Найти тему
Зачем я там была?

И снова замечательная выставка в Музее русского импрессионизма. "Выбор Добычиной" - и мой выбор

“Добычина меня выставляет, начало апреля, я буду занимать отдельную клетку”, - писал в одном из своих писем Марк Шагал.

Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

Надежде Добычиной, Дюран-Рюэль в юбке, первой профессиональной русской галеристке, посвящена новая выставка- исследование в московском Музее русского импрессионизма.

Надежда Добычина (урожденная Гинда-Нека Фишман, 1884–1950) приехала в Санкт-Петербург из Орла изучать биологию, где подружилась с легендарным «сумасшедшим доктором», художником-любителем и меценатом Николаем Кульбиным. Это судьбоносное знакомство познакомило и ввело ее в мир искусства и в результате привело к открытию Художественного бюро, ставшего главной арт-площадкой дореволюционного Петербурга
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

Организованное осенью 1911 года Художественное бюро Н. Добычиной сначала размещалось в ее квартире по адресу ул. Дивенская , 9, квартира 3, а в сентябре 1914 года переехало в 10-комнатную квартиру в в доме Адамини (Наб. реки Мойки, 1/ Марсово поле, 7), в которой шесть комнат использовались как выставочное пространство, а в оставшихся четырех жила сама галеристка.

Дом Адамини в Санкт-Петербурге; "Объявление об открытии Художественного бюро и его целях ", портрет Н. Добычиной (Л. Бенуа)
Дом Адамини в Санкт-Петербурге; "Объявление об открытии Художественного бюро и его целях ", портрет Н. Добычиной (Л. Бенуа)

Художественное бюро Добычиной стало главной независимой площадкой Петербурга, где могли выставляться современные художники. Она организовала персональную выставку Натальи Гончаровой, у нее впервые был показан "Черный квадрат" Казимира Малевича, она открыла публике Марка Шагала.

Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

Кураторы выставки "Выбор Добычиной" задумали ее как трехчастную композицию.

Первая - основная часть - посвящена выставочной деятельности Художественного бюро. Здесь и "Постоянная выставка современного искусства", на которой выставлялись работы художников разных направлений - от мирискусников до авангардистов, и организованные бюро временные выставки и тематические экспозиции.

Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

Вторая часть выставки показывает нам Добычину-коллекционера. Точное количество художественных работ, имевшихся в личном собрании Добычиной, неизвестно. Но если ориентироваться на описи, составленные в первые годы после революции, можно сказать, что в нем было представлено не менее 115 работ 61 художника. Некоторые из принадлежавших ей вещей можно увидеть на выставке.

Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

И заключительная часть выставки посвящена нереализованным (из-за Первой мировой войны и революции) проектам Художественного бюро.

На протяжении 1914-1917 гг Добычиной пришлось постоянно менять свои планы (она хотела организовать персональные выставки Н. Рериха, Л. Бакста, В. Кандинского, С. Судейкина и др) и отказываться от многих проектов. Экспозиция в Музее русского импрессионизма позволяет представить, как могли бы выглядеть эти так и не увидевшие свет проекты
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

Кстати, удивительно, но даже после революции Добычина сумела сохранить часть своей коллекции. И, например, находясь в эвакуации в Алма-Ате, она, чтобы выжить, продала местному художественному музею картины К.Петрова-Водкина и А.Головина, которые до сих пор экспонируются в Государственном Музее искусств Республики Казахстан. А до 24 сентября их можно увидеть на выставке в Москве.

К. Петров-Водкин "Натюрморт" из собрания Государственного Музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева в Алматы. Фото автора
К. Петров-Водкин "Натюрморт" из собрания Государственного Музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева в Алматы. Фото автора

Так же как и работы Р. Фалька, М. Шагала, О. Розановой , Д. Стеллецкого, А. Головина, Л. Бакста, Н. Гончаровой, Н. Удальцовой, Н. Рериха, Б. Кустодиева и многих других.

Р. Фальк "Старая Руза", М. Шагал "Аптека в Витебске", М. Шагал "Портрет брата Давида с мандолиной", И. Машков "Кипарис у соборной стены", Н. Гончарова "Богоматерь на престоле с предстоящими". Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Р. Фальк "Старая Руза", М. Шагал "Аптека в Витебске", М. Шагал "Портрет брата Давида с мандолиной", И. Машков "Кипарис у соборной стены", Н. Гончарова "Богоматерь на престоле с предстоящими". Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

Кстати, параллельно с Художественным бюро Н. Добычиной в Петербурге в Москве работали художественный салон Клавдии Михайловой и Галерея Клары Лемерсье, ещё двух женщин-галеристок, чьи имена сейчас практически забыты.

Может следующие выставки посвятят им? По-моему, это будет справедливо.

Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора
Выставка "Выбор Добычиной". Фото автора

На какие последние выставки ходили вы?