Найти тему
Книжный мiръ

«Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям». 120 лет со дня рождения детского писателя и художника Владимира Сутеева (1903- 1993).

Оглавление

Не найдётся ни одного человека в нашей стране, который бы не был знаком с творчеством Владимира Сутеева. Может быть, и имени его не припомнят, но уж наверняка знают Чиполлино, доктора Айболита, Пифа, Мойдодыра, Кота-рыболова, Козленка, который умел считать до десяти, и огромное количество других добрых и веселых героев, которых он нарисовал для детских книг и мультфильмов. Его самые известные работы - иллюстрации к стихам и сказкам Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.

Он писал и собственные замечательные книжки для детей, которые нам всем также хорошо известны: «Кто сказал «мяу?», «Котенок по имени Гав», «Кот-рыболов», «Петя и Красная Шапочка», «Мы ищем Кляксу».  «Сказки и картинки» - уникальная книга Владимира Григорьевича, живущая в каждой семье, где есть дети.

«Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», - делился с маленькими читателями Владимир Григорьевич.

Все его простые и яркие книжки предназначались малышам - с множеством рисунков, сопровождающих почти каждую фразу. Сейчас бы его книги назвали комиксами, а почему бы и нет? Яркие, динамичные, выразительные иллюстрации быстро запоминались детьми и помогали «осваивать» сюжет. Что у автора было первично - картинки или текст сказки - не всегда понятно, но его истории буквально с пелёнок и без лишней назидательности знакомили малышей с понятиями доброты, искренней дружбы, любви ко всему живому. 

«Чем больше улыбок, тем больше пользы. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации».

Книжки с картинками Сутеева всегда были лучшим подарком - только взяв в руки книгу, малыш тут же начинал ее рассматривать, никогда не откладывая «на потом». Самая настоящая магия! И все мы знаем, что детство не вернуть, но попробуйте взять с полки любое издание Владимира Григорьевича Сутеева...

«Живу в Москве со дня рождения…» 

Тихие зеленые Сокольники… Маленький москвич Володя и его брат Славик очень любили рисовать:

«Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке — и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки — лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи…».

Авторитет отца по части творчества сложно было оспорить: врач-дерматолог, к которому записывались на прием за несколько месяцев, успевал петь в Благородном собрании, заниматься живописью и читать детям лучшие книги Диккенса, Гоголя и Жюля Верна. 

А навыки в рисовании Володе  весьма пригодились. После революции семье приходилось считать каждую копейку,и юноша по заказу изображал красочные дипломы победителям спортивных мероприятий и вычерчивал диаграммы для медицинских выставок. Прекрасно учился в высшем техническом училище, но душа тянулась совсем к другому, художественное творчество притягивало и манило издалека яркими красками. И совсем недавно открывшийся Государственный Техникум  Кинематографии (будущий ВГИК) определил его будущее – мультипликация! Первый советский полнометражный мультипликационный фильм «Китай в огне», снятый в 1925 году, стал дебютом для целой плеяды будущих классиков российской мультипликации, в том числе и Владимира Сутеева. Идеологический выдержанный черно-белый рисованный фильм чудом сохранился, его можно посмотреть в сети. Вскоре Сутеев  снял и собственный оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», названный «одной из первых лабораторных работ по освоению звука в мультипликации».

Великую Отечественную Владимир Григорьевич прошел от начала до конца, вернулся на любимый «Союзмультфильм», но в 1948 году неожиданно для всех покинул киностудию, не завершив начатых проектов…

«Самая красивая моя сказка!»

В устоявшуюся и размеренную жизнь художника вихрем ворвалась Великая Любовь. Татьяна Таранович, талантливый мультипликатор, снявшая «Серую Шейку», «Дюймовочку», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Цветик-семицветик», «Кошкин дом», была счастлива замужем, растила дочку. Художник влюбился сразу же, безнадежно, и, как оказалось, на всю жизнь. И он не хотел нарушать спокойствие любимой, демонстрировать окружающим свои чувства, поэтому отказался от единственного возможного для него счастья – видеть ее каждый день.  Начался роман в письмах с рисунками, где сам Сутеев изображал себя в виде утенка, а Татьяна неизменно была желтым глазастым цыпленком. 

«Дорогой, любимый, золотой мой цыплёнок! Ты знаешь, что я очень сильно — сильнее быть не может — люблю, люблю, люблю... Ты моё чудо! Самая красивая моя сказка! Самый красивый рисунок! Я не могу жить без тебя! Твой утёнок...».

Несколько сот писем написал за долгие тридцать семь лет Сутеев своему драгоценному цыпленку. И получил всего два ответа…  Но ведь сказки всегда имеют счастливый конец, точно так же завершилась и эта: Татьяна Таранович и Владимир Сутеев поженились в 1983 году, когда ему уже исполнилось 80, а невесте – 67. Их счастливый брак продлился десять лет, Татьяна Александровна пережила любимого супруга всего на несколько месяцев. Перед уходом из жизни почти совершенно ослепший художник нарисовал на листочке отважного маленького цыпленка, несущего в крылышках утенка с поникшей головой…

«Нам очень нужны такие книги!»

Удивительной особенностью Сутеева было то, что он одинаково прекрасно управлял и левой и правой рукой:

«Я пишу правой рукой, а рисую - левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая».

Окружающие  приходили в неописуемый восторг, когда в школах, где художник  частенько выступал перед детьми, Сутеев рисовал мелом на доске двумя руками двух зеркальных собачек. Никому не удавалось повторить ничего подобного! И на каждой встрече ребята пытались узнать, как получаются сказки – их сперва пишут или рисуют?

«А что было раньше – курица или яйцо»? – предлагал встречный вопрос художник, - «Меня всегда занимает вопрос: что думают мои персонажи? Я обязательно должен понять, как они реагируют на происходящие события. Каждый делает это по-своему — уж такой у него характер. Вживаясь в их жизнь, я и нахожу естественные и забавные выражения их «лиц», движения и ракурсы».

В своей очень лаконичной автобиографии, давным-давно напечатанной в журнале «Детская литература», Владимир Григорьевич рассказал читателям о том, зачем он всю жизнь сочинял и рисовал добрые сказки:

«Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры… Особенно взволновало меня коллективное письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсестры и няни писали: «…ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги»… Все эти письма — радостная и вдохновляющая награда — большое, настоящее счастье для художника».

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги! 

Сказки
3041 интересуется