Найти тему

ИСТОРИИ О КАРГОПОЛЕ И КАРГОПОЛАХ: РОДИНА ПЕРВОГО ПРАВИТЕЛЯ РУССКОЙ АМЕРИКИ

Оглавление

Будем считать, что вы читали все наши прошлые истории про этот славный северный город (или на крайний случай умеете пользоваться поиском по блогу), поэтому продолжим с места в карьер.

ИЗ КАРГОПОЛЯ ДО АЛЯСКИ

Каргополь - родина Александра Баранова. Того самого, что стал первым Главным правителем в Русской Америке. Если вдуматься, то из Каргополя до Аляски совсем недалеко!

Памятник Александру Баранову
Памятник Александру Баранову
«…господин Баранов есть весьма оригинальное и при том счастливое произведение природы. Имя его громко по всему западному берегу до самой Калифорнии. Бостонцы почитают его и уважают, а Американские народы, боясь его, из самых дальних мест предлагают ему свою дружбу».

(с) Из доклада графа Николая Резанова правлению Российско-Американской компании в Петербурге.

За 28 лет работы на посту Главного правителя Русской Америки Баранов исследовал и описал побережье и острова Аляски. В 1799 году основал на острове Ситка форт Новоархангельск. Воевал с индейцами. Был награждён. В 1812 году по его распоряжению в Калифорнии служащим Российско-Американской компании Иваном Кусковым основана русская торговая фактория — Форт-Росс. …Расширил торговые связи русских поселений в Северной Америке с Калифорнией, Гаваями и Китаем. Основал на Аляске верфь, положив начало местному судостроению, построил медеплавильный завод и школу, организовал добычу угля. Выдержал предвзятую «официальную проверку деятельности», по итогам которой было заявлено, что злоупотреблений не допускал. Был дважды женат. Русскую жену с дочерью оставил в России. Матрена Баранова вернулась сюда, в Каргополь. С дочерью же индейского вождя (с разницей в возрасте почти в 40 лет) родил еще двух девочек и сына. Вернее, сначала сына, а затем девочек.

-2

Православное священство на Аляске резко отрицательно отнеслось к увлечению Баранова, и даже требовало его отставки. Но когда жена Матрена умерла в 1806 году в Каргополе, Баранов венчался на креолке и включил в завещание детей как Матрены, так и новой жены Анны. Участь всех была, увы, печальна — умерли как-то загадочно, в раннем возрасте, как и все семьи руководства Русский Америки времен Баранова, его коллег и сподвижников. Почитайте на досуге, в сети предостаточно материалов!

В Каргополе теперь названа набережная именем Баранова, в 1997 году в честь 250-летия первопроходца поставлен памятник и бережно сохраняется дом семьи (он ниже на фото). Его имя носят гора и мыс на Сахалине. Чтят память Александра Андреевича и в США. Остров в Александровском архипелаге, с легкой руки Баранова ставший центром Русской Америки, названный в 1805 году в его честь, до сих пор так и называется на многих картах. В сердце Baranof Island — городе Ситка, выросшем в нескольких километрах от Новоархангельска, тоже стоит памятник Баранову.

-3

С тех пор утекло много воды, в 1867 году Русская Америка была продана США, и сегодня Аляска — самый большой и в то же время самый малонаселенный штат. Увы, о масштабном российском торговом представительстве в Калифорнии говорить не приходится. Скорее, наоборот. Плоды труда знаменитого каргопольца остались лишь в истории.

ИЗ КАРГОПОЛЯ НА СОЛОВКИ

Церковь Зосимы и Савватия,1819
Церковь Зосимы и Савватия,1819

Один из поздних архитектурных памятников Каргополя. Церковь Зосимы и Савватия, 1819 год, сейчас здесь концертно-выставочный зал.

А расположение церкви на самом юге города символично: ведь Зосима и Савватий — основатели Соловецкого монастыря, и этот храм — первый на Онеге, как маяк пути туда.

Над кварталами между автостанцией и Соборной площадью доминирует
Воскресенская церковь (1675-1700 гг.) — один из «потомков» или клонов московского Успенского собора, что строились в те годы во многих городах:

-5

Мы застали храм в период реставрации. И хотя это почти «типовой проект» 16-17 веков, архитектурными формами невозможно не восхищаться!

Еще два храма уже совсем в плачевном руинированном состоянии. Это
Свято-Духовский и Вознесенский. Они находятся в конце улицы Акулова (раньше она именовалась Каменкой). Храмы примечательны. Дело в том, что они сначала были деревянными, а когда стали отстраиваться в камне, сперва получили новые каменные приделы, основной же массив еще долго оставался из дерева. Так в них таких и служили.

В собрании Каргопольского музея хранится небольшая, но интересная коллекция деревянной скульптуры, некоторые предметы которой связаны со Свято-Духовским приходом. Среди прочего: три скульптуры Николы Можайского, две скульптуры Христа в темнице, фигурки ангелов и резные изображение Распятия Христа, скульптуру Богоматери, Евангелиста Матвея и Нила Столбенского.

О широком бытовании церковной скульптуры на Каргополье говорят исторические источники: рукописи священников, метрики церквей, которые составлялись во второй половине 19 века в каждом храме, записки и статьи краеведов. В Каргополе даже существовала небольшая мастерская резчиков, которая обслуживала нужды местных приходов. Одно из самых популярных скульптурных изображений на Русском Севере - скульптура Николы Можайского.

При наличии в Каргополе сразу нескольких Никол больше всего сведений сохранилось о Николе из Свято–Духовского прихода. В рукописи 1832 года каргопольского священника Василия Ивановича Попова записано: «Откуда сей образ поступил, неизвестно. Известность древности его равняется известности прихода». Время появления скульптуры прихожане связывали с вкладной надписью на серебряных сосудах, в которой говорилось, что «положил вкладом по обещанию Афанасий Дмитриев в церковь св. Животворящего Духа и Покрова Пресвятыя Богородицы и Николы Чудотворца 7180 года марта в 1 день», то есть в 1672 году.

В 16 веке на месте каменных храмов был деревянный, где был придел во имя св. Николы Чудотворца. Но во вновь построенных в 18 веке каменных храмах уже не было ни придела, ни престола во имя св. Николая. В своей рукописи священник В. И. Попов приводит воспоминания старожилов о том, что около 1785 года «сей образ Преосвященнейшим Виктором Епископом Олонецким и Каргопольским во время посещения его Епархии был обнажен от украшения и вынесен из церкви». Существовала записанная в тетрадку проповедь против чествования подобных изваяний, прочитанная в Каргополе по приказанию того же Преосвященного Виктора.

А вот сообщение на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости» за 1867 год: «…в Каргополе и в конце XVIII столетия особенно чтили деревянные старинные изваяния святых. Эти статуи сделаны самой худой работы. Чудотворец Николай в рост большого человека и прочих безобразнее, а других четыре, один другого меньше, окрашены простою краскою, исключая одного, на котором платье вызолочено, а сапоги поновее других, красные, но от долговременного стояния в церкви окоптели и запылены.<… > Ныне они вынесены и стоят в особой церкви за особым присмотром». Причина столь пренебрежительной оценки резных образов, скорее всего, в их внешнем облике. Если учесть, что св. Никола из Свято–Духовского прихода имел к концу XVIII века «возраст» более 100 лет, то это не могло, не отразится на его «благолепии».

Мнение очевидца о каргопольской скульптуре и решительные действия епископа Виктора перекликаются с указом Синода от 21 мая 1722 года, где в отношении храмовой скульптуры говорилось: «дерзают истесывати их сами неотесанные невежды». Считается, что официальная церковь усматривала в этих образах нечто языческое, с чем и боролась.

После выноса скульптуры Николы Можайского, вероятно, из Вознесенской церкви, так как Свято–Духовская была еще не достроена, начинается ходатайство церковного старосты Ивана Федоровича Загорского–Большого о ее возврате. Сколько лет длилась переписка с епархиальным начальством, как долго резной образ находился вне храма, какие доводы в защиту его выдвигали прихожане — не известно. Однако, их прошения увенчались успехом. Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и Санкт–Петербургский, дозволил «оный святый образ обратно внести в церковь на свое место». Можно предположить, что возвращение Николы Можайского было связано с ослаблением Синодальной политики после смерти Екатерины II в 1796 году и окончанием строительства летней Свято–Духовской церкви в 1797 году. Видимо, туда и решено было поместить резной образ. И его возвращение не могло не сопровождаться значительным поновлением. Вероятно, тогда фон киота и резное обрамление были украшены лепниной, переписаны одежда и лик святого. А в Вознесенской церкви устроена новая ниша для помещения скульптуры на зимний период.

Почитание скульптурного образа, столь небычное для православной традиции, сохранилось и в конце XIX века. А в 1929 году церковь закрыли, часть имущества, в том числе и скульптуру Николы Можайского передали в музей. История бытования этого памятника – лишь одна страничка в истории бытования скульптуры на Русском Севере.

(с) Взято из статьи Ольги Борисовны Пригодиной, главного хранителя Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

Тут же на Акулова расположился МФЦ Каргополя:

-7

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - ПОЛКАН

В подарок внучке Алисочке привезли глиняную игрушку.
Каргопольская игрушка — ремесло древнее, деревенское, и сейчас сохраняет многие архаичные корни.

-8
-9

Почерпнутые нами истории о том или ином месте или предмете мы выделяем курсивом, если вам они кажутся нудными, смело пропускайте и листайте фотографии. Но, поверьте, стараемся выбирать «изюминки». Так:

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Но своего расцвета ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму по тем временам.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные, со сценками из деревенской жизни.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В местных былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных. Конечно, именно его мы не могли пропустить! Нас интересует вся собачья тема!

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. Мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду красками.

Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. Потом не до игрушек стало. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими, манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам: мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя.

В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Для росписи стали использовать масляные краски и темперу. А в 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, в городской школе искусств обучают детей.

Встречается в городе и скульптура современная. Например, памятник Ленину на рыночной площади:

-10

А еще — постаменты и вовсе без скульптуры. И остается только гадать, какая за ними стоит история. Вообще, здесь каждый дом с историей.

Здесь что-то было…
Здесь что-то было…

ПОСТСКРИПТУМ

В самом начале набережной у Нового Торга, угла Христорождественского собора — городской пляж и пристань:

Вода в Онеге довольно тёплая, и мелкое озеро Лаче прогревается быстро. Сооружение неподалеку, кажется, часовенка:

-13

Прогулка по Каргополю и осмотр древностей были лишь частью нашего пребывания здесь. И не меньше, чем архитектура, впечатляет просто жизнь маленького северного городка. Молодые каргополы жаловались нам на то, что в городе абсолютно некуда сходить и нечем заняться, что тут возразить?! Разве что то, что скука и однообразие давят не меньше столичной суеты.

Когда мы покидали Каргополь, там ожидали большого праздника на День города. Вот такие афиши были развешаны повсюду.

-14

Это мы привыкли к реконструкторским фестивалям, реконструкции сражений и быта… Так и хочется повторить местное: блажь это все столичная! В Каргополе никакая реконструкция не нужна. Все жители принимают участие, в каждом доме находятся предметы старины и одежда. Да простят нас админы сообщества Каргополь в фотографиях, бессовестно стырили у них несколько кадров, чтобы показать вам.

-15

Дорогие каргополы!
Берегите свой чудесный, уютный и так полюбившийся нам городок!
Не сердитесь, если где-то что-то не то показали или не так сказали!

(с) Ваши путешественники с собаками.

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас