Найти тему
Владимир Гордеев

Код Да Винчи (2006, США, детектив / экранизация Дэна Брауна): йНД дЮ бХМВХ

Оглавление

Отдыхая летом 2007-го года в Белоруссии, мы почти каждый вечер смотрели кино. Так, например, мы два раза посмотрели "Пыль" и один раз, но в два захода, — "Код Да Винчи". Оговорюсь сразу, что из книжки Дэна Брауна я прочел первые пять страниц, после чего поставил ее обратно на полку книжного магазина, так что на фильм глядел детства чистыми глазенками. И мне показалось, что это какая-то дичь.

В основе картины лежит идея, что Иисус Христос был человеком-оплодотворителем. И что католическая церковь скрывает сей факт, а немногочисленная секта, какой-то приорат, пытается уберечь потомков Иисуса Христа от посяганий церкви на их жизнь. К этой шокирующей истине зрителю предстоит прийти вместе с "самым главным знатоком символов в мире" Робертом (Томом Хэнксом) и потомицей Иисуса Христа (Одри Тоту), по совместительству тоже криптографом.

Начинается действо с того, что прямо посреди Лувра, в ночи, некий блондин, похожий на Кристофера Ламберта в молодости, расстреливает последнего оставшегося в живых сектанта (типа всех остальных он уже порешил).

Том Хэнкс и Одри Тоту в фильме "Код Да Винчи" (2006)
Том Хэнкс и Одри Тоту в фильме "Код Да Винчи" (2006)

Но израненный престарелый атлет-интеллектуал все же находит в себе нечеловеческие силы и испещряет все пространство вокруг себя знаками, шифрами и ключами к ним (очень сложный ключ — числовой ряд Фибоначчи), чтобы потомица Иисуса Христа, окажись она при случае здесь, нашла путь к истине и, наконец, узнала, кто она такая.

Том Хэнкс все это время безостановочно читает лекции на своей американской родине. К нему приходит французский полицейский инспектор Фарш (Жан Рено) и говорит, поехали, мол, в Париж. Там - убийство и символы, в которых никто, кроме вас, не может разобраться.

По ОЧЕНЬ удачному совпадению в Лувр вызывают и Одри Тату, интеллектуала-криптографа, которая не знает, что такое последовательность Фибоначчи, и поэтому ей требуется заморская помощь (в тупизне Одри Тату престарелый приор не ошибся и не ошибся в том, что за расследование убийства примутся самые тупые французские полицейские).

Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)
Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)

Но как оказывается, не все так просто. Внезапно Том Хэнкс говорит: "Пойду умою лицо" и идет в сортир. За ним увязывается Тату и сообщает, что Жан Рено специально стер последнее сообщение умершего, в которой грится: "Найдите поллитра Тома Хэнкса, без него не разобраться". А до этого Жану Рено позвонил какой-то священник и походя сообщил, что Том Хэнкс приходил к нему на исповедь и покаялся в убийстве этого старого перца. Вот такие нынче священники пошли. Ничего святого! И умные полицейские, которые вместо того, чтобы честно предъявить явно невинному человеку обвинение, начинают с ним играть в интеллектуальные детективы-загадки.

Однако ж Одри Тату подмигивает Хэнксу и говорит: "Не боись, криптограф криптографа в беде не оставит. А тот покойник, к слову, ваще-то мой дедушка. Залезь-ко, кстати, к себе в карман". Так и есть — в кармане обнаруживается жучок. "А я-то думал, это просто пуговица, — говорит Хэнкс. — Мама забыла пришить. Ну, раз жучок... НАДО БЕЖАТЬ", — крепко поразмыслив, приходит он к выводу, засовывает жучка в кусок мыла и кидает через окно на крышу проезжающего мимо автомобиля.

"Он сваливает", — сообщает инспектору Фаршу полицейский, отслеживающий через жучка передвижения американского символиста. И тут же весь табун милиционеров, наводнивших Лувр, бежит по лестницам вниз и устремляется в погоню — в лучших традициях
"Жандарма из Сент-Тропе" с участием Луи Де Фюнеса.

Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)
Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)

Тату говорит новоприобретенному другу: "Да ты запарил умываться, щас я тебя исцелю наложением рук на лицо". Она кладет ему руки на лицо и Хэнкс чувствует могучий прилив сил. После чего его мощно проглючивает: вокруг него вырастают стены, и он начинает понимать, что на них (стенах) написал приор и зачем.

Вот такова завязка интеллектуального детектива-загадки.

Дальше — больше.

Криптографы отдыхают в Булонском лесу (забавно, что полицейские потом действительно узнают, что подозреваемые находились в Булонском лесу — об этом ментам сообщили две тамошние проститутки. Сразу представляется сцена перекрестного допроса всех булонских проституток: "простите, а вы не видали там у себя двух криптографов?" Действительно, где же еще тусоваться криптографам!).

Потом Хэнкс и Тату едут к знаменитому английскому криптографу, который, - прежде чем пустить их в свой сильно защищенный дом, - начинает мучить их тремя интеллектуальными загадками, одна из которых звучит так: "Что мы будем пить — чай или кофе? А чай с лимоном или без?"

Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)
Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)

Или, например, не меньший идиотизм: Жан Рено гордо носит на груди значок суперсекретного Ордена Деи. Это напоминает анекдот про Штирлица, который шел по Берлину с буденновкой на голове, а за ним волочился парашют. Причем значок тоже такой — понтово отлитый, будто запущенный в серийное производство. Как октябрятский.

А в это время блондин-каратель, взбодрив себя десятком ударов плеткой-семихвосткой и для пущей подвижности нацепив на ноги вериги (как
Хон Гиль Дон), стремительно идет своим кровавым маршрутом: громит церкви, гробит матерей-настоятельниц, бесит коней и убивает щенков.

Англичанин-криптограф Ли и его коллега Хэнкс в это время миролюбиво спорят о том, была ли у Иисуса Христа жена Мария Магдалена. Одри Тату позевывает. И вдруг откуда ни возьмись появился этот самый блондин. Вылез, как призрак, откуда-то из стены.

Через час, впрочем, выяснится, что этот блондин — союзник Ли, а сам Ли при этом оказывается в фильме самым главным плохишом. Но пока что, чтобы запутать зрителя, Ли со всей дури отоваривает блондина тростью по башке. Тот падает замертво, и в это время к усадьбе подъезжает табун полицейских.

"Пора валить. Как раз у меня есть личный самолетик, — говорит Ли, — а этого блондинистого дятла мы возьмем с собой в качестве заложника".

Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)
Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)

Прилетев в Англию, они садятся в авто. Тату, Хэнкс и блондин, до сих пор пребывающий без сознания, прячутся на заднем Вдруг - бац! Полицейский кордон. Ли как-то отмазывается, они благополучно проезжают, и только где-то через час Хэнкс отдергивает полог и озабоченно спрашивает: "Нас не нашли?"

И вот они оказываются в Лондоне. Заходят в какую-то церковь (весь фильм персонажи заходят в различные церкви).

Блондин оживает и начинает приставлять нож к горлу Тату. А телохранитель Ли наставляет на Хэнкса пистолет и говорит: "Вы должны умереть за правду, а правда в том, что люди планеты должны узнать, что Иисус был человеком". То есть он тоже из ордена Деи. Только действует на свой страх и риск, забив болт на указания из центра.

Но в это время под куполом пролетает голубь. Ли заглядывается на него, а Хэнкс и Тату убегают.

Телохранитель встречает печального блондина и говорит ему: "Ладно, иди в гостиницу, ты хорошо поработал. А я — учитель". Тот ему: "Спасибо, учитель", идет в гостиницу. Учитель вызывает в гостиницу полицейских. Вместе с полицейскими почему-то приезжает кардинал. Блондин убивает двух полицейских и кардинала. Плачет. После чего его самого убивают.

Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)
Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)

Хэнкс говорит Тату: "Ладно, поехали в другую церковь в соседнем квартале, там под мечом и сосудом тайный лаз. Это я расшифровал, покуда на меня подонок Ли наставлял пушку".

Но тут приезжает эскадрон бравой французской полиции и берет Ли в плен. Тот озвучивает зрителям смысл того, что случилось пять минут назад и произойдет еще через пять минут: "Я все понял: ты расшифровал записку, пока я наставлял на тебя пистолет. Какой же ты подонок, какой же ты подонок! Теперь ты найдешь тайный лаз под мечом и сосудом!"

И правда. Герои приходят в церковь, и Хэнкс видит круг с пентаграммой. Объясняет зрителям и Тату: "Это древний языческий знак, обозначающий мужчину и женщину". То есть, стало быть, меч и сосуд, по Фрейду. Они спускаются в подвал церкви, там стоит человек пятьдесят и говорят: "Привет, Тату. Ты — потомица Марии Магдалены и Христа. Мы ждали тебя очень долго и все время наблюдали за тобой, с самого твоего детства". То есть, как выясняется, тот умерщвленный старец не был последним из приората. Это он так, очередную "интеллектуальную" детективную загадку решил подкинуть зрителям.

Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)
Кадр из фильма "Код Да Винчи" (2006)

И вот финал. Хэнкс прощается с Тату и едет обратно в Париж. В задумчивости он подходит к Лувру, глазеет по сторонам и понимает, что меч и сосуд — это не тот фрейдисткий знак, который был в той английской церкви. А это что-то другое, что находится в Лувре. Конец фильма. Конец чехарде нелепых и однообразных приключений.

Поистине загадочное кино, занявшее достойное место в ряду Фибоначчи злонамеренно идиотических фильмов начала 00-х типа
"Слезы солнца" и "Война Харта". Умберто Эко для бедных. Умом. И поистине удивительна суета вокруг фильма, которую устроила католическая церковь... запреты какие-то... когда это всего лишь очередная халтура категории В, впрочем, стоимостью в 125 млн. долларов.

Война Харта (2002, США, военный / драма): Брюс Уиллис снова в седле
Владимир Гордеев5 мая 2023

P.S. В жертву этой несуразной галиматье были принесены две кастрюли попкорна и четыре литра бобруйского пива.

Оценка: 4,0 из 10.

Режиссер: Рон Хоуард
Сценарий: Акива Голдсман (по одноименному роману Дэна Брауна),
Оператор: Сальваторе Тортино,
Композитор: Ханс Зиммер.

В главных ролях: Том Хэнкс, Одри Тоту.
В ролях: Альфред Молина, Юрген Прохнов, Жан Рено, Пол Беттани, Иэн МакКеллен.

Интересные факты о фильме:

  • Французское министерство культуры сдалось под натиском продюсеров фильма и разрешило отснять несколько сцен в Лувре. А вот Вестминстерское аббатство оказалось более принципиальным, поэтому снимали в кафедральном соборе Линкольна. Колокол собора, "Большой Том", замолчал по такому случае впервые со времен Второй мировой войны.
  • Ханс Зиммер сменил Джеймса Хорнера (постоянного композитора Рона Хоуарда) на дирижерском мостике "Кода Да Винчи", а Джеймс Хорнер сменил Ханса Зиммера на фильме "Новый мир".
  • Камео: Дэн Браун появляется в сцене возни полицейских с Робертом Лэнгдоном. На писателе пиджак из Harris Tweed, в котором он обычно фоткается для газет и журналов.
  • Фильм открывал Каннский фестиваль-2006.

Читайте также на моем канале:

Рон Хоуард. Режиссеры американского кино
Владимир Гордеев5 мая 2023
Девятые врата (1999, Франция - Великобритания, мистика / детектив): Есть ли логика в оккультных "науках"?
Владимир Гордеев23 февраля 2023
Том Хэнкс на съемках фильма "Код Да Винчи" (2006)
Том Хэнкс на съемках фильма "Код Да Винчи" (2006)