Из всех российских кремлей – а их вон сколько – Можайский считается самым таинственным. В этой связи часто вспоминают тот факт, что Александр I, будучи в Можайске в 1818 году, не пожелал посетить Ново-Никольский собор. Не пожелал – и не пожелал, казалось бы, мало ли, какие у царя были планы! Но по сети гуляет множество версий, почему. И обойти их мы, конечно же, не можем, расскажем в двух словах.
О мистике и масонах
Помимо нетипичного для российской глубинки облика здания в глаза бросаются шестиконечные звезды на его фронтоне в верхней части фасада. Это звезды Давида – два наложенных друг на друга равносторонних треугольника, на иврите они называются «Маген Давид» («щит Давида»). Треугольными были щиты воинов легендарного царя, победителя Голиафа, завоевателя Иерусалима и «собирателя» Израиля. К слову, треугольники прослеживаются и в других элементах здания, но эти наиболее заметны.
Да, да, вы правильно предположили: известная масонская символика. Ее можно встретить на зданиях в Петербурге, в Северной столице даже водят специальные экскурсии по «масонскому Петербургу». Взгляните на тот же Казанский собор на Невском проспекте:
Здесь треугольник даже с глазом внутри. Это «всевидящее око» провидения. Но речь-то о крошечном подмосковном Можайске, о бывшем удельном княжестве!
Местные краеведы-любители измерили храм со всех сторон, перевели метры и сантиметры в сажени, аршины и даже в дюймы. И обратили внимание, что во многих случаях в этих единицах измерения слишком часто попадается сочетание трех шестерок. Совпадение? Притянуто за уши? А вот, не знаем… Мы к мистическому флеру вокруг исторических достопримечательностей относимся скептически, но признаем, что интерес туристов он возбуждает и подстегивает.
Деревянный Никола
Куда более интересной, чем масонские знаки, нам кажется еще одна можайская загадка – появление и обретение нетипичной для православной культуры деревянной церковной скульптуры. Она изображает Николая Чудотворца с оружием в руках. Саму легенду о том, как святитель Николай спас город от татаро-монголов, мы вам рассказали в прошлой статье. А образ с 1930-х годов хранится в Третьяковской галерее.
До того он столетиями освящал территорию Можайского кремля. По мнению реставраторов, скульптура вероятно была установлена над аркой входных ворот. Тех самых, которые стояли тут до неоготики.
Датируют Николу Можайского примерно XIV веком. Он современник каменного Старо-Никольского собора.
Имя автора-умельца, увы, до нас не дошло. И даже версий нет. Искусствоведы отмечают, что работа имеет сходство с произведениями сербского искусства.
Возможно, это веяние вырезать культовые образы из дерева появилось на Руси в XIII–XIV веках через митрополита Киевского, уроженца Волыни. Или чуть позже, в конце XIV века, когда Русскую православную церковь возглавил Киприан, он родом из Болгарии.
Что удивительно, образ Николы Можайского – один из самых распространенных не где-нибудь, а на Русском Севере. Где Север, а где Можайск, да?!
Когда мы были в Каргополе в 2018 году, то заметили в собрании Каргопольского музея небольшую, но интересную коллекцию деревянной скульптуры. Среди прочего: три скульптуры Николы Можайского, две скульптуры Христа в темнице, фигурки ангелов и резные изображение Распятия Христа и другие.
О широком бытовании церковной скульптуры на Каргополье говорят исторические источники: рукописи священников, метрики церквей, которые составлялись во второй половине XIX века в каждом храме, записки и статьи краеведов. В Каргополе даже существовала небольшая мастерская резчиков, которая обслуживала нужды местных приходов.
При наличии в Каргополе сразу нескольких Никол больше всего сведений сохранилось о Николе из Свято–Духовского прихода. В рукописи 1832 года каргопольского священника Василия Ивановича Попова записано: «Откуда сей образ поступил, неизвестно. Известность древности его равняется известности прихода». Время появления скульптуры прихожане связывали с вкладной надписью на серебряных сосудах, в которой говорилось, что «положил вкладом по обещанию Афанасий Дмитриев в церковь Св. Животворящего Духа и Покрова Пресвятыя Богородицы и Николы Чудотворца 7180 года марта в 1 день», то есть в 1672 году.
В XVI веке на месте каменных храмов был деревянный, где был придел во имя Cв. Николы Чудотворца. Но во вновь построенных в XVIII веке каменных храмах уже не было ни придела, ни престола. В своей рукописи священник Попов приводит воспоминания старожилов о том, что около 1785 года «сей образ Преосвященнейшим Виктором Епископом Олонецким и Каргопольским во время посещения его Епархии был обнажен от украшения и вынесен из церкви». Существовала записанная в тетрадку проповедь против чествования подобных изваяний, прочитанная в Каргополе по приказанию некого Преосвященного Виктора.
А вот сообщение на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости» за 1867 год:
«…в Каргополе и в конце XVIII столетия особенно чтили деревянные старинные изваяния святых. Эти статуи сделаны самой худой работы. Чудотворец Николай в рост большого человека и прочих безобразнее, а других четыре, один другого меньше, окрашены простою краскою, исключая одного, на котором платье вызолочено, а сапоги поновее других, красные, но от долговременного стояния в церкви окоптели и запылены.<… > Ныне они вынесены и стоят в особой церкви за особым присмотром». Причина столь пренебрежительной оценки резных образов, скорее всего, в их внешнем облике. Если учесть, что Св. Никола из Свято–Духовского прихода имел к концу XVIII века «возраст» более 100 лет, то это не могло, не отразится на его «благолепии».
Мнение очевидца о каргопольской скульптуре и решительные действия епископа Виктора перекликаются с указом Синода от 21 мая 1722 года, где в отношении храмовой скульптуры говорилось: «дерзают истесывати их сами неотесанные невежды». Считается, что официальная церковь усматривала в этих образах нечто языческое, с чем и боролась.
После выноса скульптуры Николы Можайского из церкви начинается ходатайство церковного старосты о ее возврате. Сколько лет длилась переписка с епархиальным начальством, как долго резной образ находился вне храма, какие доводы в защиту его выдвигали прихожане, не известно. Однако, их прошения увенчались успехом. Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, дозволил «оный святый образ обратно внести в церковь на свое место».
Можно предположить, что возвращение Николы Можайского было связано с ослаблением Синодальной политики после смерти Екатерины II в 1796 году.
Словом, почитание скульптурного образа, столь необычное для православной традиции, сохранилось в Каргополе и в конце XIX века.
А еще Никола Можайский – персонаж известной сказки о Садко: именно святой Микола Можайский подсказывает главному герою, как выбраться из подводного царства.
Прогулка по кремлю
Так и стоят: слева – Ново-Никольский, справа – Петропавловский (Старо-Никольский):
Перед Петропавловским собором – оригинальный пасхальный арт-объект.
И макет бывшей Можайской крепости XVII века с воссозданным рельефом:
Отечественная война 1812 года прошлась по Можайскому кремлю, не пощадила. Французы сожгли иконостасы обоих храмов, от пожара пострадали колокола. Николу и богатую утварь, к счастью, успели спрятать в подвалах, они уцелели.
Старая часовня:
Уже говорили: от Можайска до места Бородинского сражения всего 12 километров. Сюда, в кремль обозами везли убитых и раненных. На высокий холм к Никольскому собору, порой, не успевали заносить, отпевали под ним, прямо на том самом месте, где сейчас стоит эта часовня.
Она пережила Великую Отечественную войну, сильно обветшала в 1960-1980 годах, отремонтирована в 1990-х. Ныне это памятник федерального значения.
Каменный мост и ворота:
Каменный мост, ведущий к храмам и внутрь Можайского кремля – новодел, он воссоздан на месте старого, построенного еще в 1802 году. А для строительства того в свое время использовались кирпичи стен и башен кремля.
С дороги он совсем не просматривается, да и вблизи не фотогеничен – слишком зарос растительностью. При этом у него гордый статус «Памятник федерального значения».
Зато кремлевские ворота до сих пор используются по прямому назначению: открываются в 6:00 закрываются в 22:00.
Оставайтесь в нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас