как портретист.

Зная поверхностно его яркую живопись, насыщенную купеческими мотивами, деревенскими гуляньями, я не могла понять как мог такой живописец удержаться на плаву, когда свершилась Революция и пришла власть Советов.

Однако, новые времена возможно пропустить только если ты живешь одиночкой в лесу. С 1905 года Борис Кустодиев начал работать карикатуристом в журнале "Жупел", который закрыли после выхода третьего номера. Журнал выступал с политической сатирой, отражал революционные настроения общества. После его закрытия Борис Кустодиев работал в журналах "Адская почта" и "Искры".

А в 1910 году, в результате идейного раскола в художественном сообществе, Борис Кустодиев покидает "Союз русских художников" и вступает в общество "Мир искусства", во главе которого в этот раз, вместо Дягилева и Бенуа, становится Николай Рерих.

Карикатура. Борис Кустодиев. 1924 год
Карикатура. Борис Кустодиев. 1924 год

Карикатура из журнала "Жупел". Борис Кустодиев
Карикатура из журнала "Жупел". Борис Кустодиев
МКарикатура из журнала "Жупел". Борис Кустодиевым
МКарикатура из журнала "Жупел". Борис Кустодиевым

Министр финансов Витте, Журнал "Жупел". Борис Кустодиев
Министр финансов Витте, Журнал "Жупел". Борис Кустодиев
Ленин и красная Армия. 1924 г. Борис Кустодиев
Ленин и красная Армия. 1924 г. Борис Кустодиев

К этому моменту Борис Кустодиев был уже болен. У него обнаружили опухоль спинного мозга. Думаю, вполне корректно будет провести параллель с известной художницей Фридой Кало, потому что, как и она, Борис Кустодиев последние годы из-за болезни создавал свои произведения лежа.

Общее, что хочется отметить в его произведениях, легкая ирония, которая очевидно ему была свойственна и которую он тонкой нитью проносит сквозь большинство своих произведений. Будь то лубочные картинки сельской жизни, будь то карикатуры, и даже в казалось бы вполне серьезной работе "Октябрь на Петроградке".

Октябрь в Петрограде.

Картина делится на три плана: передний с убитым, лежащим на сугробе и матросом. Дальше, средний план: дорога, грузовик с рабочими, дальний план уже фоном - дома.

Несколько моментов. Кровь убитого, лицо матроса и флаг красные. Наводит на размышления о том, что Революция, ее символы, действующие лица - кровавый замкнутый круг.

На заднем плане конница. У меня сразу возникла ассоциация с картиной Малевича. Такая вот деликатная репрезентация.

Фигуры слева у стены дома "ПИВО" в страхе прячутся. Сама вывеска - крупная, привлекающая внимание, - словно призвана облегчить весь трагизм происходящего и одновременно добавить жизни в произведение.

Работа производит динамичное впечатление за счет конницы, едущего грузовика, ощерившегося оружием, флага на ветру. Эмоциональный настрой произведению сообщают лица матроса и солдат. Выпученные глаза. Прячущиеся в страхе обыватели.

Октябрь в Петрограде. Борис Кустодиев
Октябрь в Петрограде. Борис Кустодиев
Троицын день. 1920 г. Борис Кустодиев
Троицын день. 1920 г. Борис Кустодиев

Троицын день

Основная пара цветов - синий и желтый. Зеленый является поддерживающим, к которому переходит желтый(охристый). Посмотрите на всех главных героев на переднем плане - от активного синего до голубого. Стаффаж (фигуры на заднем плане) тоже. Зритель видит картину и сразу определяет главных героев(инь). Купчиха с дочкой.

Условная лубочность картины происходит за счет прямых, чистых цветов. Это отсылает нас к фрескам 12 -14 веков, когда художники использовали чистый цвет. Тени рисовали не при помощи тепло-холодности, а путем высветления или затемнения тона.

Кроме этого, работа обладает цветовым единством. Отношения цветов четко выдержаны и собирают картину в целое. Художник добивается единства за счет работы с цветовыми отношениями. Желтый цвет в чистом виде как правило "выпрыгивает" из картины за счет своей светоносности. Он активен. В этой работе желтый приглушен, он скорее охристый. Главные отношения голубой(синий) и охристый(желтый) мы сразу встречаем на переднем плане. На среднем, дальнем плане они становятся более сдержанными, прозрачными. Дальний план уже практически целиком построен на синем цвете. В этом и есть отличие от живописцев 12-14 веков. Передний план у Кустодиева яркие, чистые цвета. Задний, средний план уже работа с колоритом для создания единого пространства. По сути мы видим вписанный в общую цветовую гамму передний план.

И напоследок хочу отметить довольно сложную траекторию движения глаз по работе. Начинается она от фигуры извозчика (?) в синем идет вправо к главным героиням, затем вверх до куполов церкви, от нее к дереву вниз и снова через человечков к главным героиням.

Особенности и нюансы живописи ярко проявляются в графике, делая ее особенной. Образуют неповторимый стиль, перетекая в живопись.

Автопортрет. Борис Кустодиев
Автопортрет. Борис Кустодиев
Автопортрет. Борис Кустодиев
Автопортрет. Борис Кустодиев

Автопортреты

Перед вами два  Автопортрета. Первым нюансом, на который я обратила внимание - линия. Достаточно жесткая. В живописи эта линия трансформируется в пятно с четкими контурами. Линия дискретна, она подчеркивает тоновое (цветовое) пятно. В Автопортрете внизу линия идет вдоль контура фигуры, вырывает из окружающего контекста, выводит фигуру на передний план. Такой принцип можно увидеть в представленных здесь картинах Троицын день и Октябрь в Петрограде. В живописи такой портрет будет ярок, контрастен по цвету, но в то же время сами цвета и их переходы будут в значительной степени упрощены. Скорей всего будут использоваться  чистые цвета.

Тогда как в верхнем рисунке мы видим портрет. Скорей всего такой портрет  в живописи будет выглядеть с мягким, деликатным фоном.

Второй интересный момент разработка заднего плана (Автопортрет внизу). Фон богат линиями, менее конкретен. Мы сразу угадываем второй план и третий план, который обеспечит нам всю цветовую основу. Отличие еще и в том, что портрет обладает определенными художественными приемами, показывающий нам уже зрелого, сформировавшегося живописца.

Статика. Разница между верхним и нижним Автопортретами в статике. Верхний  более спокойный, уравновешенный. Динамика здесь весьма условная, она обеспечивается за счет жестких линий, ограничивающих галстук.

Нижний портрет динамичен и за счет образовавшегося трехслойного пространства и за счет треугольного построения композиции. Глаз зрителя движется от книги вверх к лицу, затем влево к намеченным фигурам.

На карусели. 1920 г. Борис Кустодиев

#кустодиев #художник #искусство #борискустодиев #живопись
На карусели. 1920 г. Борис Кустодиев #кустодиев #художник #искусство #борискустодиев #живопись