Найти в Дзене

Бызаанчи и морин хуур - "конские" инструменты тувинцев

Музыкальный инструмент - бызаанчи. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Музыкальный инструмент - бызаанчи. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

До настоящего времени в тувинской культуре сохранилось большое разнообразие традиционных музыкальных инструментов. Одни из самых популярных – бызаанчи (бызанчи) и морин хуур (моринхур), на которых играют с помощью деревянного серпообразного смычка из конских волос.

Музыкальный инструмент - бызаанчи. Фрагмент. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Музыкальный инструмент - бызаанчи. Фрагмент. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

Бызаанчи отличается корпусом интересной формы: цилиндрическая основа из дерева или металла с кожаной декой, к которой прикреплен длинный гриф. Он часто заканчивается резной головкой, например, в форме конской головы. Иногда, как у нашего предмета на фотографии, цилиндрический корпус вырезается из рогов коровы или быка. Струны для бызаанчи (их количество обычно колеблется от двух до пяти) делают из некрученых конских волос и натягивают на четыре колка. Размеры бызаанчи доходят до одного метра, при игре инструмент располагается вертикально. Бызаанчи в основном используется как аккомпанемент при пении или в ансамбле с другими инструментами.

Музыкальный инструмент - морин хуур. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Музыкальный инструмент - морин хуур. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

Морин хуур отличается от бызаанчи и больше напоминает европейскую скрипку или виолончель. У инструмента трапециевидный корпус, передняя дека изготавливается из дерева или кожи, а задняя имеет специальные резонаторные отверстия.

Музыкальный инструмент - морин хуур. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Музыкальный инструмент - морин хуур. Сойоты Урянхайского края. Экспедиционные материалы С.А. Теплоухова. 1913 г. Из собрания Этнографического музея Казанского университета.

У морин хуура всего две струны также из конских волос. Это «мужская» (утолщённая, из волос жеребца) и «женская» (тонкая, из волос кобылы). Инструмент будто несёт в себе соединение мужского и женского начала. Играют на музыкальном инструменте также с помощью смычка, зажав корпус между коленей. Звук инструмента в народной поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.