Отправил Василий Иванович Петьку к Фурманову денег занять. Тот возвращается и говорит:
– Василий Иванович, не дал он денег-то...
– Как не дал?! А чем мотивировал?
– Ещё как мативировал ! И меня мативировал, и тебя, Василий Иванович, мативировал.
Этот бородатый анекдот невольно приходит на ум, когда вспоминается недолгое пребывание в Магнитогорске одного американского хоккеиста.
В разгар сезона 2014-2015 «Металлург», действующий на тот момент обладатель Кубка Гагарина, затеял небольшие перестановки в составе. Одним из новобранцев буквально накануне Нового года стал 32-летний американский форвард Тим Стэплтон, которого руководство магнитогорского хоккейного клуба выменяло у нижнекамского «Нефтехимика» на молодого нападающего Евгения Григоренко.
«Мне нравилось играть в «Нефтехимике», всё было здорово, – сказал американец после обмена. – Здесь замечательные, очень преданные болельщики. Благодаря им, игра в Нижнекамске доставляет много радости. Сам город мне тоже понравился. Очень сложно уходить, потому что я оставляю здесь друзей. Но, как я уже сказал, это часть бизнеса, нужно просто продолжать жить дальше».
В первой встрече за Магнитку Стэплтон, которого главный тренер Майк Кинэн определил в звено к его канадскому тёзке Бренту и финну Оскару Осале, результативными действиями не отметился. Но этого и не потребовалось: «Металлург», в составе которого блистала тройка Зарипов – Коварж – Мозякин, на домашней арене уверенно обыграл екатеринбургский «Автомобилист» – 3:0. А вот спустя пару дней, когда приехавший в Магнитогорск казахстанский «Барыс» устроил настоящую взбучку питомцам Железного Майка, мастерство американского дебютанта, игравшего в КХЛ с сезона 2012-2013 (за минское «Динамо», казанский «Ак Барс» и нижнекамский «Нефтехимик»), хозяевам пригодилось в полной мере.
Гости, словно «ужаленные» главным тренером Андреем Назаровым, настолько резво начали матч, что уже в середине первого периода вели – 4:0, забросив по две шайбы обоим голкиперам хозяев – Василию Кошечкину и Алексею Мурыгину. Но Кинэн, оказавшийся в своей тренерской стихии, быстро «снарядил» магнитогорских хоккеистов в погоню и, как частенько случалось в его карьере, весьма преуспел в мотивации. К концу второго периода «Металлург» выровнял ситуацию и сравнял счёт – 6:6. Две шайбы при этом забросил как раз Тим Стэплтон, причём вторую – за десять секунд до перерыва.
В третьем периоде команды, продемонстрировавшие в первые 40 минут игры голевую феерию, сыграли построже в обороне, и ничейный счёт не изменился в основное время. Овертайм, как и третья двадцатиминутка, тоже получился безголевым. А в серии буллитов мастеровитее оказалась Магнитка, причём решающий бросок реализовал Тим Стэплтон, оформивший хет-трик, – 7:6.
Словом, дебют американца в «Металлурге» явно удался. Но отношения с Кинэном, фактически соотечественником, у него всё равно не сложились. Железный Майк применил особые методы воздействия на Тима. Так, уже при первой очной встрече, он «приветствовал» форварда оригинальной фразой: «Где этот сраный Стэплтон?»
Спустя пять лет после появления в Магнитогорске Тим в подкасте Пола Биссоннетта и Райана Уитни поделился воспоминаниями о работе под руководством Железного Майка.
«Не знаю, почему он так себя вёл, – сказал Стэплтон (цитата в переводе портала sports.ru). – До сих пор не могу понять. Он бычил на меня до тех пор, пока я просто не послал его. Мы играли в Казани против моей бывшей команды (в «Ак Барсе» Тим выступал в КХЛ в сезоне 2013-2014 – прим. В. Р.), где меня уволили, хотя я был лучшим по забитым голам. И вот Кинэн ведёт игру: «На лёд выходят такой-то, такой-то, потом смотрит на меня и говорит имя другого игрока, хотя две трети моего звена играют». И он делал так несколько раз за матч.
Потом он дал мне смену длиной секунд в десять, а потом обрушился с критикой: «Ты знаешь, почему Казань тебя обменяла? Потому что ты девочка!» А Казань не меняла, а уволила меня. Я думаю про себя: «Что за идиот!». Он подошёл ко мне, смотрит в лицо и кричит: «Что ты мне сказал? Скажи мне, чтобы я ######## (свалил) отсюда! Скажи мне! Скажи мне, пошёл в ########, Кинэн!» Я и сказал. В третьем периоде я почти не уходил с площадки и играл со всеми звеньями. Наверное, минут 15 провёл».
Матч, о котором говорил Тим, состоялся в Казани 22 января 2015 года. «Металлург» проиграл «Ак Барсу» всухую – 0:3. Но Кинэн, похоже, встряхнул не только Стэплтона, а всю команду. Следующие три встречи – дома – Магнитка выиграла: у минского «Динамо» (3:2), ханты-мансийской «Югры» (5:3) и челябинского «Трактора» (2:0). А Стэплтон отметился двумя голами, один из которых стал победным. Вот только эти заброшенные шайбы были последними для Тима в том регулярном чемпионате КХЛ.
Тем не менее в плей-офф Стэплтон преобразился – в девяти встречах он забросил четырежды, что, впрочем, не позволило ему задержаться не только в «Металлурге», но и в КХЛ («В Магнитогорск не вернусь, – сказал он потом в одном из интервью, – да, похоже, меня там и не ждут»). После окончания сезона 2014-2015 Стэплтон покинул Россию, поиграл в национальных чемпионатах Швейцарии и Швеции, но под занавес игровой карьеры вновь отметился в КХЛ – в сезоне 2016-2017 сыграл за московский «Спартак».
…Ну, а цитата Майка Кинэна, вынесенная в заголовок этой байки, как-то очень точно охарактеризовала в общем-то мастеровитого и добротного американского форварда – после того, как Стэплтон жёстко прошёлся по КХЛ и России в подкасте Пола Биссоннетта и Райана Уитни. Понятно, что в увеселительном шоу на потребу американской публики такое поведение вполне допустимо, но у хоккейной аудитории нашей страны Тим впечатление о себе испортил.
© Владислав Рыбаченко
Использовано фото из архива редакции газеты «Магнитогорский металл» и ХК «Металлург»