Этот завод построили еще при Петре I. На протяжении долгого времени он рос и развивался, став в свое время одним из самых известных в России производителей чугуна и кровельного железа. Предприятие долгое время бесперебойно снабжало страну необходимой продукцией. Однако его славная история прекратилась в 2019-м, когда завод был признан банкротом и прекратил свое существование.
Рождение славного завода
Все началось в 1702 году. Тогда по указу самодержца на средства казны на восточном склоне Уральского хребта на р. Алапаихе близ одноименной деревни стартовало возведение железоделательного завода. Это место имело хорошую рудную и топливную базу — кругом были хвойные леса и мощные залежи бурого железняка.
В течение двух лет здесь появились различные объекты, включая два молотовых и один литейный цеха, сверильню для расточки стволов, пороховой погреб, две доменные печи и социальную инфраструктуру для рабочих. Также была построена земляная плотина, достигавшая в высоту почти 8 м, а ее длина при ширине 34 м составляла 181 м.
Первую продукцию предприятие выпустило в 1704 году. А в течение следующего десятилетия на близ лежащих территориях были открыты новые месторождения железной руды, что способствовало расширению производства — в XVIII в. появилось шесть вспомогательных фабрик. Таким образом, сформировался целый комплекс заводских предприятий. Если в 1725-м удалось выплавить чуть больше 933 тонн чугуна, то в 1766-м — свыше 2 тыс. тонн.
Правда, в 1718-м завод почти полностью сгорел вследствие пожара — пришлось потратить немало времени и средств на его восстановление. Плотину же неоднократно сносило половодьем. В 1760-х ее облицевали камнем и увеличили в размерах: высоту на 3,5 м, ширину на 23 м, а длину на 32 м — до 213 м.
Развитие на новом месте
Несмотря на некоторые трудности, предприятие активно росло. Во второй половине 1820-х Алапаевский завод из-за нехватки воды переместили на новое место, примерно на 1 км, на левый берег р. Нейва, что позволило увеличить его производственную мощность. Были построены на тот момент две крупнейшие на Урале домны объемом 126,5 куб. м и производительностью 19,5 тонн чугуна в сутки. На реке возвели комплекс гидротехнических сооружений.
Д. Кашинцев. История металлургии Урала. — М.-Л. — 1939. — Т. I. — С. 99-100:
«Алапаевский завод стоял на маловодной речке Алапайке, впадающей в Нейву. Плотина имела три прореза, из них два рабочих... По скудости водных ресурсов завод не мог расширить производства железа; избыточный чугун с 1725 г. перерабатывался на вновь основанном вспомогательном Синячихинском заводе (в 12 км от Алапаевского)... Только в XIX в. завод мог быть перенесен на саму Нейву, здесь настолько сильную, что плотину устроили не со шлюзами, а сливную — первый из двух случаев на Урале. Вода на колеса подавалась отводным каналом».
На новом месте завод, получивший теперь имя Нейво-Алапаевский, мог уже самостоятельно перерабатывать весь чугун (в два раза больше, чем прежде), поэтому потребность во вспомогательных фабриках отпала, что, соответственно, привело к их закрытию. В 1860 году предприятие, на котором трудилось 4,4 тыс. человек, по объемам производства и техническому оснащению стало одним из ведущих не только на Урале, но и во всей империи. А его продукция славилась во многих странах Европы.
Первые испытания
К этому времени на заводе ежегодно выплавляли около 6,5 тыс. тонн чугуна. Было также налажено производство рельс, кровельного железа. Последнее в царское время удостаивалось самых высоких наград на международных выставках в Брюсселе и Лондоне.
В 1862-м производство пришлось остановить на семь месяцев. Дело в том, что после отмены крепостного права рабочие были не согласны с размером заработной платы, считая ее слишком заниженной. К тому же они отказывались платить денежный оброк за предоставляемые им земельные наделы. Из-за длительной забастовки выйти на прежние объемы заводу удалось лишь в начале 1870-х.
В. П. Безобразов. Уральское горное хозяйство и вопрос о продаже казенных горных заводов. — СПб. — 1869. — С 117:
«Алапаевские заводы, как по обширности своего производства всякого железа, так и по достоинству изготовляемых металлов, до сих пор с честью сохранили свое старинное место в ряду первостепенных заводов на Урале, несмотря на некоторые неблагоприятные для своего хозяйства местные условия и жертвы, принесенные заводовладельцами для наделения землею горнозаводского населенья и в особенности государственных крестьян».
Потеря прежних позиций
Несмотря на некоторые технические новшества (появление паровых машин, двуферменные домны, установка регенеративных печей Сименса и др.) к концу столетия Нейво-Алапаевский завод на фоне других предприятий утратил былую мощь. Одной из причин стало отсутствие поблизости необходимого сырья. Лес в округе уже вырубили и древесный уголь приходилось доставлять с отдаленных (50-70 км) территорий, что вызывало немало трудностей и сподвигло к строительству узкоколейной железной дороги, ставшей в итоге одной из самых протяженных в мире, о чем можно прочитать по ссылке в конце статьи.
В первые годы XX в. на предприятии продолжали внедрять новое и совершенствовать старое оборудование. Однако на фоне экономического кризиса и общей социально-политической ситуации в империи завод, на котором периодически вспыхивали разного рода волнения и забастовки, практически не развивался, скорее, наоборот. Хотя его продукция продолжала пользоваться спросом.
Известия Министерства земледелия и государственных имуществ. — 1904. — №50 (12 декабря). — С. 1038:
«Алапаевский завод наследников С. С. Яковлева производит, как известно, издавна кровельное железо; это “Яковлевское” железо до сих пор пользуется на рынке высшей оценкой, хотя за последнее время, в особенности с тех пор, как за выделку листового железа принялись южные заводы, Яковлевское железо упало в цене почти на 50 коп. Прежде листовое железо выделывалось из пудлинговой болванки, теперь же из мартеновской стали. Обработка железа производится под деревянными молотами... Новинкой на Алапаевском заводе является выделка жести, которую они ввели с января текущего года, впервые в России».
К 1917 году задолженность предприятия составляла почти 24 млн руб. — большие по тем временам деньги. Акции завода были раскуплены, в том числе и французами. Однако уже на следующий год предприятие национализировали. В ходе Гражданской войны его инфраструктура серьезно пострадала.
Возрождение завода
Выйти на дореволюционные объемы производства удалось к середине 1920-х. Тогда же приступили к реконструкции завода, который со временем сосредоточился на производстве качественного металла. С 1930-х предприятие активно растет, строятся благоустроенные дома и необходимая сопутствующая инфраструктура для рабочих. В годы Великой Отечественной войны завод работает на нужды оборонной промышленности.
В 1946-м появилась новая домна объемом 290 куб. м, считавшаяся по уровню механизации лучшей во всем СССР. В течение советского периода, во многом благодаря руководству предприятия, оно продолжало развиваться и работать для страны. В середине 1970-х завод давал порядка 380 тыс. тонн стали, 280 тыс. тонн проката и 170 тыс. тонн чугуна. Рос и город Алапаевск, население которого с 1939-го по 1970-й увеличилось с 25 тыс. до 52 тыс. человек.
Алапаевский металлургический завод – история без продолжения
В 1985-м была намечена масштабная реконструкция, в ходе которой предполагалось вывести из эксплуатации мартеновские печи, заменить их современным оборудованием и сосредоточиться на производстве высококачественного мелкосортного и конструкционного проката. Но распад страны не позволил осуществиться этим планам.
В 1990-х объемы производства сокращались из года в год. Выплавка чугуна упала за восемь лет со 104 тыс. тонн до 9,5 тыс. тонн. К концу десятилетия завод сосредоточился лишь на производство ферросплавов. Но и здесь с 1999-го по 2002-м из-за отсутствия сырьевой базы все сошло на нет — с 24,4 тыс. тонн до 5,1 тыс. тонн.
В 2011-м предприятие выкупила ГК НОВАЭМ. Был вновь налажен выпуск чугуна. Однако в 2019-м завод признали банкротом. Производство остановили за год до этого. Так прекратилась 300-летняя славная история некогда одного из мощнейших предприятий Урала, чья продукция славилась далеко за пределами страны.