Мне задали такой вопрос: «Вот я спросил у человека: «Сколько времени?». Человек посмотрел на часы, ответил. Будет ли мой вопрос считаться манипуляцией?»
Как я уже говорила, манипуляции от равноправного взаимодействия (сотрудничества) отличаются конечными целями участников. Когда цели совпадают – это равноправное взаимодействие, когда не совпадают – это манипуляция.
Если вы спросили: «Сколько времени?», а человек оживился и говорит: «И правда сколько? Наверное, скоро начнут!», то есть вы имеете общую цель – что-то должно скоро начаться, значит здесь речь может идти о сотрудничестве. Если же перед вами человек просто мимо проходящий, то это действительно манипуляция.
Манипуляция – это всегда побуждение к деятельности. Но предоставление информации – это тоже деятельность! Иногда приходится прилагать большие усилия, чтобы добыть от какого-то субъекта информацию.
Для воздействия на этот субъект используются классические методы манипуляций. Их можно объединить в две группы: открытые и скрытые.
Скрытые методы предполагают, что субъект – источник информации используется «втемную», он сам не осознает, что кто-то целенаправленно получает от него секретные сведения. Открытые методы предполагают, что манипулятор (лицо, действующее от его имени) раскрывает себя.
Скрытые манипуляции
- Активное наблюдение за субъектом. Непосредственное и с помощью технических средств. Хакерские проникновения в закрытые системы можно отнести сюда же. Всегда актуален лозунг: «Болтун – находка для шпиона».
- Вхождение в доверие. Войти в доверие можно к какому-то одному человеку, чтобы он при случае рассказал что-то «по секрету», и к корпорации (например), чтобы корпорация предоставила агенту манипулятора, внедренному в нее в качестве сотрудника, доступы к закрытой информации.
- Провоцирование. Субъект, заинтересованный в получении информации, создает ситуацию или ведет беседу таким образом, чтобы субъект – источник информации сам предоставил необходимую информацию, сам рассказал о том, что нужно наблюдателю.
Открытые манипуляции
В данном случае возможны два варианта:
- Склонение к сотрудничеству путем убеждения субъекта – источника информации в общности целей (при этом могут использоваться как истинные аргументы, так и ложные).
- Принуждение к сотрудничеству, для чего чаще всего используются подкуп и шантаж.
Обычно к открытым методам прибегают, когда возможности скрытых методов уже исчерпаны.
Разумеется, все вышесказанное относится к тем случаям, когда нужно добыть секретную информацию или когда источник информации почему-то не желает ею делиться. В остальных случаях можно просто спросить.
Как словами призвать к действию?