Найти тему
Mini Trips

Семенов: Золотая Хохлома и музей Матрешки

Оглавление

Семенов - небольшой город в 70 км от Нижнего Новгорода, известный как столица хохломской росписи. Сюда удобно заехать по пути в сторону Кирова, что мы и сделали, возвращаясь домой с Горьковского моря.

Историческая справка:

- Семенову 379 лет (основан в 1644 г) - город на 270 лет моложе Кирова;
- Основали поселение старообрядцы, бежавшие от реформ Никона;
- По состоянию на 2021 г тут проживает 25 тыс. человек.

Семенов - небольшой, но аккуратный и ухоженный. Здесь царит атмосфера народных промыслов: хохломская роспись, семеновская матрешка.

Матрешки тут повсюду: на улицах, в парках, на детских площадках (листаем галерею).

Помимо матрешек, тему поддерживают стилизованные автобусные остановки и даже ларьки.

Вот эти нюансы с самого въезда в Семенов задают его атмосферу. Классно и интересно. У города сразу появляется лицо.

Но, конечно, целью было не столько покататься, сколько посмотреть 2 известных музея в Семенове.

И несмотря на то, что день был выходной, да еще и предпраздничный (11 июня), мы все-таки смогли попасть в оба.

Музей "Золотая Хохлома"

МТЦ "Золотая хохлома", Семенов, ул. Чкалова, 18
МТЦ "Золотая хохлома", Семенов, ул. Чкалова, 18

Хохломская роспись зародилась в одноименном селе Нижегородской области и его окрестностях.

Тогда почему же столица хохломы - Семенов?

Олень - Нижегородский символ
Олень - Нижегородский символ

Сюда на ярмарки местные умельцы свозили свои искусные расписные изделия. Сначала Семенов, потом Нижний Новгород и далее в Астрахань либо Архангельск и за границу.

Хохломская роспись ценилась за рубежом. Знали и охотно покупали нижегородскую посуду в Индии, Персии, Франции, Великобритании, Германии.

Ваза-табурет, 1893 г. Нужен +1 стул - перевернул, посидел
Ваза-табурет, 1893 г. Нужен +1 стул - перевернул, посидел

Появлением хохломской росписи мы обязаны патриарху Никону и старообрядцам, которые, как я писала выше, бежали от его реформ в заволжские леса.

Люди эти были талантливыми, многие являлись иконописцами.

Старообрядцы привезли с собой древние книги с красочными миниатюрами, каллиграфическими шрифтами и растительными орнаментами.

Они же научили местных мастеров технологии "золотой" росписи по дереву.

Классические "хохломские" цвета: черный, красный, золотой
Классические "хохломские" цвета: черный, красный, золотой

Искусство резчика по дереву соединилось с мастерством художника, способного сделать обычную домашнюю утварь золотой без капли драгоценного металла.

Так и появилась традиционная роспись.

Символ фестиваля "Золотая хохлома" в 2014 г.
Символ фестиваля "Золотая хохлома" в 2014 г.

Сейчас хохлома воспринимается как что-то эксклюзивное, неповседневное и дорогое - ручная работа.

А когда-то расписная посуда была в каждом местном крестьянском доме.

-10

И не только посуда. Даже мебель (см. галерею).

Мастера по дереву и росписи объединялись в небольшие "дикие" артели. Работали группами, делились мастерством.

Мелкие объединения поглощались более крупными, государственными. И в 1929 г в Семенове появился первый "хохломской" цех. А в 1931 г мелкие и крупные артели вошли в состав художественного комбината "Экспорт".

Это время расцвета хохломы. В залах МТЦ много экспонатов 1930-50 гг. выпуска.

Получить "классическую" хохлому - непросто и не быстро.

  1. Сначала деревянную посуду (и другие изделия) просушивали - до 2 недель.
  2. Грунтовали глиной, чтобы дерево не впитывало влагу. Сушили.
  3. Обрабатывали льняным маслом.
  4. Шлифовали льняным лыком или отходами переработки льна.
  5. Сушили в печи до 5 часов.
  6. Шпаклевали смесью глины и олифы, чтоб закрыть все поры и неровности, если они остались.
  7. Наносили олифу в 5 слоев и после каждого сушили
  8. Лудили - покрывали будущую посуду (и не только) оловянным порошком.

Луженые изделия становились серебристыми. Затем их расписывали, используя главным образом 2 цвета: сажу (черный) и киноварь (красный). Покрывали "лаком" - вареным льняным маслом - и прокаливали в печи.

Там-то и происходило превращение. Ставили в печь серебристую посуду, а вынимали - золотую.

Вообще для хохломской росписи не характерны "лишние" цвета: только золото и красный/черный.

Но современная техника и возможности за более чем 100 лет изменились. Сейчас изделия чаще лудят не оловом, а алюминиевым порошком. И спектр цветов для росписи расширился.

Кухонный гарнитур и предметы обихода под хохлому
Кухонный гарнитур и предметы обихода под хохлому

Например, на фото выше - кухонный сервиз в черно-зелено-белой гамме.

Это набор "Зеленый ландыш", разработанный специально по запросу Людмилы Георгиевны Зыкиной.

"Зеленый ландыш"
"Зеленый ландыш"

Ландыши были любимыми цветами певицы и эскиз с ними ей понравился больше других. Так в хохломской традиции появился новый орнамент.

А первый сервиз с ландышами хранится в музее "Золотая хохлома".

Экспозиция современных мастеров, Конкурсная шкатулка "Семенов"
Экспозиция современных мастеров, Конкурсная шкатулка "Семенов"

В таких "промысловых" музеях меня всегда удивляет, как традиционное народное "умение" адаптируется к современности и начинает отражать ее реалии.

Например, в музее "Золотая хохлома" можно увидеть далеко не русские народные традиционные сюжеты.

Здесь и футляр военной тематики к 75-летию Победы. И мяч в тему футбольного чемпионата.

-19

И шахматный стол.

Шахматный стол и стул-трон ему под стать
Шахматный стол и стул-трон ему под стать

И даже электрокамин под хохлому!

Камин "Хохлома"
Камин "Хохлома"

Однако сейчас этот народный промысел переживает спад. Количество мастеров по сравнению с советскими временами уменьшилось вдвое. Спрос на продукцию тоже снизился.

Чтобы популяризовать традиционный промысел, привлечь к нему внимание и повысить интерес, с 2004 г в Семенове проходит фестиваль "Золотая хохлома". В 2013 г он стал Международным.

В галерее выше - символы фестивалей разных лет.

Еще в МТЦ "Золотая хохлома" представлены интересные матрешки, но коллекции матрешек в профильном музее они, конечно, уступают.

Музей матрешки и традиционной игрушки в Семенове

В МТЦ "Золотая хохлома" мы попали не сразу. Из-за наплыва туристов пришлось начать знакомство с традиционными промыслами с музея матрешки, что в общем-то и к лучшему.

Музей матрешки. Семенов, ул. Чернышевского, 1А
Музей матрешки. Семенов, ул. Чернышевского, 1А

По сравнению с нарядным зданием МТЦ "Золотая хохлома", музей матрешки выглядит скромно.

Но не стоит судить о книге по обложке. Внутри интереснее, чем кажется.

Столярная мастерская
Столярная мастерская

В первом зале расскажут, как изготавливают матрешек. Процесс этот не проще, чем хохломская роспись. И многое тут зависит от мастерства токаря.

Видео о том, как производят матрешек. Первый зал музея
Видео о том, как производят матрешек. Первый зал музея

Традиционные матрешки выточены из цельных кусков липы. Изготавливают их на токарном станке, сушат, грунтуют, полируют, покрывают олифой и натуральным лаком.

Расписывают - анилиновыми красителями. Промашка художницы (в массе своей это женщины) - и матрешка отправляется в брак. Работа ответственная - роспись проходит в 3 этапа.

3 этапа росписи матрешки. Над каждым трудится своя мастерица.
3 этапа росписи матрешки. Над каждым трудится своя мастерица.

Тут же, в первом зале, - лукошко с матрешками и другими игрушками. Покопавшись, можно найти половинки и собрать целую. Просто и залипательно, особенно для детей.

Ищем половинки
Ищем половинки

А пока ребенок ищет половинки и радуется, можно обойти стенды рядом и рассмотреть деревянные игрушки разных лет.

Где бы мы ни были, какой бы регион ни посещали, везде и всегда у нас, в России, встречаемся с темой Великой Отечественной войны и победы. Будь то Карелия, Поволжье или Урал.

Так и в музее матрешки есть зал военной тематики.

Другие тематические коллекции - спорт ...

... и произведения Пушкина.

Вообще матрешка - хоть и традиционная игрушка, но характер росписи в каждом регионе свой. Есть северная архангельская матрешка, сергиево-посадская, татарская, марийская и наша, вятская, из-под Нолинска (листаем галерею).

Судя по экспонатам, представленным в музее, у меня в детстве были матрешки из Нолинска и Семенова.

А еще матрешки бывают авторскими. Тут стиль росписи определяет уже сам мастер.

Помимо традиционных русских, в музее есть и зарубежные игрушки из дерева. В финском зале съемка запрещена, а в японском фотографировать можно.

В галерее ниже - матрешки, выполненные для японских заказчиков.

В Японии тоже есть традиционная деревянная игрушка - Кокеши. 2 витрины музея посвящены им.

В завершение музейной темы в частности и рассказе о Семенове в целом стоит упомянуть о рекордсменах.

Самая большая семеновская матрешка была 1 м высотой, 0,5 м в диаметре и состояла из 72 шт. Была продана в частную коллекцию, а изготовить второй такой набор не получилось.

Однако в музее есть хоть и менее внушительные, но все равно очень любопытные "многодетные" экспонаты. В галерее ниже - набор из 80 матрешек. Каждая расписана вручную, даже самая маленькая.

В 1982 г в Семенове произвели первую левитирующую матрешку. Экспонат был выставочным. Принцип работы каким-то образом связан с лазером.

Больше 20 лет парящая матрешка была неисправна, но буквально в этом году механизм удалось починить! Следила за этой матрешкой несколько полных кругов - есть в этом вращении что-то гипнотизирующее. Настолько гипнотизирующее, что даже забыла снять видео - что ж, лишний повод вернуться в Семенов )).

В нашем "хит-параде" нестоличных городов Нижегородской области Семенов занял почетное второе место после Чкаловска и окрестностей. Вполне достоин посещения!