Найти тему

Лоукостер с человеческим лицом – обзор 5 бюджетных авиакомпаний, которыми мы летали в 2023 году

Помните, сколько ору было, когда запускали отечественную лоукост-авиакомпанию "Победа": у кого-то багаж в калибратор не влез, кого-то рассадили с ребенком. То ли пассажиры с непривычки в правила не вчитывались, то ли сотрудники нового перевозчика взялись за дело слишком рьяно. Но лично мне модель лоукостера всегда нравилась.

Еще до появления "Победы" я несколько раз летала классическим лоукостером Wizz Air. Так что правила "Победы" для меня сюрпризом не стали. Вспомнила, что был у меня и более экзотический опыт – с колумбийской авиакомпанией VivaColombia, но это отдельная история.

Главный плюс лоукостера, как и следует из определения, низкая стоимость. Кстати, читала где-то, что в Европе основная целевая аудитория лоукостеров – это не негламурные путешественники, как я, а деловые люди, которым бывает нужно быстренько метнуться куда-то по работе.

FlyOne должен был по расписанию прилететь на час раньше, чем Wizz Air, но, как видите, только паркуется
FlyOne должен был по расписанию прилететь на час раньше, чем Wizz Air, но, как видите, только паркуется

Мало кто знает, но лоукостеры экономят не только на том, что сажают пассажиров плотнее, не кормят и заставляют дополнительно оплачивать обслуживание багажа. В этом плане, кстати, границы между традиционными авиакомпаниями и лоукостерами в последнее время стираются, тот же "Аэрофлот" давно предлагает тарифы без багажа. Бизнес-модель настоящего лоукостера включает в числе прочего и минимизацию выплат аэропорту за стоянку. А когда компания осознанно стремится проводить на земле как можно меньше времени, меньше и вероятность задержек рейсов. И вот это мне очень импонирует.

Wizz Air

Как я уже сказала, Wizz Air я летала и раньше. Мне нравится их оперативность, четкость и предсказуемость. В 2023 году я пользовалась услугами этой авиакомпании, чтобы из Еревана добраться на Кипр и обратно.

Что понравилось: все, как всегда, идеально без задержек, четко. Чистенькие, не побитые жизнью самолеты. Отдельное удовольствие для меня – возможность прогуляться по летному полю (настоящие лоукостеры и на оплате телетрапов экономят).

Благодаря экономии Wizz Air на телетрапах, я буквально встретила рассвет на летном поле. Круто!
Благодаря экономии Wizz Air на телетрапах, я буквально встретила рассвет на летном поле. Круто!

С чем косяк: купить билет непосредственно на сайте Wizz Air мне не удалось. И дело даже не в том, что понадобится карта зарубежного банка (наверное), а что сайт несколько дней подряд выдавал ошибку на разных этапах бронирования. В итоге купила билеты через посредника Kiwi.com, я раньше уже пользовалась его услугами, все прошло хорошо (сотрудники Kiwi.com, кстати, сами регистрируют на рейс, как только открывается регистрация, мелочь, а приятно). Оплатила картой белорусского МТБанка.

Оказалось, что на стойку регистрации в Ереване все равно надо подходить. Wizz Air при онлайн-регистрации на рейс в Европу присылает лишь бумажку, на которой написано "Это не посадочный талон" ("This is not a boarding pass"). Я объяснимо напряглась: не придется ли платить лоукостеру за регистрацию в порту? Успокоило письмо от Kiwi.com: если вы распечатаете этот "не посадочный талон", а перевозчик все равно возьмет плату за регистрацию, сервис вернет средства. Но в итоге вообще все прошло отлично: сотрудник на стойке регистрации проверил мою визу и без лишних вопросов выдал нормальный посадочный.

Друзья еще жаловались, что летели недавно Wizz Air, долго не работал кондиционер и была проблема с размещением рюкзаков на багажной полке, потому что все оказалось забито. Но я такой проблемы не заметила (возможно, правда, потому, что я всегда под кондеями мерзну, а рюкзак сую под впередистоящее кресло, вдруг мне что-то в полете понадобится). Если резюмировать, мне все понравилось.

Fly Arna

Эта бюджетная авиакомпания была учреждена всего пару лет назад, и, признаться, я до недавнего времени ничего о ней не знала. Оказывается, это совместный проект властей Армении и известного лоукостера Air Arabia. Прежде чем купить билет, я посмотрела на Flightradar24 статистику вылетов за последнюю неделю, убедилась, что не было отмен и серьезных задержек.

В итоге мне все понравилось. Перелет и из Москвы в Ереван, и обратно, был по расписанию (кажется, даже прилетели чуть раньше, чем ожидалось, оба раза). Особенно порадовало, что на борту работала бесплатная система развлечений. Встроенных мониторов нет, но можно подключить свой девайс к местной сети и смотреть в полете кино или слушать музыку. Если честно, даже у традиционных авиакомпаний, не бюджетных, бывает, такая система заявлена, но она далеко не всегда работает.

Хабом Fly Arna является аэропорт "Звартноц" в Ереване, о нем я недавно писала, он мне тоже понравился. Что было странно (этим, кстати, заметила, сейчас грешат многие лоукостеры и/или аэропорты, не знаю, чья это зона ответственности): когда гейт уже открыт, пассажиров начинают пропускать, а в сам самолет заходить еще нельзя, толпа скапливается в "кишке" телетрапа.

Когда застрял в "кишке" телетрапа, зато поймал радугу. Впрочем, не знаю, видно ли ее
Когда застрял в "кишке" телетрапа, зато поймал радугу. Впрочем, не знаю, видно ли ее

И еще из мелкого негатива: почему-то зарегистрироваться онлайн с телефона не получилось, но с компьютера все прошло нормально.

FlyOne

Это молдавская бюджетная авиакомпания, которой сейчас тоже можно улететь из Москвы в Ереван, и многие так и делают, а потом уже из Армении отправляются в Европу. По сравнению с Fly Arna этот лоукостер бывает заметно дешевле. Им, справедливости ради, в 2023 году летела не я сама, а мой муж. Так вот, ему билет обошелся примерно на 10 тыс. рублей дешевле, чем мне Fly Arna.

Но, как известно, за все надо платить: оба перелета были с заметной задержкой. Не знаю, как выкручивались те, кто торопился на пересадку.

"Победа"

Отечественным лоукостером я летела в мае из Антальи в Москву. Лично у меня никаких негативных впечатлений: билеты покупала на сайте, все работало, оплата, разумеется, отечественной картой; вылетели строго по расписанию. Самолет был приличный, бортпроводники адекватные.

Но, просто любопытное наблюдение, за последнее время я много летала лоукостерами, и только "Победа" прогоняла всех через калибратор (на всякий случай напомню, это та штука, по которой проверяют соответствие ручной клади габаритам). Ну, и, только вошли в самолет, начались переклички: "Зин, а ты на каком ряду? На 24? А я на 10", – судя по всему, "Победа" продолжает принципиально рассаживать семьи в разные концы самолета.

И несколько огорчил меня гигантской очередью на "зеленом коридоре" в тот день аэропорт "Внуково" ("Победа" базируется в московских аэропортах "Внуково" и "Шереметьево"). Когда пассажиров сразу двух рейсов прогоняют через единственный интроскоп (это штука для просвечивания чемоданов), причем досматривают все сумки, включая ручную кладь, – это негуманно. И, еще раз, речь о таможенном контроле на выходе, то есть к безопасности поголовный досмотр никакого отношения не имеет. Это подпортило впечатление от всей поездки, если честно.

Pegasus Airlines

Турецкая бюджетная авиакомпания, ставшая для многих россиян в этом году настоящей палочкой-выручалочкой. С начала 2023 года мы летали ею дважды в Европу и обратно, а каждый перелет со стыковкой в Турции – это два сегмента. И, вот представьте, за все это время мы с мужем ни разу не сидели отдельно, хотя выбор мест в самолете не оплачивали. В большинстве случаев даже один из нас оказывался у окошка. Вроде, мелочь, опять же, а приятно – хороший такой сигнальчик со стороны авиакомпании.

Когда у нас была пересадка в Стамбуле, там как раз снега навалило
Когда у нас была пересадка в Стамбуле, там как раз снега навалило

И в целом все понравилось. Не говоря о ценнике: периодически у Pegasus выскакивают очень хорошие по нынешним временам цены. Конечно, не так круто, как в те чудесные времена, когда в Европу можно было сгонять напрямую "Победой" за пару тысяч. Но купленные по акции билеты Москва-Анталья-Берлин и Вена-Анталья-Москва в общей сложности обошлись нам в 15 тыс. рублей с носа, что, согласитесь, для 2023 года неплохо.

Единственный минус, который я для себя отметила: Pegasus летает и в Стамбул, и в Анталью, и, если в Стамбуле, конечно, аэропорт с шикарной транзитной зоной, в том терминале аэропорта Антальи, где мы оказались, транзит отсутствует как таковой. Не знаю, какими козьими тропами проводят тех, у кого короткая стыковка, но в общем случае всех сразу гонят на паспортный контроль, то есть на выход, а потом, соответственно, снова через паспортный контроль обратно. Мы подошли к стойке "Транзит", долго ждали, пока кто-то из сотрудников там объявится, но в итоге нас все равно отправили на выход. То есть, если вы даже не планируете выходить в город, вместо того, чтобы немного подремать в транзитной зоне, будете стоять в очереди на паспортный контроль (дважды), досмотр и все такое. И плюс две ненужные печати в паспорт.

Впрочем, я Pegasus все равно благодарна. Он сделал мою весну.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц