Помните, сколько ору было, когда запускали отечественную лоукост-авиакомпанию "Победа": у кого-то багаж в калибратор не влез, кого-то рассадили с ребенком. То ли пассажиры с непривычки в правила не вчитывались, то ли сотрудники нового перевозчика взялись за дело слишком рьяно. Но лично мне модель лоукостера всегда нравилась.
Еще до появления "Победы" я несколько раз летала классическим лоукостером Wizz Air. Так что правила "Победы" для меня сюрпризом не стали. Вспомнила, что был у меня и более экзотический опыт – с колумбийской авиакомпанией VivaColombia, но это отдельная история.
Главный плюс лоукостера, как и следует из определения, низкая стоимость. Кстати, читала где-то, что в Европе основная целевая аудитория лоукостеров – это не негламурные путешественники, как я, а деловые люди, которым бывает нужно быстренько метнуться куда-то по работе.
Мало кто знает, но лоукостеры экономят не только на том, что сажают пассажиров плотнее, не кормят и заставляют дополнительно оплачивать обслуживание багажа. В этом плане, кстати, границы между традиционными авиакомпаниями и лоукостерами в последнее время стираются, тот же "Аэрофлот" давно предлагает тарифы без багажа. Бизнес-модель настоящего лоукостера включает в числе прочего и минимизацию выплат аэропорту за стоянку. А когда компания осознанно стремится проводить на земле как можно меньше времени, меньше и вероятность задержек рейсов. И вот это мне очень импонирует.
Wizz Air
Как я уже сказала, Wizz Air я летала и раньше. Мне нравится их оперативность, четкость и предсказуемость. В 2023 году я пользовалась услугами этой авиакомпании, чтобы из Еревана добраться на Кипр и обратно.
Что понравилось: все, как всегда, идеально без задержек, четко. Чистенькие, не побитые жизнью самолеты. Отдельное удовольствие для меня – возможность прогуляться по летному полю (настоящие лоукостеры и на оплате телетрапов экономят).
С чем косяк: купить билет непосредственно на сайте Wizz Air мне не удалось. И дело даже не в том, что понадобится карта зарубежного банка (наверное), а что сайт несколько дней подряд выдавал ошибку на разных этапах бронирования. В итоге купила билеты через посредника Kiwi.com, я раньше уже пользовалась его услугами, все прошло хорошо (сотрудники Kiwi.com, кстати, сами регистрируют на рейс, как только открывается регистрация, мелочь, а приятно). Оплатила картой белорусского МТБанка.
Оказалось, что на стойку регистрации в Ереване все равно надо подходить. Wizz Air при онлайн-регистрации на рейс в Европу присылает лишь бумажку, на которой написано "Это не посадочный талон" ("This is not a boarding pass"). Я объяснимо напряглась: не придется ли платить лоукостеру за регистрацию в порту? Успокоило письмо от Kiwi.com: если вы распечатаете этот "не посадочный талон", а перевозчик все равно возьмет плату за регистрацию, сервис вернет средства. Но в итоге вообще все прошло отлично: сотрудник на стойке регистрации проверил мою визу и без лишних вопросов выдал нормальный посадочный.
Друзья еще жаловались, что летели недавно Wizz Air, долго не работал кондиционер и была проблема с размещением рюкзаков на багажной полке, потому что все оказалось забито. Но я такой проблемы не заметила (возможно, правда, потому, что я всегда под кондеями мерзну, а рюкзак сую под впередистоящее кресло, вдруг мне что-то в полете понадобится). Если резюмировать, мне все понравилось.
Fly Arna
Эта бюджетная авиакомпания была учреждена всего пару лет назад, и, признаться, я до недавнего времени ничего о ней не знала. Оказывается, это совместный проект властей Армении и известного лоукостера Air Arabia. Прежде чем купить билет, я посмотрела на Flightradar24 статистику вылетов за последнюю неделю, убедилась, что не было отмен и серьезных задержек.
В итоге мне все понравилось. Перелет и из Москвы в Ереван, и обратно, был по расписанию (кажется, даже прилетели чуть раньше, чем ожидалось, оба раза). Особенно порадовало, что на борту работала бесплатная система развлечений. Встроенных мониторов нет, но можно подключить свой девайс к местной сети и смотреть в полете кино или слушать музыку. Если честно, даже у традиционных авиакомпаний, не бюджетных, бывает, такая система заявлена, но она далеко не всегда работает.
Хабом Fly Arna является аэропорт "Звартноц" в Ереване, о нем я недавно писала, он мне тоже понравился. Что было странно (этим, кстати, заметила, сейчас грешат многие лоукостеры и/или аэропорты, не знаю, чья это зона ответственности): когда гейт уже открыт, пассажиров начинают пропускать, а в сам самолет заходить еще нельзя, толпа скапливается в "кишке" телетрапа.
И еще из мелкого негатива: почему-то зарегистрироваться онлайн с телефона не получилось, но с компьютера все прошло нормально.
FlyOne
Это молдавская бюджетная авиакомпания, которой сейчас тоже можно улететь из Москвы в Ереван, и многие так и делают, а потом уже из Армении отправляются в Европу. По сравнению с Fly Arna этот лоукостер бывает заметно дешевле. Им, справедливости ради, в 2023 году летела не я сама, а мой муж. Так вот, ему билет обошелся примерно на 10 тыс. рублей дешевле, чем мне Fly Arna.
Но, как известно, за все надо платить: оба перелета были с заметной задержкой. Не знаю, как выкручивались те, кто торопился на пересадку.
"Победа"
Отечественным лоукостером я летела в мае из Антальи в Москву. Лично у меня никаких негативных впечатлений: билеты покупала на сайте, все работало, оплата, разумеется, отечественной картой; вылетели строго по расписанию. Самолет был приличный, бортпроводники адекватные.
Но, просто любопытное наблюдение, за последнее время я много летала лоукостерами, и только "Победа" прогоняла всех через калибратор (на всякий случай напомню, это та штука, по которой проверяют соответствие ручной клади габаритам). Ну, и, только вошли в самолет, начались переклички: "Зин, а ты на каком ряду? На 24? А я на 10", – судя по всему, "Победа" продолжает принципиально рассаживать семьи в разные концы самолета.
И несколько огорчил меня гигантской очередью на "зеленом коридоре" в тот день аэропорт "Внуково" ("Победа" базируется в московских аэропортах "Внуково" и "Шереметьево"). Когда пассажиров сразу двух рейсов прогоняют через единственный интроскоп (это штука для просвечивания чемоданов), причем досматривают все сумки, включая ручную кладь, – это негуманно. И, еще раз, речь о таможенном контроле на выходе, то есть к безопасности поголовный досмотр никакого отношения не имеет. Это подпортило впечатление от всей поездки, если честно.
Pegasus Airlines
Турецкая бюджетная авиакомпания, ставшая для многих россиян в этом году настоящей палочкой-выручалочкой. С начала 2023 года мы летали ею дважды в Европу и обратно, а каждый перелет со стыковкой в Турции – это два сегмента. И, вот представьте, за все это время мы с мужем ни разу не сидели отдельно, хотя выбор мест в самолете не оплачивали. В большинстве случаев даже один из нас оказывался у окошка. Вроде, мелочь, опять же, а приятно – хороший такой сигнальчик со стороны авиакомпании.
И в целом все понравилось. Не говоря о ценнике: периодически у Pegasus выскакивают очень хорошие по нынешним временам цены. Конечно, не так круто, как в те чудесные времена, когда в Европу можно было сгонять напрямую "Победой" за пару тысяч. Но купленные по акции билеты Москва-Анталья-Берлин и Вена-Анталья-Москва в общей сложности обошлись нам в 15 тыс. рублей с носа, что, согласитесь, для 2023 года неплохо.
Единственный минус, который я для себя отметила: Pegasus летает и в Стамбул, и в Анталью, и, если в Стамбуле, конечно, аэропорт с шикарной транзитной зоной, в том терминале аэропорта Антальи, где мы оказались, транзит отсутствует как таковой. Не знаю, какими козьими тропами проводят тех, у кого короткая стыковка, но в общем случае всех сразу гонят на паспортный контроль, то есть на выход, а потом, соответственно, снова через паспортный контроль обратно. Мы подошли к стойке "Транзит", долго ждали, пока кто-то из сотрудников там объявится, но в итоге нас все равно отправили на выход. То есть, если вы даже не планируете выходить в город, вместо того, чтобы немного подремать в транзитной зоне, будете стоять в очереди на паспортный контроль (дважды), досмотр и все такое. И плюс две ненужные печати в паспорт.
Впрочем, я Pegasus все равно благодарна. Он сделал мою весну.