Здравствуйте, дорогие мои. Сегодня я хочу поговорить о развитии тактильных ощущений у детей с нарушениями сенсорной интеграции. Материал полезен и для здоровых детей, поскольку помогает активно развивать речевую сферу и мелкую моторику. В конце статьи расскажу, как сделать сенсорную коробочку дома - незаменимый и очень классный инструмент для познавательного и речевого развития. Родители тоже могут активно подключаться к занятиям - сенсорный материал снимает стресс:)
Немного о понятии
У ребенка могут быть особенности по типу гипер- либо гипочувствительности одной из сфер либо в нескольких сферах сразу: зрительной, слуховой, тактильной У нас это проявлялось в тактильной области – в резком отказе от игр с песком, пластилином, слаймом и подобными интересными субстанциями хотя, как ни странно, моторика развита отлично. Когда все дети с радостью играли со слаймом, сын стоял с выражением полного отвращенияJ Сюда же добавилась боязнь грязных рук – если даже чуть-чуть на ладонь попадала грязь, ребенок сильно расстраивался и сам не отряхивал, не мог взять грязный мяч или поднять камушки, например, из речного песка.
Это очень серьезная сфера, связанная не только с развитием речи, но и с общим развитием ловкости, координации, скорости и быстроты реакций, чувством такта и даже с пищевой избирательностью и т.д. Но самое главное, конечно, страдает речь.
Что можно сделать дома
Некоторые игры нам подсказал педагог по сенсорному развитию, но большинство из них родились непосредственно в ходе самих игр или подготовке к ним. Мы используем слайм, сенсорную коробку, игры с пеной для бритья и желейную массу.
Игры со слаймом
Не каждый малыш дотронется до слайма в первый раз. Однако постепенно, с вашей помощью, а возможно и на примере других детей в вашей семье, станет посмелее, и поймет, что ничего страшного не происходит. Привлекайте братьев, сестер к совместным играм. Такие игры вызывают у детей с нарушениями сенсорной интеграции сильное волнение, тревожность, поэтому перед игрой лучше забинтовать ребенка. О правильном бинтовании здесь -
Список игр:
- прячем игрушки в слайм. Для этих целей подойдут наборы насекомых, животных. Заодно и выучите с малышом новые слова. Просто положите в слайм несколько игрушек и предложите их спасти;
- растягиваем слайм. Вы берете в руки массу (ребенок делает тоже самое) и просто растягиваете в разные стороны, пока слайм не порвется;
- добавьте в слайм пенопластовые шарики, рис, нут и пособие станет еще более функциональным;
- покажите ребенку, что из мягкой массы можно сделать колбаску, шарик. Шарики, кстати, отлично прыгают.
Играя с массой, будьте осторожны. Если слайм сразу не убрать с одежды, то потом Вы вряд ли очистите ее. Нужно убирать игрушку со всех поверхностей сразу и убирать обратно в емкость с крышкой.
Сенсорная коробочка
Это емкость, содержащая сенсорный материал. Для создания пособия мы приобрели:
- купили нут на маркетплейсе - 3 пакетика по 800 грамм – 270 руб.;
- там же купили пищевые красители трех цветов – синий, красный и желтый. – 180 руб.;
- там же наборы насекомых, животных, земноводных, морских обитателей - тут на Ваш вкус, но рекомендую брать сразу в комплекте с карточками, чтобы ребенок мог соотносить объемную фигуру и изображение (карточки Домана);
- контейнер купили в магазине – около 100 руб.
Сам процесс изготовления не сложный, но нужно соблюдать технику безопасности: одеть перчатки и убрать детей:)):
- берем первый пакетик нута и высыпаем в крепкий целлофановый пакет (а лучше вложите один в другой, чтобы получился двойной);
- добавляем около 60-80 капель красителя (10 мг на 100 гр., но читайте инструкцию);
- заливаем треть стакана воды и активно перемешиваем;
- следите, чтобы нут равномерно прокрасился, и не мешайте особо активно, так как пакет может порваться;
- выкладывайте на газету, бумагу аккуратно.
То же самое проделайте со вторым и третьим пакетом. У нас нут высох примерно за сутки. Так нечаянно получилось заказать хорошие красители, которые не красятся после высыхания и не красят друг друга. Ну и нут тоже ничего. Я с ним не особо знакома, но по отзывам поняла, что бывает покрупнее. Для занятий нам вполне подошел наш нут.
Сын был в восторге. Это теперь его любимая коробочка. Ну а мне, как маме, нравится, что он самостоятельно занимается.
Игр можно придумать уйму. Мы используем карточки Домана и наборы животных, насекомых. Это и познавательной развитие, и мышление, умение соотности объемную фигурку и изображение.
Также среди игр:
- прячем игрушки. Можно дидактический материал или просто мелкие игрушки из киндеров. У нас почему-то особенно зашли машинки и насекомые;
- развиваем межполушарной взаимодействие: стараемся брать нут двумя руками сразу и насыпать в баночки, стоящие по разным концам сенсорной коробки;
- в отдельную емкость добавляем манку. Сначала трогаем нут, обсуждаем ощущения словесно, а затем манку. И сравниваем их.
Проявляйте фантазию, придумывайте свои игры. Детям очень нравится. Можно усилить эффект, поставив ребенка на вязаные мячи или балансирующую платформу.