Найти тему
чопочитать

Могло ли в «Повелителе мух» все пойти иначе?

Недавно прочитала дебютное произведение Уильяма Голдинга. Впервые. Конечно, сердце сжималось от того, как ведут себя дети. И больше всего от того, насколько им наплевать на малышей, которых они ощущают как балласт. Но потом вспомнила недавно прочитанную книгу «В Линкольнвуде гаснет свет» о том, как в стране отключили электричество, взрослые люди превратились в тех же дикарей за каких-то три дня. И да, возможностей вести себя как цивильно, так и неадекватно у взрослых было гораздо больше.

Такие разные обложки! Российские варианты тоже отличаются друг от друга, но небольшое произведение чаще включают в сборники Голдинга, так что на оригинал смотреть интереснее. За рубежом он ощутимо злее, чем у нас
Такие разные обложки! Российские варианты тоже отличаются друг от друга, но небольшое произведение чаще включают в сборники Голдинга, так что на оригинал смотреть интереснее. За рубежом он ощутимо злее, чем у нас

Казалось бы, цивилизация существует уже не одну сотню лет. Общество складывалось и складывалось. Почему для того, чтобы его разрушить, нужны какие-то два дня?

Дети – существа особенные, у которых понимание общества, правила и привычки еще не устоялись. Если оставить ребенка без школы, допзанятий, предоставив его самому себе на каникулах, то его распорядок дня быстренько улетучивается. Через три дня он уже ленится почистить зубы. Если наших чистеньких и домашних детей поместить на такой остров, который придумал Голдинг, боюсь, все было бы точно так же, как в его книге.

Мальчишки на острове искренне пытаются следовать принципам благовоспитанного общества. Сначала они едва ли не играют в общество, устанавливают некоторые правила, пытаются следовать им. Но очень быстро теплая вода, фрукты и солнце выбивают их из графика. Все начинает делаться само собой, как получится, а обязательные дела выпадают из поля зрения. Заставить ребенка делать что-то, кажется, может только взрослый. Даже если это нужно самому ребенку.

Мне даже удивительно, что остались целых два человека во всем этом дикарском обществе, которые еще пытались жить в привычном режиме. Конечно, все из семьи. И если глава дикарей и великий охотник смог наконец проявить себя, убив свинью и завоевав сердца других детей, то наверняка дело в том, что его потенциал (пусть даже тот, что можно было направить в мирное русло) дома прятали, ущемляли, не давали ему выхода. И вот теперь он, чувствуя безнаказанность и возможность побыть лидером, показал себя во всей красе.

Дети не чувствуют ужаса возможно и реальной смерти. Что меня удивило в книге, так это то, что они в общем и целом не боятся. Им скорее интересно, чем страшно. Как они не боятся, что их не найдут (проживая каждый миг ярко и без мысли о будущем), так они не боятся и смерти, которую сознательно организовали. А вот какого-то там «странного чудища, которого никто не видел» они боятся ужас как.

Если вернуться к вопросу в заголовке, то мне кажется, что иначе пойти не могло. Даже если бы это были самые-самые воспитанные мальчишки из самых приличных семей. Дикарское начало в них не делось бы никуда. Оно бы просто проявило себя на пару дней позже.

Как считаете?

А еще вот здесь я рассказывала об интереснейшей истории написания книги.