Сегодня 101 год со дня своего создания отмечают люди, задача которых заключается в защите жизни и здоровья шахтеров. 6 июля 1922 года была создана Горноспасательная служба МЧС России. В этот день ВЦИК и Совнаркомом приняли постановление «О горноспасательном и испытательном деле в РСФСР».
Чудеса все-таки случаются. В сложной и опасной работе пожарных и спасателей – тоже. Невероятная история спасения произошла во время ликвидации пожара на нефтешахте №1 НШПП «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в Республике Коми. Ее рассказал командир Ярегского ВГСВ филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» Евгений Баранников.
Горноспасатели провели уникальную операцию по спасению шахтера, оказавшегося в огненной ловушке, 24 ноября 2019 года. В начале девятого вечера, на пульт дежурного Ярегского военизированного горноспасательного взвода поступило экстренное сообщение: произошел пожар в выработках эксплуатационного блока нефтешахты №1. В этот момент под землей находились 42 человека. Самостоятельно смогли выйти 39 горнорабочих. Судьба остальных была неизвестна. В действие был введен план ликвидации аварии. К его выполнению приступили горноспасатели, руководители и специалисты горного предприятия.
Отделения ВГСЧ (Военизированная горноспасательная часть) были направлены на аварийный участок для обследования выработок, находящихся за очагом пожара. Перед ними стояли две основные задачи – оказать помощь застигнутым аварией людям и ликвидировать пожар в шахте.
В ходе разведки было установлено, что развитие аварии повлияло на режим проветривания выработок эксплуатационного блока. Под воздействием тепловой депрессии пожара произошло опрокидывание вентиляционной струи. Горноспасательные работы проводились в условиях сильной задымленности выработок и высокой температуры воздуха. Обстановку осложняла опасность скоплений взрывоопасных рудничных газов.
Сложившаяся ситуация требовала от руководителей командного пункта горноспасательных работ оперативных решений по восстановлению проветривания аварийного участка для проведения спасательных работ. Медлить было нельзя: в плену у огненной стихии, бушевавшей в шахте на глубине 210 метров, оставались трое шахтеров. А время действия самоспасателей, используемых для защиты органов дыхания, составляет пять часов.
В шахту направили дополнительные отделения горноспасателей, огнетушащую технику и оснащение для спасения людей. Были определены места возможного нахождения шахтеров и варианты их эвакуации, экстренно разработаны мероприятия, которые позволяли восстановить проветривание аварийного участка, а отделениям горноспасателей приступить к выполнению поставленных задач. Разведка задымленных выработок показала: пожар распространился в прилегающие выработки, служащие запасными выходами.
Температура на аварийном участке превышала технические условия применения шахтных самоспасателей и теплозащитных костюмов горноспасателей. Это означало: путей для эвакуации шахтеров и подхода отделений ВГСЧ нет.
Для предотвращения дальнейшего распространения аварии в выработки откаточного горизонта шахты, в попытках прорваться к застигнутым аварией шахтерам, отделениям ВГСЧ была дана команда приступить к тушению пожара порошковыми средствами пожаротушения, установить локализующие водяные завесы на пути распространения пожара. Применение водяных средств тушения не представлялось возможным во избежание воздействия пара на находящихся за очагом пожара разыскиваемых людей.
Проанализировав возможные варианты действий застигнутых аварией шахтеров, руководители спасательных работ приняли решение о вскрытии с поверхности устья скважины №107, сообщающейся с аварийным участком. К скважине направили отделение Ярегского ВГСВ с необходимым горноспасательным оснащением. Это был маловероятный, но единственный шанс установить связь с шахтерами. Это решение оказалось верным. При первичном обследовании скважины спасатели подали условные сигналы и получили ответ. Под скважиной кто-то есть!
До истечения защитного времени самоспасателя оставалось менее часа. В скважину глубиной 200 метров спустили спасательную бечеву, на конце которой закрепили три самоспасателя, контейнер с рацией, блокнотом и ручкой.
После получения сигнала из шахты, - многократного натяжения бечевы, - в поднятом контейнере была обнаружена записка: «Я здесь один. Вытащите меня». Спасателям предстояло решить сложную проблему - учесть все возможные риски для личного состава и шахтера.
Ранее спасательные операции по извлечению горняков с такой большой глубины не проводились, то есть не имели аналогов, - за исключением резонансного случая в Чили - на шахте «Сан-Хосе», где после обвала породы 33 горняка оказались замурованными на глубине около 700 метров. Однако других вариантов и времени для спасения российского шахтера не оставалось.
Было решено начать поднимать его, осознавая всю ответственность за результат. В шахту повторно спустили спасательный инвентарь с инструкциями для шахтера. Получив подтверждающий сигнал снизу, начали подъем.
По словам специалистов, это сложнейший способ спасения, требующий слаженной работы всех участвующих в операции. Ведь процесс подъема человека весом более 90 килограммов по вертикальной скважине диаметром один метр и протяженностью более 200 метров, без применения механизированных средств и в условиях дефицита времени и наличия угрозы поражения человека опасными факторами пожара сопряжен с колоссальными физическими нагрузками.
Устье скважины располагалось на высоте около 1,5 метра от поверхности. Во избежание повреждения бечевы краями обсадной металлической трубы, подъем осуществлялся «с плеча».
Отделение горноспасателей, а также присутствовавшие на месте работники нефтешахты «Яреганефть», осуществляли подъем и перепускание спасательной бечевы с пострадавшим более часа. Спасательную операцию осложняли погодные условия на поверхности: порывистый ветер и температура воздуха -20 градусов. Однако никакие трудности уже не могли помешать горноспасателям вызволить своего коллегу из беды.
Не имеющая аналогов в истории горноспасательных работ операция по вызволению из шахты застигнутого аварией шахтера через скважину завершилась успешно. Спасение шахтера сопровождался одновременно ликованием и горечью: к сожалению, в условиях нулевой видимости, высокой температуры и непригодной для дыхания атмосферы двое работников шахты так и остались в аварийных выработках.
Тем не менее, правильная оценка ситуации и рисков, грамотное планирование спасательной операции руководителями работ, мужество и профессионализм личного состава ВГСЧ позволили сохранить жизнь человеку. Человеку, верившему в спасение и цеплявшемуся за жизнь всей силой своего характера в почти что безвыходной ситуации.
Подготовлено по материалам журнала "Пожарное Дело" №12, 2022