До сих пор я говорила о манипуляциях, которые используют сильные, доминирующие субъекты (человек, группа людей, народ). Но и слабые субъекты могут влиять на сильных, вынуждая последних действовать в своих интересах. Назовем для ясности такие манипуляции мягкими.
Слабый субъект сознает свою слабость (физическую, экономическую, военную, технологическую, интеллектуальную и др.), поэтому ищет у сильного защиты, заботы, а то и полной опеки. В самых крайних проявлениях он откровенно паразитирует на сильном субъекте, используя его ресурсы.
Посмотрим, какие манипуляции может использовать слабый манипулятор.
Создание симпатии и привязанности
Такой манипулятор принимает ряд мер, чтобы произвести на адресата положительное впечатление, вызвать положительные эмоции, пробудить добрые чувства, понравиться одним словом. Манипулятор стремится убедить адресата, что он, манипулятор, хороший, милый, красивый, приятный. В итоге адресат примет его в свой круг и поделится своими ресурсами.
Так красивая девушка ждет, что богатые дяди будут давать ей деньги только за ее красоту и обаяние. Подобным образом поступают не только отдельные персоны, но и группы людей. Так, например, общественная компания по борьбе за трезвость просит поддержки у православной церкви, расхваливая свои инициативы. Так стартаперы рекламируют свой проект потенциальным инвесторам.
Просто симпатия действует короткое время. Более длительную пользу манипулятор получит, если сумеет вызвать у манипулянта чувство привязанности.
Понятно, что симпатия и привязанность могут возникать и без всяких манипуляций.
Повышение своей значимости в глазах адресата
Манипулятор использует разные приемы, чтобы у объекта воздействия сложилось мнение в ценности манипулятора, в его незаменимости, в том, что манипулятор обладает уникальными умениями, качествами и способен делать нечто очень важное, выполнять особую миссию.
Это, конечно, отдельные сотрудники в коллективе, претендующие на особые привилегии. Такой же стиль манипуляций демонстрируют, к примеру, страны Прибалтики, которые позиционируют себя как барьер, защищающий Европу от враждебной России, и требуют от Евросоюза соответствующего финансирования.
Воздействие на жалость
«Мягкий» манипулятор старается вызвать у сильного субъекта сочувствие к его, слабого, трудностям, к его бедственному положению. Он всячески демонстрирует свою беспомощность, неспособность решить свои проблемы. Нужно иметь в виду, что это не обязательно фальшивые попрошайки, иногда субъекты действительно нуждаются в посторонней помощи и поддержке. К примеру, клуб ДОСААФ обратился к областному депутату, чтобы он помог закупить туда новые винтовки для секции стрельбы, иначе секции грозило закрытие. Другой пример: граждане России эмигрируют в Европу, жалуясь на притеснения из-за нетрадиционной сексуальной ориентации, и просят там предоставления гражданства.
Воздействие на совесть
Это эффективная манипуляция, если объект воздействия, скажем так, совестливый. Тогда манипулятор может внушать ему, что он, объект воздействия, просто обязан принять участие, посодействовать доброму и хорошему несчастному манипулятору в решении его проблем. А если манипулянт этого не делает, то нарушает этим все нравственные нормы, значит он неблагодарный, недобрый, плохой. Манипулятор старается вызвать у манипулянта чувство вины.
Если у субъекта совести нет, то этот прием не сработает.
Предоставление адресату эмоций, в которых тот нуждается
Уважение. Повышение самооценки самого адресата: манипулятор его хвалит, восхищается им, превозносит его.
Ласка и нежность, участие.
Безмятежность, если адресат, например, постоянно находится в стрессе.
Ну и другие такие же приятные эмоции, в которых, согласитесь многие люди нуждаются. Но в бизнесе это тоже практикуется, и в политике. Можно публично восхищаться, например, какой-то организацией, рассчитывая воспользоваться ее ресурсами в каком-то проекте.
Мягкие манипуляции от честного взаимодействия отличить еще труднее, чем жесткие. Но отличие то же самое, что и при жестком манипулировании: у манипулятора и адресата воздействия разные цели.
Манипулятивное взаимодействие, в отличие от честного, добровольного взаимодействия, быстро прекращается, если адресат воздействия по каким-либо причинам перестает предоставлять манипулятору свои ресурсы. Самый простой пример: какой-нибудь влиятельный человек, лишившись должности, теряет и многочисленных друзей. Этот же тип манипуляций демонстрируют бывшие страны социалистического блока, которым без конца помогал Советский Союз и которые теперь потихоньку гадят России.
Что интересно, слабые манипуляторы, потеряв один объект воздействия, часто не могут или не хотят существовать автономно и поэтому ищут для себя новый сильный объект, к которому смогут прилепиться и ресурсами которого будут пользоваться в дальнейшем.
Кто такие сателлиты, или Методы принуждения в политике
Рациональные и эмоциональные методы воздействия