В прошлый раз мы остановились на том, что молодой Огюст Бартольди получил заказ на монументальную статую, которая должна была расположиться у южного входа в Суэцкий канал.
Но прежде чем продолжить эту историю, мы сделаем небольшое отступление, чтобы поближе познакомиться с личностью скульптора. Почему не с де Лабулэ или де Лессепсом? или даже с Гюставом Эйфелем, который на этапе строительства выполнял фактически все расчёты и работы? Во-первых, о них мы ещё поговорим, а во-вторых, не будь именно Бартольди, не было бы и Свободы, озаряющей мир.
Да и сам мир был бы другим.
Фредерик Огюст Бартольди (Frédéric Auguste Bartholdi) родился 2 августа 1834 года в городе Кольмар (Франция) в зажиточной семье немецкого происхождения.
Сейчас в этом доме, по адресу 30 Rue des Marchands, 68000 Colmar находится дом-музей скульптора.
Отец, Жан-Шарль, был государственным служащим, знающим как приумножить семейное богатство.
Бартольди владели многочисленной недвижимостью, что обеспечивало им безбедный образ жизни.
К сожалению, Жан-Шарль умер молодым, в 1836 году, когда его сыну Огюсту было всего 2 года. Мать будущего знаменитого скульптора, Шарлотта, с осторожностью начала управлять состоянием своего мужа, стараясь приумножить богатство, способное защитить её детей от нужды. У Огюста было три старших брата, двое из которых умерли очень молодыми.
Через некоторое время после смерти двух детей и мужа, Шарлотта с двумя оставшимися сыновьями (самым старшим Жаном-Шарлем и самым младшим Огюстом) переезжает в Париж, чтобы дать достойное образование своим мальчикам. Огюст сначала учится в лицее Луи-ле-Гран ( lycée Louis-le-Grand), где в 1852 году в возрасте 17 лет получает степень бакалавра, а затем в самой престижной в стране Высшей Национальной школе изящных искусств (l'Ecole Nationale des Beaux-Arts), где изучает архитектуру и живопись.
Казалось бы в семействе Бартольди наступила счастливая пора: боль от утраты отца и двух средних братьев притупилась, Шарлота успешно управляет недвижимостью, работы Огюста начинают приобретать широкую известность, а его брат стал блестящим адвокатом, одним из самых модных в Париже. Но снова приходит беда: Жан-Шарль оказывается в психиатрической лечебнице из которой так и не выйдет до конца своей жизни. Он и раньше, перенеся в детстве сильный стресс от потери близких, подавал признаки ментальной нестабильности, а нервный труд адвоката не способствовал укреплению психического здоровья, и, после одного особо напряжённого дела, его ум не выдержал.
Огюст сложно переживал случившееся со старшим братом, совместно с матерью искал возможности излечения. Но ни самая продвинутая медицина того времени, ни лучшие врачи не смогли помочь Жану-Шарлю.
И ещё долго-долго, до самого последнего дня в 1885 году, младший Бартольди будет регулярно, раз в неделю, навещать брата в психиатрической клинике. В каждый свой визит Огюст всегда сначала тщательно проверял качество пищи, чистоту и ухоженность, расспрашивал сиделку о самочувствии брата, затем садился рядом с Жаном-Шарлем, брал его за руку и начинал рассказывать ему о новостях, о жизни, о своих проектах и достижениях, о других странах и народах... а иногда, по свидетельству персонала, просто подолгу смотрел на своего любимого брата, который не мог ни двигаться, ни говорить.
Интересно, что в 2015 году, историк и писательница Элизабет Митчелл во время выступления на передаче “Secrets of America’s Favorite Places” в эфире телеканала Discovery сделала заявление о том, что в результате долгого исследования архивов она пришла к выводу, что в основу образа Статуи Свободы легло лицо родного брата скульптора – Жана-Шарля Бартольди. Заявление экстравагантное, нужно иметь действительно развитую фантазию, чтобы увидеть сходство.... но всё возможно.
А мы возвращаемся к повествованию о жизни Огюста Бартольди.
Его мудрая мать, чтобы уберечь младшего сына от излишних переживаний из-за болезни Жана-Шарля, предлагает и спонсирует Огюсту поездки в Египет и Йемен в 1855 и 1856 годах. И Огюст соглашается, заинтригованный перспективой увидеть древнюю непохожую культуру. Эти путешествия, которые он совершил со своими друзьями Эдуардом-Огюстом Имером (Édouard-Auguste Imer), Жаном-Леоном Жеромом (Jean-Léon Gérôme) и Леоном Белли (Léon Belly), запомнились ему до конца жизни и дали первые идеи монументальных скульптур. Он пользуется возможностью, чтобы привезти во Францию большое количество свидетельств этого путешествия: многочисленные фотографий, рисунки и гравюры.
Но, кроме знакомства с древней чужой культурой, первая поездка в Египет имела ещё один аспект. Именно тогда молодой, амбициозный и талантливый скульптор, с головой, полной сумбурными, но грандиозными планами, впервые встретился с Фердинандом де Лессепсом, тем самым масоном, что руководил строительством Суэцкого канала.
И эта случайная встреча, это первое прикосновение к миру франмасонов и привела через десять лет к присутствию Бартольди на историческом ужине де Лабулэ 1865 года, а в итоге оказала влияние на всю мировую культуру и историю.
Но об этом мы поговорим на следующей неделе в четверг.
Юпитер, управитель четверга, олицетворяет высшие фундаментальные знания, разум и понимание цели жизни. Именно по этому этот день недели особо важен для масонов.
Спокойной ночи, Европа!
С добрым утром, Япония!