Найти в Дзене
Бубылда

Впечатления после первой партии в Обет

Новая игра от Коула Верле, автора Корней, Пакс Памира (хотя тут вопрос туманный) и ещё пары игр про способы ведения бизнеса европейцами в Азии 19 века, которые очень напоминают старый видос про пенек и косарь. Сперва про внешний вид: богический на мой взгляд ламповый арт от всё того же Кайла Феррина (Корни, Форт, Васт)+всякие там монетки, токены книжек, горсть хороших кастомных кубов и яркий мат. Всё отлично, особенно отмечу гигантское количество уникальных артов в игре и весьма понятную инфографику. Про игровой процесс: ну он наполнен всякими мелочами и нюансами по самое не балуйся, поэтому описывать детально не буду. Если вкратце, то есть 6 основных действий на которые уходит провизия (отмечаем маркером на шкале у себя на планшете). Можно погулять по миру, повоевать, получить ресурсы, что-то отжать или откопать, а также кое-где поискать и разыграть карты. Карты играем либо прям на поле в локации, либо себе в небольшое табло, ну а дают они, разумеется, кучу самых разных способностей,
На обложке присутствуют все условные действующие лица
На обложке присутствуют все условные действующие лица

Новая игра от Коула Верле, автора Корней, Пакс Памира (хотя тут вопрос туманный) и ещё пары игр про способы ведения бизнеса европейцами в Азии 19 века, которые очень напоминают старый видос про пенек и косарь.

Сперва про внешний вид: богический на мой взгляд ламповый арт от всё того же Кайла Феррина (Корни, Форт, Васт)+всякие там монетки, токены книжек, горсть хороших кастомных кубов и яркий мат. Всё отлично, особенно отмечу гигантское количество уникальных артов в игре и весьма понятную инфографику.

С Настолио - примерно так и выглядит партия
С Настолио - примерно так и выглядит партия

Про игровой процесс: ну он наполнен всякими мелочами и нюансами по самое не балуйся, поэтому описывать детально не буду. Если вкратце, то есть 6 основных действий на которые уходит провизия (отмечаем маркером на шкале у себя на планшете). Можно погулять по миру, повоевать, получить ресурсы, что-то отжать или откопать, а также кое-где поискать и разыграть карты. Карты играем либо прям на поле в локации, либо себе в небольшое табло, ну а дают они, разумеется, кучу самых разных способностей, как активных, так и пассивных.

Боёвка на кастомных кубах, причём весьма болезненная для нападающего: если в атаке можно выкинуть ну примерно 10-12 с 8 кубов, то в защите вроде как 64 с 6) Драться, однако, можно не только за локации, но и почти за всё, чем владеет игрок, даже за денюшку.

Ну а кто побеждает? Вопрос интересный.

В самом начале игры при раскладке один игрок грубо говоря правит всем и вся (Канцлер), и должен выполнить победное условие, которое задаётся перед партией (на выбор 4 штуки, собственно это и есть тот самый Обет), в то время как другим игрокам достаётся роль грустных очередняр без войск на карте, титулов, земель и работы. Правда, их всегда больше и победить каждый из них может тремя способами, которые постепенно становятся доступными по ходу партии: переиграть как дешевку Канцлера на его же поле, выполнив лучше, чем он его цель, найти в колоде карточку с видением, которое продиктует как ты (и только ты!) можешь победить в этой партии, а также стать преемником. Последнее происходит, когда Канцлер делает кого-то вассалом, а он выполняет своё условие победы, которое также задаётся перед партией.

С БГГ - вроде бы сетап, но счётчик раундов уже на 2 делении
С БГГ - вроде бы сетап, но счётчик раундов уже на 2 делении

Звучит путанно, но на самом деле так оно и есть. Все действия, кроме, пожалуй, перемещения зависят и влияют сразу на несколько других систем в игре, да и перемещение стоит то 1 провизию, то 4.

Нельзя просто так взять и сыграть карту, ведь надо взять три, выбрать одну, две другие сбросить в совершенно определенный сброс, которых на поле аж три, после чего решить сыграть её сейчас или припасти на потом, а затем выбрать играешь ты её себе в совет или на поле в локацию (а ведь не все карты можно играть куда хочешь), а сыграв на поле получить 1 монетку из банка её масти. Сыгранная на поле карта открывается доступ к своей способности всем игрокам, кто находится в её локации или правит ею, кроме карт, дающих что-то в бою (они только для тех, кто правит). Круто, но даже это не всё, ведь карты берем строго по очереди и если среди взятых есть то самое видение, которое позволяет открыть условие победы, то сразу перестаём добирать и двигаем специальный маркер по шкале, которая делает дальнейший поиск в колоде дороже для всех. А ведь можно брать карты не из общей колоды, а из этих самых трёх сбросов, и не из любого, а только из того где сейчас ты находишься, да ещё и цена добора из сброса не зависит от того самого трека видений. Мем с Боромиром тут как никогда кстати.

С БГГ - Канцлер
С БГГ - Канцлер

В общем, на карте постоянно происходит суета с меняющимися победными условиями, свойствами локаций, перемещением денег между 6 банками мастей, олицетворяющими те или иные стороны жизни нашего абстрактного государства, кто-то кого-то выпиливает, получает и теряет гражданство, карты кочуют между сбросами и планшетами игроков, а если Канцлер на пятый раунд держит свой обет, то в его конце он ещё и кидает кубик, позволяющий с некоторым шансом закончить партию прямо тут и сейчас, и шанс только растёт с течением времени. Всего это безобразие может идти максимум 8 раундов.

Неоднократно слышал такое понятие, как "симулятор конфликта" применительно к играм Верле, сериям Pax, Coin (Гага обещала привезти Куба Либре оттуда) и ещё парочке наименований. Основное отличие от стандартных игр про войнушку в том, что тут как бы и не всегда нужна войнушка или территории оппонентов, но всекать можно и нужно, пусть и другими методами. Обет в этом плане хоть и ближе к стандартным ареаконтролям, ведь у вас есть свои и только свои войска (в оригинале варбанды, что как бы намекает за кого мы играем), контроль территорий нужен и важен, а некоторые победные условия напрямую связаны с военными успехами на карте, но по сумме впечатлений это именно что симулятор конфликта с присущими им нюансами и интригующими путями решения своих проблем.

Игра очень агрессивная, механика с кубиком Канцлера прямо говорит, что побеждать надо тут и сейчас, а ситуация на поле постоянно меняется. Практически все действия игроков затрагивают расклад сил и возможностей на поле.

С БГГ - места занимает прилично
С БГГ - места занимает прилично

Мы сыграли одну партию на пятерых, причем решили воспользоваться так сказать стартовым гайдом, который есть прямо в книге правил. Он за ручку ведет вас по первому раунду игры, объясняя как что и зачем все делают то, что в нём написано. На самом деле, если внимательно читать и слушать первый раунд, то почти всё разжевано, но вы все равно будете играть первую партию-две-три с правилами в руках или рядом, особенно если нет опыта игры в большие комплексные игры. Решить что и как тебе нужно сделать для победы непросто, а с каждым раундом в игре всё больше и больше переменных.

Разумеется, вот это вот всё не для обидчивых или тех, кто любит что-то построить у себя на планшете – победа тут всегда отбирается, а не даётся. Плюс кингмейкинг. В своё время автор говорил, что в Корнях нет проблемы кингмейинга, ведь Корни и есть кингмейкинг (информация подчерпнул из источника в конце)). Эта фраза точно описывает и Обет: если кто-то побеждает, то его нужно остановить всем столом и кто-то на победу вовсе не претендующий решает исход четырехчасовой партии. Может быть обидно и не справедливо, но вот так.

По минусам отмечу видимый даунтайм. Действий в ход тут может быть много, действия многосоставные, а поле для комбинаторики широкое. Один игрок у нас тупо выпал и играл роль статиста в партии, быстро потеряв интерес из-за сложности механик и времени между своими ходами.

По плюсам, в первую очередь для себя, отмечу внешний вид, большой простор для наведения суеты и переговоров, а также сам карточный движок, формирующийся по ходу партии: сочетание личных и общих способностей, если исходить из увиденного, порой подкидывает занимательные комбушки. Вообще, эффекты карт крайне колоритны, а шесть разных мастей подразумевают шесть разных групп способностей, объединённых темой. Например, в звериной масти есть чувырла, которую можно так сказать приручить, дабы она ходила по миру и ела (отправляла в сброс) лежащие в локациях карты.

Ну и главный плюс — это то, как игра рисует своей мир и позволяет это делать всем за столом. Уже указанный пример с бродячим монстром у нас наложился на конкретное недофинансирование силовых служб и накопление чудовищного количества денег у местных цыган, а также группу недовольных Канцлером жителей, на которую ему приходилось в принудительном порядке тратить средства. Ну а по итогу у нас победил правитель Трущоб, заручившийся поддержкой простых людей. Круто, тематично.

Напоследок про механику Хроники, которую некоторые почему-то обозвали легаси.

Ну это не легаси: компоненты игры не портятся и не видоизменяются, играть можно хоть 100 хоть 200 партий. Вместо этого Верле фактически перенес сетап следующей партии на конец текущей. Победивший игрок в следующей партии становится Канцлером и может превентивно дать кому-то вассалитет, а с карты сбрасываются все компоненты, которые не принадлежали победителю. Текущая столица уходит в прошлое, её формируют локации, которыми правит новый Канцлер, в них же остаются все разыгранные за партию карты. Помимо этого, меняется и сама колод карт, откуда выбрасывается 6 случайных карт, а из запаса добавляются 6 новых, причём какие масти добавляются в игру зависит от карт победителя партии. Таким образом, игра запоминает результат прошлой игры и постепенно меняет своё сердце (колоду карт). Учитывая насколько разные в мастях способности, ваши последующие игры вроде как могут превратиться в нон-стоп втыкалово (за это отвечает масть Раздора) или же во что-то более спокойное (Очаг тут ответственен за всякого рода накопительство). Оценить после одной партии это, конечно, сложно, но идея видимо в этом.

Такие вот впечатления от первой партии. На пятерых было долговато, правила, конечно, ни разу не простые и тормозили нас как могли, но эмоции положительные. Посмотрим как на другие составы идет, есть подозрение, что оптимальный будет вчетвером, а также как сильно игра меняется от партии к партии. В комплекте помимо готовой стартовой колоды идет ещё 160 карт, постепенно замешивающихся в игру. Интересно что будет через пять партий или десять партий.

Отличный вариант, чтобы скинуться вчетвером-впятером и упарываться в это нон-стоп, как мне кажется. Но любителям более спокойных игр или же более традиционных контролей территорий может не зайти. Как и везде у Верле, баланс тут на любителя.

Ну и в конце оставлю ссылочку на крайне любопытный, на мой взгляд, подкаст. Минимум васянства и петросянства, много интересных мыслей и информации. Всё портит только микрофон.

https://t.me/heartcoregames/140