До настоящего времени в тувинской культуре сохранилось большое разнообразие традиционных музыкальных инструментов. Одни из самых популярных – бызаанчи (бызанчи) и морин хуур (моринхур), на которых играют с помощью деревянного серпообразного смычка из конских волос.
Бызаанчи отличается корпусом интересной формы: цилиндрическая основа из дерева или металла с кожаной декой, к которой прикреплен длинный гриф. Он часто заканчивается резной головкой, например, в форме конской головы. Иногда, как у нашего предмета на фотографии, цилиндрический корпус вырезается из рогов коровы или быка. Струны для бызаанчи (их количество обычно колеблется от двух до пяти) делают из некрученых конских волос и натягивают на четыре колка. Размеры бызаанчи доходят до одного метра, при игре инструмент располагается вертикально. Бызаанчи в основном используется как аккомпанемент при пении или в ансамбле с другими инструментами.
Морин хуур отличается от бызаанчи и больше напоминает европейскую скрипку или виолончель. У инструмента трапециевидный корпус, передняя дека изготавливается из дерева или кожи, а задняя имеет специальные резонаторные отверстия.
У морин хуура всего две струны также из конских волос. Это «мужская» (утолщённая, из волос жеребца) и «женская» (тонкая, из волос кобылы). Инструмент будто несёт в себе соединение мужского и женского начала. Играют на музыкальном инструменте также с помощью смычка, зажав корпус между коленей. Звук инструмента в народной поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.