“Добычина меня выставляет, начало апреля, я буду занимать отдельную клетку”, - писал в одном из своих писем Марк Шагал.
Надежде Добычиной, Дюран-Рюэль в юбке, первой профессиональной русской галеристке, посвящена новая выставка- исследование в московском Музее русского импрессионизма.
Надежда Добычина (урожденная Гинда-Нека Фишман, 1884–1950) приехала в Санкт-Петербург из Орла изучать биологию, где подружилась с легендарным «сумасшедшим доктором», художником-любителем и меценатом Николаем Кульбиным. Это судьбоносное знакомство познакомило и ввело ее в мир искусства и в результате привело к открытию Художественного бюро, ставшего главной арт-площадкой дореволюционного Петербурга
Организованное осенью 1911 года Художественное бюро Н. Добычиной сначала размещалось в ее квартире по адресу ул. Дивенская , 9, квартира 3, а в сентябре 1914 года переехало в 10-комнатную квартиру в в доме Адамини (Наб. реки Мойки, 1/ Марсово поле, 7), в которой шесть комнат использовались как выставочное пространство, а в оставшихся четырех жила сама галеристка.
Художественное бюро Добычиной стало главной независимой площадкой Петербурга, где могли выставляться современные художники. Она организовала персональную выставку Натальи Гончаровой, у нее впервые был показан "Черный квадрат" Казимира Малевича, она открыла публике Марка Шагала.
Кураторы выставки "Выбор Добычиной" задумали ее как трехчастную композицию.
Первая - основная часть - посвящена выставочной деятельности Художественного бюро. Здесь и "Постоянная выставка современного искусства", на которой выставлялись работы художников разных направлений - от мирискусников до авангардистов, и организованные бюро временные выставки и тематические экспозиции.
Вторая часть выставки показывает нам Добычину-коллекционера. Точное количество художественных работ, имевшихся в личном собрании Добычиной, неизвестно. Но если ориентироваться на описи, составленные в первые годы после революции, можно сказать, что в нем было представлено не менее 115 работ 61 художника. Некоторые из принадлежавших ей вещей можно увидеть на выставке.
И заключительная часть выставки посвящена нереализованным (из-за Первой мировой войны и революции) проектам Художественного бюро.
На протяжении 1914-1917 гг Добычиной пришлось постоянно менять свои планы (она хотела организовать персональные выставки Н. Рериха, Л. Бакста, В. Кандинского, С. Судейкина и др) и отказываться от многих проектов. Экспозиция в Музее русского импрессионизма позволяет представить, как могли бы выглядеть эти так и не увидевшие свет проекты
Кстати, удивительно, но даже после революции Добычина сумела сохранить часть своей коллекции. И, например, находясь в эвакуации в Алма-Ате, она, чтобы выжить, продала местному художественному музею картины К.Петрова-Водкина и А.Головина, которые до сих пор экспонируются в Государственном Музее искусств Республики Казахстан. А до 24 сентября их можно увидеть на выставке в Москве.
Так же как и работы Р. Фалька, М. Шагала, О. Розановой , Д. Стеллецкого, А. Головина, Л. Бакста, Н. Гончаровой, Н. Удальцовой, Н. Рериха, Б. Кустодиева и многих других.
Кстати, параллельно с Художественным бюро Н. Добычиной в Петербурге в Москве работали художественный салон Клавдии Михайловой и Галерея Клары Лемерсье, ещё двух женщин-галеристок, чьи имена сейчас практически забыты.
Может следующие выставки посвятят им? По-моему, это будет справедливо.
На какие последние выставки ходили вы?