Найти тему
Олег Панков

Исполненная клятва

Из старинных журнальных публикаций

Архивное фото
Архивное фото

Много лет тому назад, в бытность мою в Москве, навестила меня крестница моего покойного отца, бывшая замужем за учителем уездного училища в г. Корчеве Тверской губернии. Муж ее, человек еще очень молодой, и не смотря на то, что по каким-то обстоятельствам не мог окончить курса в Московском университете, был человек очень умный и развитой. Рассказывая мне про свою счастливую семейную жизнь, Лиза жаловалась только на здоровье мужа, страдавшего с некоторого времени довольно сильным нервным расстройством, вследствие одного очень странного случая в его жизни.

Вот что рассказала мне моя крестница: «Жили мы очень уединенно. Кроме своих занятий в училище, муж много читал и любил ходить на охоту. Охота сблизила его с недавно приехавшим в Корчев на место уездного врача еще очень молодым медиком, по фамилии Минике, только что окончившим курс в Дерптском университете. Вскоре они так подружились, что проводили свободное время вместе за чтением и на охоте. Часто разговоры их касались разных философских и религиозных вопросов, между прочим, и жизни загробной. В одной из своих дальних прогулок по лесу, окружавшему Корчев, они разговорились о бессмертии духа и о некоторых известных тому или другому случаях явлений по смерти. Под впечатлением разговора, Минике сказал: «Дадим друг другу клятву в том, что тот, кто первый из нас умрет, явится тотчас по кончине другому». Клятва дана была очень серьезно с обеих сторон.

Оба еще очень молодые, они никогда не думали, чтобы одному из них пришлось вскоре исполнять данное обещание.

Несколько времени спустя в городе Ржеве от­крылась сильная холера, медиков там недоставало, и Минике откомандировали туда. Вскоре после его отъезда, однажды вечером, сидела я в детской, укачивала ребенка, — продолжала рассказ крестница, — а муж занимался в кабинете, вдруг я услыхала страшный крик в его комнате и, положив ребенка в колыбель, бросилась к нему. Муж мой сидел в кресле бледный и весь дрожал. На вопрос мой, что с ним, он едва мог выговорить: «Стакан воды». Выпив глоток воды, он несколько пришел в себя и сказал едва слышным голосом: «Он был здесь». «Кто?» — спросила я.

— Минике, — отвечал муж, и когда успокоился, то рассказал мне, что читал он с большим внима­нием и интересом, и вдруг почувствовал, что его точно что потянуло оторваться от книги и взгля­нуть на дверь. В дверях, выходящих в гостиную, он увидел Минике, и сперва радостно вскрикнул: «Когда это ты вернулся?» Но тут Минике молча приблизился и остановился перед ним, устремив на него долгий неподвижный взгляд, и затем молча исчез. Тут невыразимый ужас овладел мужем, и он невольно громко вскрикнул: «Минике умер!», припомнив данную ими друг другу клятву.

Через два дня получено было известие из Ржева, что Минике скончался от холеры именно в тот день и час, когда явился моему мужу».