Семенов - небольшой город в 70 км от Нижнего Новгорода, известный как столица хохломской росписи. Сюда удобно заехать по пути в сторону Кирова, что мы и сделали, возвращаясь домой с Горьковского моря.
Историческая справка:
- Семенову 379 лет (основан в 1644 г) - город на 270 лет моложе Кирова;
- Основали поселение старообрядцы, бежавшие от реформ Никона;
- По состоянию на 2021 г тут проживает 25 тыс. человек.
Семенов - небольшой, но аккуратный и ухоженный. Здесь царит атмосфера народных промыслов: хохломская роспись, семеновская матрешка.
Матрешки тут повсюду: на улицах, в парках, на детских площадках (листаем галерею).
Помимо матрешек, тему поддерживают стилизованные автобусные остановки и даже ларьки.
Вот эти нюансы с самого въезда в Семенов задают его атмосферу. Классно и интересно. У города сразу появляется лицо.
Но, конечно, целью было не столько покататься, сколько посмотреть 2 известных музея в Семенове.
И несмотря на то, что день был выходной, да еще и предпраздничный (11 июня), мы все-таки смогли попасть в оба.
Музей "Золотая Хохлома"
Хохломская роспись зародилась в одноименном селе Нижегородской области и его окрестностях.
Тогда почему же столица хохломы - Семенов?
Сюда на ярмарки местные умельцы свозили свои искусные расписные изделия. Сначала Семенов, потом Нижний Новгород и далее в Астрахань либо Архангельск и за границу.
Хохломская роспись ценилась за рубежом. Знали и охотно покупали нижегородскую посуду в Индии, Персии, Франции, Великобритании, Германии.
Появлением хохломской росписи мы обязаны патриарху Никону и старообрядцам, которые, как я писала выше, бежали от его реформ в заволжские леса.
Люди эти были талантливыми, многие являлись иконописцами.
Старообрядцы привезли с собой древние книги с красочными миниатюрами, каллиграфическими шрифтами и растительными орнаментами.
Они же научили местных мастеров технологии "золотой" росписи по дереву.
Искусство резчика по дереву соединилось с мастерством художника, способного сделать обычную домашнюю утварь золотой без капли драгоценного металла.
Так и появилась традиционная роспись.
Сейчас хохлома воспринимается как что-то эксклюзивное, неповседневное и дорогое - ручная работа.
А когда-то расписная посуда была в каждом местном крестьянском доме.
И не только посуда. Даже мебель (см. галерею).
Мастера по дереву и росписи объединялись в небольшие "дикие" артели. Работали группами, делились мастерством.
Мелкие объединения поглощались более крупными, государственными. И в 1929 г в Семенове появился первый "хохломской" цех. А в 1931 г мелкие и крупные артели вошли в состав художественного комбината "Экспорт".
Это время расцвета хохломы. В залах МТЦ много экспонатов 1930-50 гг. выпуска.
Получить "классическую" хохлому - непросто и не быстро.
- Сначала деревянную посуду (и другие изделия) просушивали - до 2 недель.
- Грунтовали глиной, чтобы дерево не впитывало влагу. Сушили.
- Обрабатывали льняным маслом.
- Шлифовали льняным лыком или отходами переработки льна.
- Сушили в печи до 5 часов.
- Шпаклевали смесью глины и олифы, чтоб закрыть все поры и неровности, если они остались.
- Наносили олифу в 5 слоев и после каждого сушили
- Лудили - покрывали будущую посуду (и не только) оловянным порошком.
Луженые изделия становились серебристыми. Затем их расписывали, используя главным образом 2 цвета: сажу (черный) и киноварь (красный). Покрывали "лаком" - вареным льняным маслом - и прокаливали в печи.
Там-то и происходило превращение. Ставили в печь серебристую посуду, а вынимали - золотую.
Вообще для хохломской росписи не характерны "лишние" цвета: только золото и красный/черный.
Но современная техника и возможности за более чем 100 лет изменились. Сейчас изделия чаще лудят не оловом, а алюминиевым порошком. И спектр цветов для росписи расширился.
Например, на фото выше - кухонный сервиз в черно-зелено-белой гамме.
Это набор "Зеленый ландыш", разработанный специально по запросу Людмилы Георгиевны Зыкиной.
Ландыши были любимыми цветами певицы и эскиз с ними ей понравился больше других. Так в хохломской традиции появился новый орнамент.
А первый сервиз с ландышами хранится в музее "Золотая хохлома".
В таких "промысловых" музеях меня всегда удивляет, как традиционное народное "умение" адаптируется к современности и начинает отражать ее реалии.
Например, в музее "Золотая хохлома" можно увидеть далеко не русские народные традиционные сюжеты.
Здесь и футляр военной тематики к 75-летию Победы. И мяч в тему футбольного чемпионата.
И шахматный стол.
И даже электрокамин под хохлому!
Однако сейчас этот народный промысел переживает спад. Количество мастеров по сравнению с советскими временами уменьшилось вдвое. Спрос на продукцию тоже снизился.
Чтобы популяризовать традиционный промысел, привлечь к нему внимание и повысить интерес, с 2004 г в Семенове проходит фестиваль "Золотая хохлома". В 2013 г он стал Международным.
В галерее выше - символы фестивалей разных лет.
Еще в МТЦ "Золотая хохлома" представлены интересные матрешки, но коллекции матрешек в профильном музее они, конечно, уступают.
Музей матрешки и традиционной игрушки в Семенове
В МТЦ "Золотая хохлома" мы попали не сразу. Из-за наплыва туристов пришлось начать знакомство с традиционными промыслами с музея матрешки, что в общем-то и к лучшему.
По сравнению с нарядным зданием МТЦ "Золотая хохлома", музей матрешки выглядит скромно.
Но не стоит судить о книге по обложке. Внутри интереснее, чем кажется.
В первом зале расскажут, как изготавливают матрешек. Процесс этот не проще, чем хохломская роспись. И многое тут зависит от мастерства токаря.
Традиционные матрешки выточены из цельных кусков липы. Изготавливают их на токарном станке, сушат, грунтуют, полируют, покрывают олифой и натуральным лаком.
Расписывают - анилиновыми красителями. Промашка художницы (в массе своей это женщины) - и матрешка отправляется в брак. Работа ответственная - роспись проходит в 3 этапа.
Тут же, в первом зале, - лукошко с матрешками и другими игрушками. Покопавшись, можно найти половинки и собрать целую. Просто и залипательно, особенно для детей.
А пока ребенок ищет половинки и радуется, можно обойти стенды рядом и рассмотреть деревянные игрушки разных лет.
Где бы мы ни были, какой бы регион ни посещали, везде и всегда у нас, в России, встречаемся с темой Великой Отечественной войны и победы. Будь то Карелия, Поволжье или Урал.
Так и в музее матрешки есть зал военной тематики.
Другие тематические коллекции - спорт ...
... и произведения Пушкина.
Вообще матрешка - хоть и традиционная игрушка, но характер росписи в каждом регионе свой. Есть северная архангельская матрешка, сергиево-посадская, татарская, марийская и наша, вятская, из-под Нолинска (листаем галерею).
Судя по экспонатам, представленным в музее, у меня в детстве были матрешки из Нолинска и Семенова.
А еще матрешки бывают авторскими. Тут стиль росписи определяет уже сам мастер.
Помимо традиционных русских, в музее есть и зарубежные игрушки из дерева. В финском зале съемка запрещена, а в японском фотографировать можно.
В галерее ниже - матрешки, выполненные для японских заказчиков.
В Японии тоже есть традиционная деревянная игрушка - Кокеши. 2 витрины музея посвящены им.
В завершение музейной темы в частности и рассказе о Семенове в целом стоит упомянуть о рекордсменах.
Самая большая семеновская матрешка была 1 м высотой, 0,5 м в диаметре и состояла из 72 шт. Была продана в частную коллекцию, а изготовить второй такой набор не получилось.
Однако в музее есть хоть и менее внушительные, но все равно очень любопытные "многодетные" экспонаты. В галерее ниже - набор из 80 матрешек. Каждая расписана вручную, даже самая маленькая.
В 1982 г в Семенове произвели первую левитирующую матрешку. Экспонат был выставочным. Принцип работы каким-то образом связан с лазером.
Больше 20 лет парящая матрешка была неисправна, но буквально в этом году механизм удалось починить! Следила за этой матрешкой несколько полных кругов - есть в этом вращении что-то гипнотизирующее. Настолько гипнотизирующее, что даже забыла снять видео - что ж, лишний повод вернуться в Семенов )).
В нашем "хит-параде" нестоличных городов Нижегородской области Семенов занял почетное второе место после Чкаловска и окрестностей. Вполне достоин посещения!