Вообще-то, на судах в машинных отделениях есть специальные помещения, обычно называемые ЦПУ, изолированные по мере возможности от грохота и жары, и где находятся контрольные приборы и органы дистанционного управления механизмами и системами.
Если посмотреть эти снимки, то может создаться впечатление о беззаботной в них жизни, в комфорте и благолепии:
Особенно разнузданно выглядит генацвале на нижнем, более всего меня умилила зелёная мухобойка слева от кресла. Или что это такое?
А вспомню-ка я, с чем пришлось столкнуться самому. Во время моей военной службы на ракетных катерах таким местом являлся ПУД - пост управления двигателями, он же КП-5, командный пункт пятой, электромеханической боевой части. Это была узкая щель от борта до борта между двумя машинными отделениями, шириной всего в две шпации (Шпация - расстояние между соседними шпангоутами. На катерах пр 205 оно примерно 80 см).Вот на снимке
пульт Орион-Меркурий упирается в носовую переборку, а за спиной старшины маховики клапанов ВВД торчат из кормовой. Но как бы там ни было, адский шум звездообразных дизелей в этом помещении сильно снижался. В низеньких дверях, ведших в машины, куда надо было проникать согнувшись, были небольшие иллюминаторы, через которые можно было обозреть, что там творится. Ни о каком кондиционировании речи не шло.
Но надо знать, что дальние переходы на ракетных катерах редки, на Чёрном море наиболее длинные мне довелось совершать между Керчью и Севастополем, что занимало максимум семь часов. А самый долгий, часов 18 был между островом Сокотра и Аденом.
Свою гражданскую карьеру на море я начал вторым механиком на яхте одного нового русского, переделанной из одного варианта такого катера, машина там была на 100% такая же.
И далее, в течение 13 лет отдельные ЦПУ попались мне на первом буксире, "Ахтиаре" и последнем моём судне, "Челси-6", модернизированном Волго-Доне. На буксире это тоже было достаточно узкое помещение, вот вроде этого
но тоже были окна в дизель-генераторное отделение. Буксир был дизель-электроход, работали в основном в тропиках, кондиционера, вот такой радости
не было изначально. Потом где-то раздобыли полудохлый кондей из тех, которые вставлялись в окна квартир. Но он с грехом пополам едва охлаждал ту часть ЦПУ, где находился вахтенный электромеханик, а механику оставалось только обходиться настольным вентилятором.
Впрочем, в широтах, отдалённых от экватора, было вполне сносно. Так же, как и на Челси, который дальше Мраморного моря во время моего контракта не высовывался.
А вот на престарелых Сормовских и Волго-Балтах и того не было. Да вот снимок, тип судна непонятен, но судя по столику с кофейно-чайными принадлежностями, отдельного помещения для этого нет:
На Сормачах исхитрялись устраивать вахтёрку справа от главного распределительного щита в выгородке, где стояли несколько электропреобразователей и другое оборудование. Двери в неё не было и всё же шум слегка снижался. Ну и можно было сидеть за столом или на маленьком диванчике. Другой вариант устройства такого убежища я встретил не помню уж названия судна - там просто переоборудовали часть мастерской слева от ГРЩ.
А вот что касается Волго-Балтов, пусть и с самыми звучными заграничными названиями типа Rainbow, там и такой возможности не было, изволь находиться рядом с дизелями всю вахту, наушники тебе в помощь. Вот я на этой самой Rainbow, на стоянке, поэтому наушники не нужны
А больше приткнуться некуда. Нечто подобное было и на буксире "Вал".
Впрочем, учитывая урезанные экипажи, когда на вахте практически всегда стоишь в одиночку, особо рассиживаться не приходится. Постоянно найдётся какая-либо работа в машине, да и за её пределы выходить приходится, например при разгрузках-погрузках управлять перемещениями крышек трюмов. А также наведываться в помещение отопительного котла зимой или в румпельную, особенно после погрузки, когда нужно поглядывать за сальниками баллеров рулей.
В марте будет ровно 10 лет, как распрощался с морем, а помнится всё отчётливо, будто и месяца не прошло. Этот журнал я и начал с воспоминаний о тех временах, вот несколько статей поподробней, правда, дзен поотключал комментарии, но лайк при желании ещё поставить можно:)
Как я на яхте "нового русского" работал
Как пьют моряки на "жабодавах"
На ракетном катере вдоль Аденского залива и части Аравийского моря впридачу
От Тринидада до Индии со скоростью задумчивого велосипедиста
......................................................................................................................................................